Дебилизм: что это такое, симптомы психического заболевания

Содержание

1 Дебилизм: описание заболевания

Дебилизм – легкая степень олигофрении. Этот вид патологии является наиболее распространенным у людей (около 75%). Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии применяются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность ».

Главной причиной возникновения этого заболевания является наследственная предрасположенность. К причинам развития болезни относится относятся инфекционные заболевания (краснуха, корь, цитомегалия, сифилис), резус-конфликт и гипоксия плода. Курение, употребление спиртных напитков и наркотических веществ влияют на появление этого недуга у ребенка. Дебилизм может возникнуть из-за травмы при родах, асфиксии новорожденного, заболеваний, которыми переболел ребенок в детском возрасте (энцефалит, менингит), и черепно-мозговых травм.

РекомендуемПричины, симптомы и лечение умственной отсталости
Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

2 Основные клинические проявления

При этой стадии недуга больные способны к обучению по специальной программе вспомогательных школ. Они могут овладеть определенными трудовыми навыками. Эта форма умственной отсталости характеризуется тем, что дети владеют хорошим развитием речи. Основными симптомами этой болезни является:

  • наглядно-образный тип мыслительной деятельности;
  • невозможность построения сложных понятий и умозаключений;
  • недоразвитие волевых качеств;
  • внушаемость и отсутствие инициативности;
  • трудности в улавливании связей между предметами и событиями.

У них развита механическая память. Основным признаком заболевания является нарушения абстрактного мышления и преобладают конкретные суждения. Переход от простых, конкретных к более сложным, отвлеченным обобщениям происходит с трудом.

В процессе обучения у таких больных наблюдается отсутствие инициативности и самостоятельности. Дети отличаются медлительностью и пассивностью. Основной трудностью для дебилов является то, что они в процессе решения задач используют схему-шаблон и им трудно изменить привычный ход решения и мышления.

Эмоционально-волевая и личность пациента страдает в меньшей степени, чем при имбецильности. У таких детей отмечаются трудность в самообладании и способности подавлять свои влечения. Они мало обдумывают свои поступки, присутствует импульсивность в поведении и повышенный уровень внушаемости.

При дебильности отмечается более высокий уровень и темп психического развития, чем при других формах умственной отсталости. Отставание психического развития имеет наиболее выраженную форму в раннем детстве. С возрастом умственное недоразвитие становится менее заметным.

Эта форма заболевания имеет внешние проявления. У таких пациентов наблюдается дебильное лицо. У пациентов, которые страдают олигофренией лицо выглядит с некоторыми аномалиями. Эти аномалии отличаются своей выраженностью в зависимости от стадии недуга.


РекомендуемПонятие олигофрении, степени слабоумия и способы лечения
Понятие олигофрении, степени слабоумия и способы лечения

3 Степени, типы и формы недуга

В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируется как легкая, умеренно выраженная и тяжелая.

Стадия Признаки
Легкая IQ: 65-69. Владение навыками самообслуживания, рабочей специальностью и школьной программой. Отмечаются трудности в принятии решений
Умеренно выраженная IQ: 60-64. Бытовые навыки приобретаются не в полном объеме. Действия выполняются механическим образом
Тяжелая IQ: 50-59. Маленький словарный запас, бытовые навыки приобретаются с трудом. Больные легко попадают под чужое влияние

Выделяют три типа дебильности в зависимости от выраженности волевых нарушений: гиподинамический, гипердинамический и простой тип.

Тип Характеристика
Гиподинамический Заторможенность психических процессов
Гипердинамический Двигательная активность и расторможенность психических процессов
Простой Незначительные нарушения эмоционально-волевой сферы

В зависимости от тяжести эмоциональных и интеллектуальных нарушений выделяют четыре формы дебильности: стеническую, астеническую, атоническую и дисфорическую.

Форма Характеристика
Стеническая Хороший уровень адаптации. Отмечается недоразвитие памяти
Астеническая Быстро нарастает усталость. Наблюдается эмоциональная лабильность, сужен объем внимания. В некоторых случаях наблюдаются расстройства речи, мелкой моторики и мышления
Атоническая Безразличие, резкая смена активности. Отмечается обеднение эмоций, суженность интересов, дурашливость и многоречивость
Дисфорическая Постоянно вступают в конфликты. Наблюдается агрессивность. Отмечаются трудности в обучении и общении в коллективе

РекомендуемСимптомы и лечение шизофрении у детей и подростков
Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков

4 Диагностика

Диагноз «дебильность» устанавливается в большинстве случаев тогда, когда ребенок начинает учиться в школе. Чтобы поставить верный диагноз, рекомендуется провести обследование у невролога, психиатра и психолога. Если у ребенка отмечаются нарушения речи, то надо обратиться к логопеду.

Для установления диагноза рекомендуется осуществить исследование психодиагностическими методиками (например, тест Векслера). При неврологическом обследовании в большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких движений. Пациентам рекомендуется провести электроэнцефалографию, эхо- и реоэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Для правильного установления диагноза нужно провести дифференциальную диагностику. Нужно исключить наличие пограничной умственной отсталости, которая возникла по причине задержки нервно-психического развития. Дебильность надо отличать от снижения интеллектуальных способностей, которые развиваются на фоне эпилепсии и шизофрении в детском возрасте.

Причины идиотии

Все многообразие этиологических факторов развития идиотии можно разделить на эндогенно-наследственные (встречающиеся наиболее часто) и экзогенные влияния (отмечаются реже) в момент зачатия и на плод во время беременности (эмбрио- и фетопатии).

Основными причинами являются генные аномалии, хромосомные мутации (болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика», болезнь Шерешевского-Тернера и Клайфельтера), рецессивно-наследуемые метаболические формы врожденного слабоумия (фенилкетонурия, гаргоилизм, галактоземия и пр.). Также идиотию могут вызывать эндогенно-наследственные патологии, к которым можно отнести краниостеноз, врожденную аномалию головного мозга, микроцефалию.

Свою лепту в развитие идиотии вносят и экзогенные влияния. Наиболее часто встречающийся – инфекционный фактор. Патологическое влияние на плод таких инфекционных заболеваний, как краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, листериоз, возможно в связи с проникновением вирусов и бактерий через фето-плацентарный барьер. Меньшее значение имеет сифилис родителей.

Особую роль играют токсические влияния на эмбрион и плод, а именно алкоголизм родителей (особенно матери), прием некоторых лекарственных средств матерью во время беременности (антибиотики, барбитураты, сульфаниламидные препараты и прочие). Имеет значение также несовместимость плода и матери по ABO-системе и резус-фактору.

Патологические процессы и травмы в родах и раннем постнатальном развитие не могут стать причинами развития идиотии, но могут усугубить сложившуюся клиническую ситуацию (асфиксия в родах, повреждения самого мозга, внутричерепные гематомы, интракраниальные инфекции).

Лечение дебильности

Лечение дебильности имеет много направлений, которые полностью зависят от причин появления болезни и ее развития. Больные стоят на учете у психоневролога. При выявлении эндокринопатии посещать следует еще и эндокринолога.

Лечение проводится медикаментозное:

  • Этиотропное лечение назначается при токсоплазмозе, сифилисе.
  • Соблюдение диеты при ферментотерапии.
  • Гормональная терапия назначается при эндокринопатии.

Симптоматическое лечение направлено на устранение признаков дебильности:

  • Дегидратационные средства.
  • Нейропротекторы.
  • Общеукрепляющее лечение.
  • Метаболиты (Глутаминовая кислота, витамины группы В).
  • Противосудорожные препараты.
  • Ноотропы (Аминалон, Ноотропил).
  • Психотропные препараты.
  • Психостимуляторы при астении и повышенной утомляемости: Амфетамин, Пемолин.
  • При чрезмерной эмоциональной возбудимости назначаются Аминазин, Галоперидол, Элениум.

Корригирующие методы (психологические, логопедические, педагогические) применяются при выраженной дебильности. Психологическая помощь назначается при нарушении поведения и на стадии обучения. В более взрослом возрасте дается помощь в обучении профессиональных навыков и бытовой работе.

перейти

Социальные аспекты и одна уголовная история

Беда таких людей в том, что они с лёгкостью поддаются внушению, им просто попасть под влияние авторитета. Часто этим пользуются представители криминальных структур. Умственная отсталость не позволяет им анализировать ситуацию комплексно, думать о последствиях. Если же сам человек агрессивен, озлоблен, то из него получается достаточно страшный уличный хулиган или грабитель. Обычный человек, даже самый злой, хоть как-то задумывается о последствиях, может иметь и какие-то свои представления о морали. Дебил думает более простыми категориями. К примеру, один совершил несколько нападений с ножом на танцах. У него была явная дебильность, диагноз поставлен за много лет до совершения преступлений. Однако он все три раза умудрялся ходить незамеченным. В третий раз нападение кончилось летальным исходом и правоохранительные органы «героя» всё же отловили. По рассказу сотрудника милиции, в те годы ещё милиции, он искренне считал себя правым, потому что младших обижать нехорошо. Вот так складывались дела…

Он пришёл на танцы, но его внешний вид, размашистые движения и неспособность вести разговор высмеивались. Тогда он пришёл на второй день, но уже с ножом. Тех обидчиков он не выискивал, просто ждал новых насмешек, а потом, выбрав момент, применял нож. И таких было три эпизода, только не медицинских, а эпизодов из уголовного дела. Сотрудникам милиции он повторял уверенно, что младших обижать плохо.

Вполне возможно, что когда-то об этом ему поведали учителя спецшколы для детей с умственными отклонениями. Он же трансформировал сию благую установку по-своему. При этом он детально, буквально по шагам, расписал милиции всё происходящее. И от ножа не избавлялся, потому что считал свои поступки правильными.

  • Ну ты и дебил, — заметил в конце одного из допросов следователь.
  • Дебил, но не значит, что меня можно обижать, — ответил подозреваемый.


При диагнозе дебильность человек думает простыми категориями с самого детства, не может логически сопоставлять полученную информацию

От судебной ответственности такой диагноз не спасает, и борец за права слабых и маленьких получил вполне реальный срок. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Всё это не говорит о том, что дебилы какие-то патологические агрессоры. Вовсе нет. Такие люди могут быть на хорошем счету у руководства. Если они женятся или выходят замуж, то очень ценят свои семьи. Многие могут отличаться бескорыстностью, готовностью прийти на помощь друзьям в трудную минуту и ничего не требовать взамен. Признаки дебильности у взрослых — точно такие же, как и у детей. Несоответствие хронологического и психического возраста.

Виды

Среди дебилов выделяют несколько групп:

  1. Эретичные (возбудимые).
  2. Вялые и апатичные.
  3. Злобно-упрямые.
  4. Мстительные.
  5. Торпидные (заторможенные).

Первые две группы дебилов имеют лучшие умственные способности по сравнению с другими. При этом 3-я и 4-я группы представляют угрозу для общества, поэтому чрезвычайно важно выявлять дебильность в раннем возрасте, чтобы направить ребенка к специалисту.

Прогнозы

При идиотии развиваются такие осложнения, как социальная дезадаптация, опасное поведение с направлением агрессии чаще на себя.

Ребенок может травмироваться из-за зрительных и двигательных нарушений. Слабая физическая активность приводит к возникновению застойной пневмонии (развивается в результате нарушения гемодинамики и вентиляции легких). Судороги могут закончиться развитием эпилептического статуса.

Дисфагия (нарушение глотания) опасна попаданием пищи в трахею и развитием аспирационной пневмонии (повреждение паренхимы легких). Нарушение липидного обмена приводит к жировому гепатозу (избыточное накопление жира в печени) и печеночной недостаточности. Сердечную недостаточность вызывают отложения жира на клапанах. Погибают чаще от дыхательной или сердечной недостаточности, вторичных инфекций, отягчающих течение основного заболевания.

Самый неблагоприятный прогноз имеет амавротическая идиотия Тея-Сакса, инфантильная форма которой заканчивается летальным исходом. Поздняя форма развивается наиболее медленно, имеет доброкачественное течение, поэтому прогноз относительно благоприятный. В большинстве случаев пациенты проживают не более 20 лет.

Благодаря тщательному уходу, врачебному наблюдению, медикаментозной поддерживающей терапии больные могут прожить 40 лет. Излечиться от идиотизма невозможно.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Детский дебилизм
Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Признаки и симптомы идиотизма

Только после подробного осмотра врач может оценить степень интеллектуального развития больного и выставить окончательный диагноз. Идиотизм часто сочетается с тупоумием, но само по себе тупоумие не является признаком идиотизма.

Тупоумие выражается в узконаправленном, поверхностном и ригидном мышлении. В случае тупоумия задержка в развитии настолько незначительна, что внешне больной похож на абсолютно нормального человека.

Тем не менее, его мыслительные способности ограничены восприятием лишь определенного спектра информации и категорическом неприятии иного. Это выражается в банальной глупости, плохой сообразительности, ограниченном мышлении и неспособности самостоятельно анализировать получаемую информацию.

Страдающий тупоумием больной идиотизмом абсолютно неспособен воспринимать информацию, делать какие-либо умозаключения и выводы из происходящего вокруг него. В целом, тупоумие развивается на уровне генетики и обуславливается явлением мутации.

У таких людей может наблюдаться незначительный прогресс в духовном развитии и даже формирование некоторого самосознания, хотя мыслительная функция, как таковая, по-прежнему остается на низком уровне. Тем не менее, все эти незначительные прогрессы невозможны в случае идиотизма.

Признаки и симптомы идиотизма в достаточной степени выражены и яркие. Для больных нехарактерны активные оборонительные действия. К примеру, во время проведения медицинской инъекции идиот, ощущая страх или боль, не предпринимает попыток закрыться или оттолкнуть объект угрозы, вместо этого он будет плакать и кричать.

Беспомощность больных достигает самых различных степеней развития и форм проявления: отсутствие способности к самостоятельному употреблению пищи, непроизвольные акты мочеиспускания и дефекации, неспособность ходить, несмотря на отсутствие поражения или паралича мышц ног.

Попытки ходьбы похожи на детские – походка крайне неуклюжая, шаткая, руки растопырены в стороны. То же самое касается и речи: она может полностью отсутствовать или же напоминать детский лепет, произношение повторяющихся нечленораздельных звуков.

В плане общего психологического развития идиоты схожи с детьми возрастом от года до четырех лет. Тем не менее, по чертам характера они могут отличаться между собой: от молчаливых и апатичных, до крайне активных и любопытных. Многим из них присуща склонность к подражанию и стереотипному поведению, формированию привычек.

При высшей форме идиотизма возможна свободная речь и даже поверхностное обучение больного письму и чтению. Его можно также обучить простейшим навыкам и умениям, выполнению несложных поручений. Тем не менее, дальнейшее обучение абсолютно невозможно, так как идиоты быстро теряются перед сложными задачами.

Идиотизм как отсутствие интеллекта влечет за собой и нравственное разрушение личности, что проявляется в импульсивных действиях, которые направлены исключительно на удовлетворение желаний, склонности ко лжи и обману, грубости.

Феномен идиотизма заключается также в том, что вместе с тотальным нарушением интеллекта возникает чрезмерное развитие памяти – некоторые больные способны запомнить и повторить необыкновенное сложные и объемные вычислительные действия, текст, иногда обладают впечатляющими музыкальными и художественными способностями.

Характеристика данного психического заболевания, однако, не ограничивается духовными и этическими проблемами. В большинстве случаев оно сопровождается и физическими нарушениями: асимметрия или уменьшение черепа, обширные параличи или паралич одной половины тела, эпилепсия, косоглазие, слепота, неправильно сформированная ушная раковина, неправильная расстановка и рост зубов.

На уровне быта, в наше время, под признаками этого заболевания часто называют непрактичное поведение, путая его с асоциальным или девиантным, говоря иными словами – «ненормальным».

Тем не менее, современная политкорректная психиатрия определяет идиотизм не как клиническое отклонение от «нормы», а как нетрадиционную интеллектуальную ориентацию. Идиотизм, наравне с имбецильностью и идиотией, согласно общепринятой медицинской классификации болезней, относят к нарастающим степеням олигофрении.

перейти

Терапевтическое воздействие

Люди с данным психическим нарушением, ставятся на пожизненный учет в психоневрологическом диспансере. В той ситуации, когда возникновение болезни связанно с эндокринопатией, имеется необходимость привлечения к процессу лечения специалиста из области эндокринологии. Очень важно, своевременно установить причину возникновения болезни и направить все силы на её устранение. При наличии врожденного сифилиса либо токсоплазмоза, пациенту назначается этиотропная терапия. В случае с эндокринопатией используются гормональные препараты, с целью нормализации гормонального фона. При диагнозе ферментопатия, больной должен соблюдать строгую диету.

Симптоматическое лечение дебильности подразумевает использование психотропных и противосудорожных средств, дегидратационных и нейропротекторных препаратов и иммуностимулирующих медикаментов. При быстром снижении работоспособности, повышенном психоэмоциональном напряжении и астении, больному назначается прием «Галоперидола», «Хлорпромазина» и «Хлордиазепоксида». В состав медикаментозной терапии входит использование:

  1. Психостимулирующих средств – «Пемолин», «Амфетамин».
  2. Метоболитов – «Глютаминовая кислота», витамины из группы В.
  3. Ноотропных медикаментов – «Пирацетам», «Гамма-аминомасляная кислота».

В сочетании с медикаментозными методами лечения дебилизма, применяются корригирующие методики воздействия, которые основываются на логопедической, психологической и педагогической коррекции развития. Главная цель этого метода терапии – психологическая поддержка и прививание норм поведения. Детям в более старшем возрасте, данный способ психологической помощи помогает в освоении точных наук и профессиональных навыков. Помимо этого, корригирующее лечение помогает обучиться самостоятельному бытовому обслуживанию.

При наличии показаний специалистов, необходимо использование различных логопедических методик, с целью коррекции речевых дефектов, заикания, брадилии и других видов системных нарушений.

дебилизм это психическое заболевание
Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность»

Классификация

В зависимости от поведения ребенка, дебильность подразделяют на несколько форм. К ним относятся:

  1. Астеническая. Выражается в эмоциональной неустойчивости, повышенной утомляемости, нарушением внимания и памяти, психическим истощением.
  2. Атоническая. Характеризуется немотивированными поступками ребенка и иррациональным поведением.
  3. Стеническая. Ребенок вспыльчив и неуравновешен. Он может быть опасен и неконтролируем.
  4. Дистрофическая. Отмечается резкие перепады настроения, приступы агрессии, которые возникают без видимых на это причин.

Кроме этого, специалисты выделяют три степени умственного нарушения, которые определяются при помощи коэффициента IQ: легкая, средняя и тяжелая.

Легкая степень

Коэффициент IQ составляет от 70 до 65. Ребенок способен выполнять определенные задачи, легко обучаем в специализированной школе, в дальнейшем может создать полноценную семью. В медицинской практике так же известны случаи, когда такие дети при должном обучении усваивали программу общеобразовательных школ. Легкая степень характеризуется нарушением незначительным нарушением речи. Но ребенок с установленным диагнозом дебильность, в зависимости от особенностей характера может быть агрессивен. Именно поэтому ему необходимо подбирать индивидуальную программу лечения и реабилитации.

Средняя степень

Коэффициент IQ при средней степени дебильности составляет от 65 до 60. Дети плохо усваивают программу специализированных учебных заведений, но при приучении их к труду возможно улучшение результатов обучения. В круг интересов входят только игры, низменные интересы и развлечения. При этом отсутствует интерес к музыке, книгам, художественному искусству. В исключительных случаях среди них встречаются дети, обладающие вокальными или художественными способностями.

Тяжелая степень

IQ таких детей ниже 60. Тяжелая степень дебильности встречается в редких случаях и отличается более тяжелой симптоматикой. Ребенка при этом сложно контролировать, так как у него часто проявляется агрессия, и он может быть опасен для окружающих и самого себя. Круг интересов заключается в удовлетворении текущих потребностей, отсутствуют планы на ближайшее будущее. Они быстро привыкают к зависимостям, например, от наркотических веществ или алкогольных напитков. Пациентами с тяжелой степенью дебильности руководят низменные интересы и среди них чаще всего встречаются маньяки, серийные убийца и насильники. Но к родным людям очень привязаны.

Стадию заболевания определяют специалисты на основе данных различных исследований, которые проводят психиатр, логопед, психолог. Коэффициент IQ устанавливается по совокупности нескольких тестов на логику, мышление и память.

Дебил это:

Дебил

Деби́льность — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода, устаревший термин, не рекомендуемый к использованию. При нерезко выраженной дебильности ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия нецеленаправленны, импульсивны, развит негативизм.

Дебилы с программой общеобразовательной школы не справляются, обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности.

Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).

Стадии прогресса болезни

Легкая, средняя и тяжелая степени идиотии по существу мало чем отличаются друг от друга

При лёгкой и средней степени умственной отсталости больного можно научить самым простым вещам. У них более развита чувствительность.

Они могут отличить холодное от горячего, высокое от низкого. Больные в состоянии элементарно себя обслужить. Они узнают родных, или опекунов, проявляя радость при их появлении. Могут строить простые предложения из пары слов, откликаться на своё имя.

Тяжёлая степень – это полная выключенность больного из жизни. Олигофрены с глубокой идиотией с трудом передвигаются, или вовсе не умеют ходить, движения беспорядочные, нескоординированные. Они не узнают родных.

Порог чувствительности очень низкий: они не реагируют на боль, а также на другие раздражители. Не умеют самостоятельно встать с кровати, падая при таких попытках на пол. Больные не говорят, изредка издавая только нечленораздельные звуки.

Эта степень характеризуется глубокой инвалидностью. Как личность, человек не присутствует в социуме. Тяжёлые идиоты проводят жизнь в психоневрологических интернатах. Срок жизни- около 40 лет.

Механизм зарождения идиотии

В основе механизма зарождения расстройства лежит нарушение обмена липидов. Это приводит к отложению центральной нервной системе липида ганлиозида.

  1. Развитие патологий начинается еще при зарождении организма и при негативном влиянии на формирующийся мозг.
  2. Больше половины случаев легкой стадии идиотии прогрессируют из-за внутриутробного поражения, после чего наблюдается сбой, который приводит к изменениям в мозгу малыша.

4

Идиотия: общая характеристика личности и поведения

Сказать что-либо сложно, в силу почти полного отсутствия личности и поведения с личностными особенностями. Больные могут передвигаться на четвереньках или ползком, но могут и ходить. Однако обучаются этому они с большим трудом и передвигаются так, как передвигается тело, которое управляется рассудком процентов на 10, не более. Движения руками могут быть хаотичными, резкими. Речь в основном нечленораздельная — какие-то гукания, охания и подобные звуки. Но выучить отдельные слова некоторые больные в состоянии.

Большая часть не то, чтобы забывает других людей, но они никогда и не понимали, кто является кем. По характеру больные могут быть агрессивными, но это не агрессия в обычном понимании. Они даже не злы, но выражают все эмоции чем-то, что напоминает злость. Хотя большая часть безразличны ко всему — всем событиям вокруг них.

Это прозвучит очень жестоко. Мы приведём данное сравнение лишь для того, чтобы подчеркнуть степень трагизма данной ситуации. Уровень интеллекта у наиболее тяжёлых нельзя измерять по шкале IQ. Он просто так низок, что его невозможно установить. Конечно, IQ ниже 20, если есть какой-то уровень. Больные могут ползать или поедать собственные экскременты. Если вы прочитали о том, что у больных IQ ниже 20, то должны понимать, что речь идёт о выявлении его уровня у людей с которыми преимущественно возможны лишь ограниченные формы невербального общения.

Выше рассказ шёл более о наиболее глубокой степени. Есть и более лёгкая форма, но это не говорит ничего хорошего и не позволяет давать какой-то благоприятный прогноз. В более лёгкой у больных может быть определённый словарный запас. Они говорят слова, но с большим трудом, подменяя слоги, шепелявя, сюсюкая или искажая звуки как-то ещё. Некоторые будто бы выдавливают слова из себя. Так же при лёгкой форме идиотии возможно и знание некоторых наиболее элементарных вещей. Это понимание того, что способно вызвать боль. Однажды опустив палец в кипяток больной запоминает последствия и во второй раз этого не сделает. Кроме этого лёгкую и тяжёлую форму можно различить по реакции на громкий звук или яркую вспышку. При тяжёлой форме это игнорируется, а при лёгкой больной в состоянии что-то испытать. Это не всегда испуг, возможна реакция напоминающая удивление или обратная адекватной — восторг от того, что должно было бы испугать. Больной в лёгкой форме может «обрадоваться» пожару или наводнению. В действительности это не радость, а вид выражения волнения, способ реагирования на яркое событие. Внешность больных своеобразна, строение внутренних органов чаще всего нарушено.


Уровень IQ у человека, страдающего идиотией, чрезвычайно низкий

Кроме деления по степени глубины существует ещё и деление по форме выражения — торпидная и возбудимая идиотия. В первом случае больные не реагируют ни на что, а во втором каким-то образом действуют — хлопают в ладоши, что-то трогают, совершают стереотипные движения.

Стоит увидеть:  Гипомания

Никакого особого значения фото больных идиотией не имеют. Такое состояние может быть вызванным самыми разными причинами, поэтому и внешний вид существенно отличается. Часто психический статус связан с пороками и аномалиями физического развития. Но каждая из причин влечёт за собой свои особенности. Возможны дефекты в развитии рук или ног, наличие шести пальцев или сращение пальцев. Не редко наблюдается контрактура суставов  — нарушение их конфигурации, рубцовыми изменениями. Очень часто встречающимися явлениеми можно назвать характерную диастему и аномальную форму ушей.

В общем случае бесполезно и видео больных с идиотией. Всё дело в широком спектре вызывающих умственную отсталость причин.

Ключевые задачи педагога при различных умственных отклонениях

При дебильности основной задачей является выработка несложных трудовых навыков, вследствие чего такие больные впоследствии способны заниматься неквалифицированным оплачиваемым трудом.

При развитии имбецильности основная задача – формирование у пациента навыков самообслуживания.

При идиотии вопрос стоит только в поддержании жизнедеятельности организма. К сожалению, при такой тяжелой форме дебильности больные напоминают растения, которые не могут вести жизнь в обществе.

Умеренно выраженная стадия дебильности при IQ 60…64

  • Бытовые навыки приобретаются не в полном объеме, иногда такие люди не могут обойтись без посторонней помощи.
  • Так как все действия выполняются механически, по заученной схеме, то доступен только малоквалифицированный труд — расклейщик объявлений, уборщик. Если повезет, люди с умеренно выраженной степенью дебильности находят работу через органы социальной защиты.

Света, 24 года. Диагноз — косноязычность, умственная отсталость, инвалид детства 2 группы. После окончания коррекционной школы считала до сотни, решала простейшие задачи, читала и писала. Два года отзанималась в центре социально-трудовой адаптации, где ее научили выращивать и ухаживать за растениями. Устроилась на работу в Ботанический сад Академии наук РФ, куда добирается (на другой конец города) самостоятельно. Подружилась со своей бригадой, часто посещает школу и центр. Вместе с родителями ходит на выставки и в кино. Овладела бытовыми навыками — убирает квартиру, стирает, может купить продукты по списку.

  • Способности к творчеству сильно ограничены. Если родители или коррекционные заведения не занимаются организацией их досуга, дебилы проводят свободное время за телевизором, либо на прогулках.
  • Такие люди способны к простейшим умозаключениям, поэтому в обыденных ситуациях ориентируются достаточно хорошо. Мораль и законность для них не пустой звук. Если умственно отсталый человек совершает неправомерные действия, то каждый случай рассматривается индивидуально судебно-психиатрической экспертизой, которая определяет степень его вменяемости.

По каким критериям можно выявить болезнь

Дебил – это человек, который ведет себя вполне адекватно, ребенок почти ничем не отличается от сверстников. Хорошо развита волевая сфера, механическая память. Поэтому зачастую заболевание никак не диагностируется на ранних этапах развития.

дебил что это такое

Вывод о том, что человек страдает дебильностью, можно сделать на основании нескольких показателей:

  • Трудности при фиксировании и привлечении внимания.
  • Запоминание идет медленно и довольно непрочно.
  • Почти отсутствует способность к абстрагированию.
  • Присутствует только описательный вид мышления.
  • Нет способности к улавливанию логических связей (пространство, время и прочее).
  • Может наблюдаться некоторое нарушение речи (скудный лексический запас, трудности в произношении).
  • Порой не могут рассказать прочитанное или услышанное.
  • Иногда возможна частичная одаренность (в рисовании, вычислении).
  • Развит негативизм.
  • Импульсивные, порывистые, рассеянные движения.

При этом дебилы способны учиться в нормальной школе, но не всегда заканчивают ее. Иногда таким детям приходится учиться в специальных заведениях или вспомогательной школе. Несмотря на это, люди, страдающие дебильностью, могут хорошо адаптироваться в обществе и работать в нормальной среде.

Тяжелая стадия дебильности IQ 50…59

Эта степень дебильности встречается достаточно редко. Имеет следующие отличительные признаки:

  • Маленький словарный запас, затрудненное восприятие и порождение речи (аграмматизм). Говорить дети с тяжелой формой дебильности начинают к 4-5 годам.
  • Бытовые навыки приобретаются с огромным трудом, к профессиональной деятельности по ряду психологических критериев (нарушения памяти, внимания, моторики) такие люди непригодны.
  • Характерна эмоциональная торпидность — состояние, при котором человек «застревает» в одной эмоции, не взирая перемену ситуации.
  • Больные этой группы легко попадают под чужое влияние, наблюдается склонность к бродяжничеству, злоупотребление спиртным, наркомания. На тяжелой стадии олигофрены достаточно сложно поддаются контролю. Зачастую сознанием таких людей руководят простейшие инстинкты — тяга к еде, сну, сексу.

Направления терапии: цели и возможности

Излечению идиотия не поддаётся в связи с тем, что эта патология является врождённой и имеет наследование по рецессивному типу.

Лечение состоит из двух основных направлений:

  • специфическое, направленное на причину, вызвавшую патологию;
  • симптоматическое, которое облегчает страдания пациента и направлено на борьбу со следствиями.

Специфическое лечение:

  • Формы идиотии, связанные с недостатком в организме каких-либо ферментов лечат тем, что восполняют их дефицит. Для этого пациенту Метронидазол
    предписывают диету с продуктами, которые содержат недостающие в организме вещества (белки, витамины, аминокислоты, минералы).
  • Болезнь, вызванная сбоями в эндокринной системе, корректируется гормональной и вспомогательной терапией. Широко используются гормоны-стимуляторы, аналоги естественных гормонов, а также барбитураты, пантокрин, спермин.
  • Токсоплазмоз и сифилис, полученный внутриутробно, лечат противопаразитарными препаратами (Пириметамин в сочетании с Сульфадоксином, Линкомицин, Клиндомицин). К этому добавляют антибиотики (Доксициклин) и противомикробные (Метронидазол) средства.

Профилактика

Профилактика идиотии начинается и проводится будущей матерью в период гестации. Следует отказаться от вредных привычек, рационально питаться, наблюдаться у врача, выполнять в точности его рекомендации.

Следует избегать браков между близкими родственниками, при которых значительно повышается риск развития идиотизма у ребенка. Рекомендованы генетический скрининг и консультация у генетика.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знанияДаНет

Поделиться статьей: Читать нас на Яндекс.Дзен

Заболевания со схожими симптомами: Гиперосмолярная кома (совпадающих симптомов: 4 из 20)Гиперосмолярная кома

… Мигрень (совпадающих симптомов: 4 из 20)Мигрень

… Болезнь Альцгеймера (совпадающих симптомов: 3 из 20)Болезнь Альцгеймера

… Болезнь Бинсвангера (совпадающих симптомов: 3 из 20)Болезнь Бинсвангера

… Болезнь Фабри (совпадающих симптомов: 3 из 20)Болезнь Фабри

… К какому врачу обратиться

При подозрении на такое заболевание, как «Идиотия» нужно обратиться к врачам:

Лучшие Неврологи Екатеринбурга


Юрий МихайловичНемченко32отзыва
Владимир ВладимировичНеволин8отзывов
Альбина АмировнаСюникова16отзывов
Евгений БорисовичИванов26отзывов
Татьяна ВикторовнаБорейко26отзывов Все Неврологи Екатеринбурга (49)

Психиатр – это специалист, занимающийся изучением, диагностикой и соответствующим лечением механизмов, которые спровоцировали появление тех или ин.Читать >

Лучшие Психиатры Екатеринбурга


Светлана ВладимировнаПолубоярских26отзывов
Мария АлексеевнаТурунцева1отзыв
Максим СергеевичАлександров0отзывов Все Психиатры Екатеринбурга (3)

Психотерапевт – это такой специалист, который занимается лечением заболеваний психики, соответствующих легкой или средней тяжести проявления.Читать >

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Источники

  • https://neurofob.com/mental-behavioural/development/debilizm-eto.html
  • https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/idiocy
  • http://PsyMedCare.ru/debilnost
  • http://psycholekar.ru/psihicheskie-rasstroystva/debilnost.html
  • http://fb.ru/article/147687/debil—eto-diagnoz-a-ne-oskorblenie-glavnoe-o-zabolevanii-debilnostyu
  • https://SimptoMer.ru/bolezni/nevrologiya/3462-idiotiya
  • http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/debilnost.html
  • http://PsyTheater.com/idiotizm-kak-otsutstvie-intellekta.html
  • http://ktovdepressii.ru/psihicheskie-rasstrojstva/umstvennaya-otstalost/debilnost-chto-eto-takoe-simptomy.html
  • http://7psihozov.ru/idiotiya/debilnost-chto-eto-priznaki-simptomy-lechenie.html
  • https://zna4enie.ru/slova/chto-znachit-slovo-debil.html
  • http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/idiotiya.html
  • http://EvriKak.ru/info/idiotiya-glubokaya-stepen-umstvennoy-otstalosti/
  • http://psycholekar.ru/psihicheskie-rasstroystva/idiotiya.html
  • http://7psihozov.ru/idiotiya/idiotiya-chto-eto-simptomy-lechenie.html
  • http://7psihozov.ru/idiotiya/stadii-stepeni-debilnosti.html

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию