ЭЭГ головного мозга: что показывает у детей, показания, подготовка ребенка, анализ результатов

Содержание

Суть метода

Электроэнцефалография – регистрация электрической активности мозга. В педиатрии зарекомендовал себя как безвредный и безопасный метод диагностики. Что такое ЭЭГ головного мозга у детей — это возможность зафиксировать на бумажный носитель даже незначительные импульсы активности в корковых структурах.

Данный метод сканирует энергию в мозговых структурах в миллисекундах и дает точную информацию за небольшой отрезок времени. Аппарат ЭЭГ фиксирует импульсы через электроды расположенные на голове у пациента и выдает данные путем записи на бумажный носитель, либо отображает информацию на компьютере.

Показания к проведению

Электроэнцефалограмма — высокоэффективный и безболезненный метод диагностики патологий головного мозга у детей с расстройствами центрального органа нервной системы или вызванные вследствие травм.

Процедура ЭЭГ назначается невропатологом на основе жалоб и по медицинским показаниям при патологиях мозговых структур:

  • Обмороки;
  • Головные боли;
  • Неустойчивое АД;
  • Травмы головы в анамнезе;
  • Нарушение сна;
  • Беспричинный плач;
  • Ночной энурез;
  • Заикание;
  • Вспышки агрессии;
  • Когнитивные нарушения (снижение памяти, концентрации внимания);
  • Судорожный синдром (без гипертермии);
  • Воспалительные поражения оболочек мозга (менингит);
  • Гидроцефалия у новорожденных;
  • ЗРР (задержка речевого развития);
  • ЗПР (задержка психического развития);
  • Оценка динамики после инструментальных вмешательств;
  • Эпилептические приступы;
  • ДЦП.

Диагностика методом ЭЭГ в педиатрической практике не имеет возрастных ограничений, что позволяет оценить воздействие анестезии при сложных операциях на мозге и показывает степень зрелости нейронов у ребенка. Процедура противопоказана при наличии открытых ран на черепе или наложенных швах.

Подготовка ребенка

ЭЭГ детям, не достигшим годовалого возраста, проводят при условии полного покоя (сна), когда ребенок полностью расслаблен, для получения достоверного результата исследования. Детям старшего возраста результаты фиксируются в состоянии бодрствования.

Для снижения активности ребенка, возможно назначение седативных препаратов по показаниям врача.

Подготовка к диагностике:

  1. Очищение головы от кожного жира (провести накануне исследования гигиену головы с моющим средством);
  2. Новорожденных и грудных детей за полчаса до процедуры покормить;
  3. Снять металлические изделия (сережки, цепочка);
  4. Прием противосудорожных препаратов должен быть приостановлен за три дня до ЭЭГ мозга;
  5. Исключить в день проведения диагностики продукты и напитки, возбуждающие ЦНС (шоколад, чай, энергетические напитки с кофеином).

ЭЭГ головного мозга не проводится при острых вирусных заболеваниях или присутствии кашля, который искажает результаты.

Дети старше трех лет, должны быть подготовлены дома психологически (родители объясняют суть процедуры).

Начало процедуры

Исследование методом ЭЭГ у детей проводится в несколько приемов. Сама процедура делается в затемненной комнате со звукоизоляцией. Дети грудного возраста укладываются на стол для пеленания, либо находятся на руках у родителей. Более старшие пациенты – на кушетке, в положении сидя или полулежа.

Для считывания мозговой активности, голова смазывается гелем – проводником и одевается сетчатый шлем, с размещенными на нем электродами. Электроэнцефалограф получает сигналы через трубки – проводники, соединенные с электродами на шлеме. Прибор заземляют и устанавливают клипсы на мочки ушей блокирующие проведение тока.

Длительность процедуры составляет около 30 минут, в течение которых запрещено поворачивать или наклонять голову.

Особенности проведения исследования

Данный метод исследования считается высокоэффективной техникой для уточнения патологических процессов в мозге и позволяет точно поставить диагноз.

Цель диагностики:

  1. Оценка периода бодрствования и сна;
  2. Динамика проводимой терапии;
  3. Локализация воспалительного очага;
  4. Выявление патологических изменений.

Фиксирование результатов ЭЭГ ребенка возможно как в состоянии покоя, так и с различными пробами:

  • Запись результатов в состоянии сна (фоновая кривая импульсов нейронов мозга);
  • Активизация мозговых структур при переходе из состояния покоя в режим деятельности (диагност в установленные промежутки времени говорит, когда необходимо открыть и закрыть глаза);
  • Применение пробы — гипервентиляции (пациент по команде диагноста глубоко вдыхает и выдыхает). Данная проба способна выявить новообразования и эпилептические скрытые признаки;
  • Диагностика с использованием фотостимуляции (перед ребенком включается лампа с заданным ритмом на включение и выключение, глаза во время пробы закрыты). Данная проба оценивает реакцию на раздражитель при нарушениях психического и речевого развития. Применяется так же при эпилепсии и судорожном синдроме.

Для подростков, возможны дополнительные пробы с применением психологических тестов во время ЭЭГ и добавление команд диагноста.

ЭЭГ мозга у детей, возможно, проводить, диагностируя импульсы в ночное время, или методом депревации ночного сна (ребенку длительное время не дают спать, с дальнейшей записью активности мозга во время покоя), но данная проба назначается крайне редко.

Показания к проведению ЭЭГ детям

ЭЭГ головного мозга у грудничков и подростков позволяет провести диагностику судорог и припадков мозгового происхождения, оценку эффективности лечения ранних форм эпилепсии, подобрать противосудорожные препараты, их дозировку у детей первых лет жизни. Исследование проводится для оценки правильного созревания биоэлектрической активности головного мозга у детей первого года жизни. ЭЭГ позволяет уточнить причины задержки психоречевого, психомоторного развития, психоэмоциональных нарушений.

ЭЭГ головного мозга грудничку делают при судорогах мозгового происхождения, после родовой травмы головного мозга, при необъяснимом непрерывном плаче младенца. У детей первого года жизни с помощью ЭЭГ оценивают адекватность развития. Старшим детям исследование проводят при наличии следующих показаний:

  • черепно-мозговая травма;
  • инфекционные заболевания и новообразования головного мозга;
  • потеря сознания;
  • частые головные боли;
  • нарушение качества сна;
  • хождение и говорения во сне, апноэ сна;
  • опухоли и другие заболевания головного мозга;
  • раздражительность, вспыльчивость;
  • неустойчивое артериальное давление.

Энцефалография позволяет диагностировать у детей такие заболевания: энцефалопатия, детский церебральный паралич, минимальная мозговая и вегетативная дисфункция. Процедура способна помочь детскому неврологу определить причины и степень выраженности патологий при проблемах с памятью и вниманием, отставании в речевом и моторном развитии. ЭЭГ делают гиперактивным детям, школьникам, которые жалуются на повышенную утомляемость.

Показания и противопоказания для назначения обследования

ЭЭГ ребенку назначают в конкретных случаях, когда есть подозрения на патологию головного мозга. Процедура также применяется при имеющихся заболеваниях, чтобы можно было контролировать их развитие. Для того чтобы пройти исследование, нужно обратиться к невропатологу и рассказать о симптомах, которые испытывает ребенок.

Показания для прохождения обследования:

  • Подозрения на образования в области черепной коробки.
  • Приступы эпилепсии. ЭЭГ головного мозга нужно пройти для того, чтобы оценить степень поражения.
  • Заикание.
  • Постоянные головные боли без веской причины.
  • Частая потеря сознания.
  • Контроль над состоянием органа после хирургического вмешательства в ЦНС.
  • Серьёзные травмы головы, требующие врачебного наблюдения.
  • Аутизм, а также задержка психического и речевого развития.
  • Воспалительные болезни головного мозга, к примеру, менингит.
  • Проблемы со сном, в особенности лунатизм.
  • Патологии при рождении, такие как гидроцефалия.
  • Наличие церебрального паралича у ребенка.
  • Резкие изменения в поведении. Несовершеннолетний стал агрессивнее, часто плачет без причины, страдает от раздражительности, проявляется гиперактивность.
  • Ребенок жалуется на слабость и проблемы с запоминанием информации.

В подобных ситуациях врач может принять решение, что нужно выполнить ЭЭГ ребенку. Пройти ЭЭГ можно при отсутствии противопоказаний, потому как важно не нанести вред малышу. Особых причин для того, чтобы не проводить процедуру, нет. Более того, её можно выполнять неограниченное количество раз, а также в любом возрасте и состоянии, даже для пациентов в коме.

Единственное, не допускается присоединять электроды к областям, где имеются кожные повреждения. Предварительно следует убедиться, что на голове отсутствуют открытые раны, сыпь, либо свежие швы после хирургического вмешательства.

Показывает ли ЭЭГ аутизм?

Почему часто рекомендуются электроэнцефалограмму для людей с неврологическими состояниями, такими как аутизм, нарушениями интеллектуального развития или глобальной задержкой развития?

Возникновение припадков у лиц с нарушениями нервной системы значительно выше, чем у типично развивающегося населения. Например, эпилепсия встречается у 1-2% населения в целом, но у 20-40% пациентов с аутизмом. Аномальная ЭЭГ встречается у примерно 2-4% общей популяции, но у 50-80% пациентов с аутизмом.

Почему судороги происходят так часто при аутизме и других нарушениях нервной системы? Нарушение работы мозга, которое приводит к задержкам развития, также предрасполагает к развитию судорог.
Таким образом, ЭЭГ показывает не аутизм, а наличие или отсутствие эпилептической активности, а уже по этому и другим показателям специалист может поставить точный диагноз.

Исследования: «Отсутствие связей между отдельными участками мозга при аутизме»

Ученые в ходе многочисленных исследований с применением электроэнцефалограммы сделали вывод, что у детей с диагностированным РАС наблюдается увеличенная активность в отдельных участках головного мозга, и уменьшенная – между отдаленными.

Данные исследования позволяют понять весь спектр проблем и преимуществ людей с РАС. Поведенческие, речевые и психоэмоциональные навыки требуют наличия слаженной нейронной связи между определенными участками мозга. Отсутствующая нейронная связь или связь со сниженной активностью как раз и объясняет наличие нарушений развития у людей с аутизмом.

При этом некоторые люди с РАС могут достигнуть невероятных высот в определенной сфере – это объясняется повышенной нейронной активностью в отдельных мозговых участках.

Ученые уверяют, что их открытие позволит исправлять некоторые на ранних сроках, стимулируя нейронную связь в головном мозге.

Виды и нормы ритмов

Для расшифровки результатов особое значение имеют ритмы. Их всего четыре:

  • альфа;
  • бета:
  • дельта;
  • тета.

Каждый из этих ритмов имеет свои нормы и возможные колебания нормативных значений. Чтобы родители лучше ориентировались в полученной на руки энцефалограмме головного мозга, постараемся максимально просто рассказать о сложном.

Альфа-ритмом называют базовый, фоновый ритм, который регистрируется в состоянии покоя и отдыха. Наличие такого вида ритма свойственно всем здоровым людям. Если его нет, говорят об асимметричности полушарий, что легко диагностируется при помощи УЗИ или МРТ. Этот ритм доминирует тогда, когда ребенок находится в темноте, в тишине. Если в этот момент включить раздражитель, подать свет, звук, альфа-ритм может уменьшиться или исчезнуть. В состоянии покоя он снова возвращается. Таковы нормальные значения. При эпилепсии, к примеру, на ЭЭГ могут регистрироваться спонтанные эпизоды всплеска альфа-ритма.

Если в заключении указывается частота альфа 8-14 Гц (25-95 мкВ), можно не волноваться: ребенок здоров. Отклонения альфа-ритма могут наблюдаться в том случае, если они фиксируются в лобной доле, если есть существенный частотный разброс. Слишком высокая частота, превышающая 14 Гц, может быть признаком сосудистых нарушений в головном мозге, перенесенных травм черепа и мозга. Заниженные показатели могут говорить об отставании в психическом развитии. Если у малыша слабоумие, ритм может не регистрироваться вообще.

Ритм бета регистрируется и меняется в периоды активности мозга. У здорового малыша в заключении будут указаны значения амплитуды 2-5 мкВ, фиксироваться такой тип волн будет в лобной доле головного мозга. Если значения выше нормы, доктор может заподозрить сотрясение или ушиб головного мозга, а при патологическом снижении — воспалительный процесс мозговых оболочек или тканей, например, менингит или энцефалит. Бета-волны в амплитуде 40-50 мкВ в детском возрасте могут говорить о заметном отставании в развитии ребенка.

Ритм типа дельта дает о себе знать в период глубокого сна, а также у пациентов, которые находятся в коме. Обнаружение такого ритма в период бодрствования может говорить о факте развития опухоли.

Тета-ритм также свойственен спящим людям. Если он выявляется в амплитуде свыше 45 мкВ в разных долях мозга, речь идет о серьезных нарушениях работы центральной нервной системы. В определенных вариантах такой ритм может быть у малышей до 8 лет, но у детей более старшего возраста он зачастую является признаком неразвитости, слабоумия. Синхронное повышение дельты и теты могут говорить о нарушении мозгового кровообращения.

Все типы волн ложатся в основу фиксации биоэлектрической активности мозга. Если указывается, что БЭА ритмичная, то причин для волнений нет. Относительно ритмичная БЭА говорит о наличии частых головных болей.

Диффузная активность не говорит о патологии, если нет иных отклонений. А вот при депрессивных состояниях у ребенка может обнаружиться сниженная БЭА.

В каких случаях энцефалограмма помогает поставить диагноз?


Энцефалография представляет собой несложный современный метод диагностики, не требующий вмешательства в человеческий организм. ЭЭГ является высокоинформативным способом исследования мозговых структур и позволяет выявлять даже малейшие отклонения от нормы. Это дает возможность обнаружить наличие патологии на раннем этапе и подобрать оптимальные методы лечения. ЭЭГ помогает установить и дифференцировать такие заболевания:

  • опухоли неизвестного происхождения;
  • черепно-мозговая травма;
  • воспалительные процессы коры и вещества мозга, причиной которых является инфекционное заражение;
  • врожденная гидроцефалия, характеризующаяся скоплением большого количества ликвора в полостях мозга;
  • последствия внутриутробных и родовых травм;
  • эпилептические приступы;
  • кровоизлияние, возникшее вследствие повреждения целостности сосудов под воздействием повышенного артериального давления, травмы или закупорки;
  • детский церебральный паралич, причиной которого обычно являются внутриутробные патологии;
  • неврологические нарушения, проявляющиеся в период сна, такие как сомнамбулизм, лунатизм.

При регистрации эпилептиформной активности у ребенка ЭЭГ проводится регулярно. Также повторные исследования могут назначаться с целью анализа эффективности лечения.

Как врач оценивает состояние пациента?

Для того чтобы точно определить состояние головного мозга, врачи проводят описание. Фиксируются показатели базального ритма, активность работы спайки головного мозга, а также анализ выявленных изменений после тестирования.

Негативные показатели:

  • если у ребенка барьерный симметрий, непосредственно в области полушария, более чем 30%;
  • при обнаружении синусового ритма волны;
  • отклонением также считают аркообразный ритм.

Помимо этого, если общий ритм превышает 50% — тоже отклонение.

Отметим, при травме на снимке обнаруживается бета-волна, она, как правило, имеет высокую амплитуду колебания. Если колебания менее чем 50 микровольт, то это означает, что у ребенка было сотрясение.

Оценка результатов

Существуют свои нормы ЭЭГ у детей, которые должен знать невролог, поэтому родителям после исследования выдается рисунок или кривая и описание. Должны быть отражены следующие моменты:

  1. Ритм (альфа, бета, тета и дельта), его локализация и частота.
  2. Предположительный характер патологии.
  3. Предварительный диагноз.

С этим заключением и рисунком маленький пациент с мамой отправляется к неврологу, который и даст все пояснения.

Как получить верные результаты?

ЭЭГ головного мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста, чаще всего, проводится в присутствии родителей (грудничков держат на руках). Специальной подготовки не производиться, родителям следует выполнить несколько несложных рекомендаций:

  • Внимательно осмотреть голову ребенка. При наличии незначительных царапин, ранок, расчесов сообщить об этом врачу. Электроды не крепятся на участки с поврежденным эпидермисом (кожей).
  • Накормить ребенка. Исследование проводится на сытый желудок, чтобы не смазать показатели. (Из меню нужно исключить сладости, содержащие шоколад, который возбуждает нервную систему). Что касается грудных детей, кормить их необходимо непосредственно перед процедурой в медицинском учреждении. В таком случае малыш спокойно заснет и исследование проведут во время сна.

ЭЭГ ребенку
Грудничкам удобнее проводить исследование во время естественного сна

Важно отменить прием лекарственных препаратов (если малыш получает лечение на постоянной основе, нужно уведомить об этом доктора). Детям школьного и дошкольного возраста нужно объяснить, что им предстоит делать, и для чего. Правильный психологический настрой поможет избежать излишней эмоциональности. С собой разрешается брать игрушки (исключая цифровые гаджеты).

Следует удалить с головы заколки, бантики, вынуть сережки из ушек. Девочкам не заплетать волосы в косы. Если ЭЭГ делается повторно, необходимо взять протокол предыдущего исследования. Перед обследованием у ребенка должны быть вымыты волосы и кожные покровы головы. Одним из условий является хорошее самочувствие маленького пациента. Если ребенок простужен, или имеются другие проблемы со здоровьем, процедуру лучше отложить до полного выздоровления.

Вред от обследования – правда и мифы

О том, вредно ли обследование, идут жаркие споры на тематических форумах в Интернете. Родители опасаются электромагнитных излучений. Волнения совершенно беспочвенны – прибор не воздействует на ребенка никаким излучением, он лишь выступает в качестве приемника, который улавливает и фиксирует электроимпульсы мозга. Таким образом, процедура ЭЭГ считается полностью безопасной, не имеющей каких-либо ограничений. Даже если ребенок маленький, даже если ему рекомендовано сделать ЭЭГ несколько раз, никакого вреда от диагностики не будет.

Правда, порой для маленьких детей приходится применить определенные седативные препараты, которые помогут малышу успокоиться и уснуть перед диагностикой. Вот они могут быть вредными, но только в том случае, если врач неправильно рассчитает дозировку или даст ребенку определенный препарат без учета индивидуальной непереносимости его компонентов. Но на практике такого обычно не случается.

На что указывает эпилептиформная активность?

Если в заключении стоит столь сложный для понимания термин, это означает, что в электроэнцефалограмме преобладают острые пики, которые существенно отличаются от фонового ритма, который регистрируется в положении покоя. Чаще всего такой вид имеют результаты у ребенка с эпилепсией. Но наличие острых пиков и ЭФА в заключении не всегда признак эпилепсии. Иногда речь идет об эпиактивности без приступов, а потому родители могут немало удивиться, ведь судорог и припадков у ребенка могло ни разу не происходить.

Врачи склонны полагать, что ЭЭГ отражает паттерны, которые проявляются даже в том случае, если у ребенка просто есть генетическая предрасположенность к эпилепсии. Обнаружение эпилептиформной активности не означает, что ребенку обязательно установят соответствующий диагноз. Но на необходимость повторного исследования этот факт обязательно указывает. Диагноз может не подтвердиться, а может и получить подтверждение.

Дети с эпилепсией требуют особого подхода, соответствующего и своевременного лечения у невролога, а потому игнорировать появление ЭФА в заключении не стоит.

Возможные нарушения на электроэнцефалограмме

Нарушение ритмов, отсутствие/присутствие определенных видов ритмичности, асимметрия полушарий указывают на сбои мозговых процессов и наличии заболеваний. Несимметричность на 35% и более может быть признаком кисты или опухоли.

Показатели электроэнцефалограммы для альфа-ритмичности и предварительные диагнозы

Атипии Выводы
отсутствие стабильности, увеличение частоты травмы, сотрясения, ушибы головного мозга
отсутствие на ЭЭГ деменция или умственная отсталость (слабоумие)
повышенная амплитудность и синхронизация, нехарактерное смещение области активности, ослабленная реакция на энергичность, усиленная ответная реакция на гиперветиляционное тестирование задержка психомоторного развития ребенка
нормальная синхронность при замедлении частоты замедленные психастенические реакции (тормозная психопатия)
укороченная реакция активации, усиление синхронности ритма нервно-психическое расстройство (неврастения)
эпилептическая активность, отсутствие или существенное ослабление ритма и реакций активации истерический невроз

Параметры бетта-ритмичности

Атипии Выводы
взаимное проникновение β-волн с амплитудой 50 мкВ сотрясение мозга
чрезмерная активность нервозность, депрессивное состояние, повышенная тревожность
взрывная или вспышечная активность энцефалит
частота до 18 Гц на фоне амплитуды свыше 30 мкВ ЗПР (задержка психомоторики развития)
превалирование β-ритмичности во всех отделах головного мозга невроз навязчивых состояний по второму типу

Параметры δ- и τ-ритмичности

Атипии Выводы
сильно завышенная амплитуда наличие новообразования
синхронные перманентные δ- и τ-волны на фоне завышенного показателя амплитуды деменция (приобретенное слабоумие)
превалирование и активность обоих ритмов в затылочной части с их увеличением при тест-вентиляции ЗПР
подавление τ-волнами остальных в передних мозговых отделах психопатия по возбудимому типу
резкие усиления обоих ритмов (пароксизм) невроз по истерическому типу
высокочастотные ритмы раздражение мозговых центров ирритации

Кроме описанных параметров, учитывается возраст обследуемого ребенка. У младенцев до шестимесячного возраста количественный показатель тета-колебаний непрерывно растет, а дельта-колебаний падает. С полугодовалого возраста эти ритмы стремительно угасают, а альфа-волны, напротив, активно формируются. Вплоть до школы наблюдается стабильная замена тета- и дельта-волн на волны β и α. В пубертатный период активность альфа-ритмов превалирует. Окончательное формирование совокупности волновых параметров или БЭА завершается к совершеннолетию.

Сбои биоэлектрической активности

Относительно стабильная биоэлектроактивность с признаками пароксизма, независимо от области мозга, где это проявляется, свидетельствует о превалировании возбуждения над торможением. Это объясняет наличие систематической головной боли и при неврологическом заболевании (мигрени). Совокупность патологической биоэлектроактивности и пароксизма является одним из признаков эпилепсии.

Депрессия у ребенка
Пониженная БЭА характеризует депрессивные состояния

Дополнительные параметры

При декодировании результатов во внимание принимаются любые нюансы. Расшифровка некоторых из них следующая. Признаки частого раздражения мозговых структур указывают на нарушение процесса циркуляции крови в головном мозге, недостаточности кровоснабжения. Очаговая анормальная активность ритмов является признаком предрасположенности к эпилепсии и судорожному синдрому. Несоответствие нейрофизиологической зрелости возрасту ребенка говорит о задержке развития.

Нарушение активности волн свидетельствует о перенесенных черепно-мозговых травмах. Преобладание активных разрядов с любой мозговой структуре и их усиление при физическом напряжении может вызывать серьезные нарушения в работе слухового аппарата, органов зрения, спровоцировать кратковременную потерю сознания. У детей с такими проявлениями необходимо строго контролировать спортивные и иные физические нагрузки. Медленный альфа-ритм может быть причиной повышенного мышечного тонуса.

Анализ ЭЭГ у детей

Благодаря тому, что Юсуповская больница оснащена современными цифровыми аппаратами ЭЭГ, нейрофизиологи производят анализ электрической активности на качественно новом уровне. Электроэнцефалограмма регистрируется на бумаге, но одновременно в цифровом виде записывается на компьютерные носители. Современные методы компьютерной обработки электроэнцефалограммы позволяют врачам функциональной диагностики проводить:

  • спектральный анализ ЭЭГ;
  • детальный анализ ЭЭГ-феноменов;
  • просматривать любой участок кривой в увеличенном виде;
  • производить его амплитудно-частотный анализ;
  • представлять полученные данные в виде карт, графиков, диаграмм.

Заключение по результатам ЭЭГ ребёнка родители получают на руки на второй день. В дальнейшем его предоставляют детскому неврологу. Установление окончательного диагноза – компетенция лечащего врача.

Записывайтесь на процедуру ЭЭГ по телефону Юсуповской больницы. Клиника принимает пациентов возраста 18+.

Этапы проведения энцефалографии

Если рассматривать стандартную процедуру ЭЭГ, то она состоит из следующих этапов:

  1. Запись активности мозга в состоянии покоя – получение «фоновой кривой».
  2. Фиксация активности мозга при переходе из состояния покоя к деятельности. Это проба с открыванием и закрыванием глаз. Ребенок должен выполнять команды врача.
  3. Проба с гипервентиляцией. Она позволяет выявить эпилепсию в скрытой форме, различные опухоли мозга, затяжные стрессы. По команде специалиста ребенок делает глубокие вдохи и выдохи. С малышом такие измерения можно превратить в игру, попросив его «подуть на горячий чай» или «потушить свечу».
  4. Фотостимуляция помогает оценить адекватность психомоторного и речевого развития малыша, также можно диагностировать эпилептическую активность. С помощью лампочки делаются периодические вспышки света, глаза при этом должны быть закрыты.

Обычно процедура занимает около 30 минут, если понадобятся дополнительные исследования, то время увеличивается.

сделать ЭЭГ ребенку

О чем говорит альфа-ритм

Если специалист отмечает нарушение альфа-ритма, то это может свидетельствовать о наличии новообразования в мозге, травмы или кровоизлияния. У ребенка это может говорить о задержке развития, особенно при наличии:

  • Чрезмерной амплитуды и синхронности.
  • Смещения центра активности из теменной и затылочной зон.
  • Бурной активности во время глубокого дыхания.

Как подготовить ребёнка к ЭЭГ

Важным условием для проведения ЭЭГ у детей является спокойное и расслабленное поведение. В день проведения процедуры с ребёнком необходимо поиграть в подвижные игры. Во второй половине дня лучше придумать малышу спокойные занятия. Необходимо исключить просмотр телевизора, использование компьютерных игр и программ, возбуждающих нервную систему. Вместо телевизора лучше провести время в парке вдали излишней эмоциональной активности. Необходимо ограничить потребление ребёнком жидкости.

Малышу следует тщательно вымыть волосы с детским шампунем и снять все металлические украшения. Накануне обследования из рациона детей исключают шоколад, чай, кока-колу. Следует ограничить количество сладкого, солёного. Перед исследованием ребёнка надо вкусно покормить, чтобы он не капризничал во время процедуры.

Если малыш находится на грудном вскармливании, маме необходимо заранее сцедить молоко и взять с собой. Детям, которые питаются смесями, замещающими грудное молоко, родители приносят в клинику неврологии детское питание. Важно провести правильную психологическую подготовку ребёнка. Иногда вид белого халата, шапочки с электродами вызывает у детей отрицательные эмоции. Малышу следует рассказать, что он будет играть в космонавта или, надев шапочку, станет супергероем.

Как делают ЭЭГ ребёнку 2 лет? Иногда возникают сложности с выполнением процедуры двухлетним детям из-за их повышенной подвижности. Для того чтобы результаты исследования были корректными, необходимо малыша успокоить, взять на руки, почитать сказку. Как сделать ЭЭГ гиперактивному ребёнку? Крик, истерика, возбуждённое состояние малыша могут исказить результаты ЭЭГ. Родителям необходимо отвлечь малыша, а врачу постараться быстро зафиксировать показатели биоэлектрической активности мозга.

Как проводится процедура: основные этапы

Процедуру ЭЭГ делают в несколько этапов, о которых и родителям, и маленькому пациенту нужно узнать заранее, чтобы правильно подготовиться. Начнем с того, что кабинет для проведения электроэнцефалографии совсем не похож на обычный медицинский кабинет. Это звукоизолированное и затемненное помещение. Сама комната обычно имеет небольшие размеры.

В ней установлена кушетка, на которой предложат разместиться ребенку. Грудничка размещают на пеленальном столике, который также имеется в кабинете.

На голову предлагается надеть специальный «шлем» – тканевая или резиновая шапочка с закрепленными электродами. На некоторые шапочки доктор устанавливает необходимые электроды в требуемом количестве вручную. С электроэнцефалографом электроды соединяются посредством мягких тонких трубочек-проводников.

Электроды смачивают физраствором или специальным гелем. Это необходимо для лучшего прилегания электрода к голове малыша, чтобы не образовывалось воздушного пространства между кожей и принимающим сигналы датчиком. Оборудование в обязательном порядке заземляется. На уши ребенка в районе мочек крепят клипсы, не проводящие ток.

Продолжительность исследования в среднем составляет 15-20 минут. Все это время ребенок должен быть максимально спокоен.

Грудничков рекомендуют взять на руки — место на кушетке в этом случае занимает мама. Ребенок более старшего возраста располагается на кушетке полусидя.

Какие тесты предстоят, зависит от возраста маленького пациента. Чем старше ребенок, тем сложнее будут задания. Стандартная рутинная процедура подразумевает несколько вариантов фиксации электрических потенциалов.

  • Сначала записывают фоновую кривую — эта линия на полученном графике будет отображать импульсы нейронов головного мозга в состоянии покоя.

  • Затем проверяют реакцию головного мозга на переход от отдыха к активности и рабочей готовности. Для этого ребенка просят открыть и закрывать глаза в разном темпе, который задает врач своими командами.

  • Третий этап — проверка работы головного мозга в состоянии так называемой гипервентиляции. Для этого ребенка просят делать глубокие вдохи и выдохи с заданной доктором частотой. По команде «вдох» делается вдох, по команде «выдох» ребенок выдыхает. Этот этап позволяет выявить признаки эпилепсии, новообразований, которые привели к нарушениям функциональных возможностей мозга.

  • Четвертый этап подразумевает применение фотостимуляции. Потенциалы продолжают регистрироваться, но доктор включает и выключает специальную лампочку с определенной частотой перед закрытыми глазами пациента. Такой тест позволяет установить некоторые особенности как психического, так и речевого развития, а также склонность к эпилепсии и судорожным синдромам.
  • Дополнительные этапы применяются в основном для детей более старшего возраста. Они включают в себя различные команды врача — от сжимания и разжимания пальцев рук в кулаки до ответа на вопросы психологических тестов, если ребенок находится в таком возрасте, в котором ответы и понимание в принципе возможны.


Родители могут не переживать — больше, чем ребенок может и умеет, от него не потребуют. Если он с чем-то не справится, ему просто дадут другое задание.

Наиболее распространение диагнозы на основе ЭЭГ

К распространенным заболеваниям, которые диагностируются неврологом у детей после исследования, относятся:

  • Опухоль головного мозга различной этиологии (происхождения). Причина патологии остается неясной.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Одновременное воспаление оболочек мозга и мозгового вещества (менингоэнцефалит). Причиной, чаще всего, является инфекция.
  • Анормальное скопление жидкости в структурах головного мозга (гидроцефалия или водянка). Патология имеет врожденный характер. Скорее всего, в перинатальный период женщина не проходила обязательные скрининги. Либо аномалия развилась вследствие травмы, полученной младенцем во время родоразрешения.
  • Хроническое психоневрологическое заболевание с характерными судорожными приступами (эпилепсия). Провоцирующими факторами являются: наследственность, травма при родах, запущенные инфекции, асоциальное поведение женщины во время вынашивания малыша (наркомания, алкоголизм).
  • Кровоизлияние в вещество головного мозга, вследствие разрыва сосудов. Может быть спровоцировано повышенным давлением, травмами головы, закупоркой сосудов холестериновыми наростами (бляшками).
  • Детский церебральный паралич (ДЦП). Развитие заболевания начинается во внутриутробном периоде под воздействием неблагоприятных факторов (кислородное голодание, внутриутробные инфекции, воздействие алкогольных или фармакологических токсинов) или травмой головы при родоразрешении.
  • Неосознанные передвижения во время сна (лунатизм, сомнамбулизм). Точного объяснения причины не существует. Предположительно, это могут быть генетические отклонения или влияние неблагоприятных природных факторов (если ребенок находился в экологически опасной зоне).

Эпилепсия
При диагностированной эпилепсии ЭЭГ проводится регулярно

Когда отдают заключение?

Получить заключение на руки с описанием результатов родители могут примерно через сутки. В некоторых случаях время может быть увеличено — это зависит от занятости врача и очередности в конкретном медицинском учреждении.

Оценка тета- и дельта-ритма

Эти два ритма можно зафиксировать у здорового малыша только во время сна. Наличие их в энцефалограмме может говорить о слабоумии ребенка, склонности к психозу или неврозу.

Вспышки и острые волны чаще всего регистрируются при эпилептиформной активности и подтверждают диагноз “эпилепсия”. Только ЭЭГ можно использовать для подтверждения данного диагноза.

Все остальные показатели, которые отражены в описании к кривой, может проанализировать и прокомментировать только грамотный специалист. И только после постановки точного диагноза может назначаться необходимое лечение.

нормы ээг у детей

Бета-ритм

Если сделать ЭЭГ ребенку, полностью здоровому, то этот ритм фиксируется только в лобных долях. Если происходит смещение в центральные отделы головного мозга, то это может свидетельствовать о задержке в умственном развитии.

Если диагностированы изменение частоты или амплитуды, то это может говорить о сотрясении мозга или воспалительных процессах в тканях.

Расшифровка результатов электроэнцефалограммы

Декодированием полученных результатов должен заниматься только нейрофизиолог или невропатолог высокой квалификации. На графике довольно сложно определить отклонения от нормы, если они не имеют ярко выраженного характера. При этом нормативные показатели могут трактоваться по-разному в зависимости от возрастной категории пациента и состояния здоровья на момент проведения процедуры.

Непрофессиональному человеку правильно разобраться в показателях практически не под силу. Процесс расшифровки результатов может занимать несколько дней, в связи с масштабом анализируемого материала. Врач должен оценить электрическую активность миллионов нейронов. Оценку детской ЭЭГ усложняет то, что нервная система находится в состоянии созревания и активного роста.

Электроэнцефалограф регистрирует основные виды активности детского мозга, отображая их в виде волн, которые оцениваются по трем параметрам:

  • Частота волновых колебаний. Изменение состояние волн за секундный интервал времени (колебания) измеряется в Гц (герцах). В заключение фиксируется усредненный показатель, полученный средней активности волн за секунду на нескольких участках графика.
  • Размах волновых изменений или амплитуда. Отражает расстояние между противоположными пиками активности волн. Измеряется в мкВ (микровольтах). В протоколе описываются наиболее характерные (часто встречающиеся) показатели.
  • Фаза. По данному показателю (количество фаз на одно колебание) определяется текущее состояние процесса или изменения его направленности.

Кроме этого, учитывается ритмичность работы сердца и симметричность активности нейтронов в полушарьях (правом и левом). Основной оценочный показатель мозговой деятельности – это ритм, который генерируется и регулируется наиболее сложным по структуре отделом головного мозга (таламусом). Ритм определяется по форме, амплитуде, регулярности и частоте волновых колебаний.

Существуют ли противопоказания?

Как правило, детская эхоэнцефалография мозга не имеет абсолютных противопоказаний. Но, если у ребенка выраженное психическое расстройство, необходимо провести медикаментозную санацию.

Санацию проводит только детский анестезиолог. Отметим, что выбор лекарственного препарата осуществляется после лабораторного обследования.


ЭЭГ головного мозга
Детская эхоэнцефалография почти не имеет противопоказаний

Как проходит обследование?

Помещение, в котором делают энцефалограмму, имеет свои особенности – это маленькая комната, в которой довольно темно и есть надежная звукоизоляция. В ней имеется медицинская кушетка и столик для малышей грудного возраста.

На голову ребенку перед обследованием надевают специальную шапочку, именуемую в народе «шлемом». Она может быть выполнена из ткани или тонкой резины, электроды в ней могут быть уже закрепленными или прикрепляться лаборантом на месте.

Сами электроды слегка смачивают физраствором или гелем, чтобы исключить отхождение отдельных из них от кожи головы. На мочках ушей ребенка крепятся небольшие клипсы, не проводящие электроток. Оборудование заземляют.

Ребенку нужно постараться сохранять спокойствие на протяжении 20 минут обследования. Объем тестов, которые будут предложены маленькому пациенту, зависит от его возраста. Чем старше чадо, тем больше к нему будет обращено просьб от доктора.


Для начала ничего делать не надо – аппаратура должна зарегистрировать фоновую кривую, которая свойственная ребенку в спокойном состоянии. Потом врач фиксирует реакции коры головного мозга на переход от покоя к активности – ребенка просят поморгать (малыше не просят). Для детей более старшего возраста используют тест с гипервентиляцией – при нем будут фиксировать импульсы мозга при интенсивных глубоких вдохах и выдохах по команде доктора.

Тест с фотостимуляцией подразумевает реакции мозга на включение и выключение в определенном темпе специальной лампочки, которую разместят перед закрытыми глазами ребенка. Тесты на сжимание и разжимание кулачков обычно проводят детям среднего школьного возраста и подросткам.

Частые нарушения и возможные диагнозы

На основании одной только ЭЭГ ставить диагнозы ребенку никто не станет. Данные исследования могут потребовать подтверждения или опровержения при помощи других методов, в том числе МРТ, КТ, УЗИ. Результаты электроэнцефалографии лишь могут предположить наличие у ребенка порэнцефалической кисты, эпилептической активности без приступов, пароксизмальной активности, опухолей, психических отклонений.

Рассмотрим, что могут иметь в виду доктора, указывая определенные патологии в заключении ЭЭГ.

  • Если указано, что обнаружена дисфункция средних отделов мозга, стоит предположить, что у ребенка просто был стресс, что он не выспался, часто нервничает, а потому ему будет достаточно занятий с психологом, создания благоприятной обстановки в семье, уменьшения психологической нагрузки и легких седативных препаратов растительного происхождения. Заболеванием это не считается.
  • Если в электроэнцефалограмме будет написано, что обнаружена межполушарная асимметрия, это не всегда является признаком патологии в детском возрасте. Ребенку будет рекомендовано динамическое наблюдение у невролога.
  • Диффузные изменения альфа-ритма в заключении также могут быть вариантом нормы. Ребенку назначают дополнительные исследования.
  • Более опасно обнаружение очага патологической активности, которое в большинстве случаев свидетельствует о развитии эпилепсии или повышенной склонности к судорогам.
  • Формулировка «ирритация мозговых структур» говорит о нарушении кровообращения мозга, о наличии травматических поражений после ударов, падений, а также о высоком внутричерепном давлении.
  • Обнаружение пароксизмов может быть признаком эпилепсии в начальной стадии, но это далеко не всегда так. Чаще обнаружение пароксизмов говорит о склонности, возможно, наследственной, к эпилептическим припадкам. Повышенный тонус синхронизирующих структур патологией вообще считать нельзя. Но по сложившейся практике ребенка все равно направляют наблюдаться к неврологу.

Наличие активных разрядов является тревожным признаком. Ребенку нужно пройти обследование на предмет опухолей и новообразований.

Только врач может дать точный ответ на вопрос, все ли в порядке с малышом. Попытки сделать выводы самостоятельно могут завести родителей в такие дебри, из которых очень сложно найти разумный и логичный выход.

Варианты проведения ЭЭГ

Фиксироваться биоактивность головного мозга может разными способами, поэтому врачи выделяют несколько вариантов проведения энцефалографии:

  1. Рутинный способ. На протяжении 15 минут фиксируются биопотенциалы головного мозга, параллельно проводятся провокации в виде вспышек яркого света или глубокого дыхания.
  2. Длительный вариант предполагает фиксацию работы головного мозга с учетом дневного сна.
  3. Длительные измерения во время всего ночного сна.
  4. Последний вариант – это измерение с лишением сна (такое ЭЭГ детям делается крайне редко, только в случае необходимости).

Какой вариант энцефалографии выбрать, в каждом конкретном случае решет врач.

где сделать ЭЭГ ребеннку

Цели ЭЭГ-диагностики

Это исследование помогает врачу оценить:

  1. Характер нарушений работы мозга и степень их выраженности.
  2. Расположение поврежденного участка мозга.
  3. Смену периодов сна и бодрствования.
  4. Эффективность лечения.

В зависимости от того, что показывает ЭЭГ у ребенка, врач может прийти к выводу о необходимости проведения других процедур и исследований. Например, может понадобиться компьютерная томография.

ЭЭГ мониторинг детям

Источники

  • https://GolovaiMozg.ru/deti/chto-pokazyvaet-eeg-golovnogo-mozga-u-detej
  • https://yusupovs.com/articles/neurology/vypolnenie-eeg-golovnogo-mozga-detyam/
  • https://nevrology.net/metody-diagnostiki/eeg-golovnogo-mozga-rebenku.html
  • https://autizmy-net.ru/eeg-pri-autizme-tselesoobraznost/
  • https://yarborok.ru/eeg-pri-autizme-chto-pokazyvaet-elektroencefalogramma-v.html
  • https://o-krohe.ru/analizy-rebenka/eeg-golovnogo-mozga/
  • https://www.deti34.ru/diagnostika/drugoe/eeg-golovnogo-mozga-chto-pokazyvaet-u-detej.html
  • https://GolovaMozg.ru/diagnostika/elektroencefalogramma-rebenku.html
  • http://fb.ru/article/278196/kak-i-zachem-delayut-eeg-detyam
  • https://diametod.ru/funkcionalnaya/rasshifrovka-eeg-detey
  • https://o-krohe.ru/analizy-rebenka/encefalogramma-golovnogo-mozga/

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию