ᐉ Аутизм агрессия – подробное описание симптома

Содержание

Почему проявляется агрессия при аутизме

Аутизм сам по себе провоцирует проявление определенных поведенческих особенностей в виде повторения движений и действий (стереотипий), вокализаций и агрессивных всплесков и т.д. Проявляться злость может по-разному:

  1. Самоагрессия (покусывание рук). Взрослым нужно ограничить ребенка от гипервнимания и назойливого навязывания шаблонов и действий. Ребенок должен быть заинтересован в контакте и выполнении задач.
  2. Агрессия к окружающим: битье взрослых, бросание предметов, преднамеренное уничтожение вещей. Чаще всего проявляется при эмоциональной перегрузке, когда появляется нежелательный контакт или непонимание со стороны взрослых.
  3. Создание агрессивных образов. Каждая ситуация позиционируется как потенциально опасная. Например, едущий велосипед – обязательно наедет, идет дождь за окном – затопит комнату. В данном случае важно не усугублять ситуацию и не акцентировать на этом внимание. Нужно уметь переключать внимание на положительные моменты.

Методы борьбы с агрессией у детей-аутистов

Не каждый ребенок, которому диагностируют расстройство аутистического спектра, агрессивен, но приступы у них встречаются намного чаще, чем у здоровых детей. Агрессия провоцирует стрессовое состояние не только для самих детей, а и для всех членов семьи. К сожалению, быстро подавить приступы не получится, можно научить ребенка контролировать свои эмоции.

Существует несколько методов, которые помогут всем членам семьи справляться со сложившейся накаленной ситуацией. Итак, что делать с агрессией при аутизме.
Агрессия при аутизме: метод первый

  1. Бороться с проблемой необходимо с раннего возраста. Приступы агрессии можно подавить в любом возрасте, только у взрослых это будет сделать сложнее. Просто в 5 лет справиться с истериками намного проще, чем в 14. При этом в раннем возрасте ребенок не может сильно навредить ни себе, ни окружающим.
  2. Самостоятельно подобрать программу реабилитации будет сложно (самолечением можно только усугубить ситуацию), рекомендуется обратиться за помощью к специалисту для разработки индивидуальных заданий.
  3. Тихий уголок для ребенка. Детям с РАС нужно иметь место, где они могут прятаться от окружающего мира (людей, звуков, тактильных ощущений, запахов). Внешние факторы часто провоцируют агрессию. Нужно научить ребенка чувствовать уровень перегруженности и своевременно уединяться в тихом и уютном для него месте.
  4. Не стоит усиливать агрессивное поведение малыша. Часто родители или наказывают, или заставляют ребенка делать что-то против его воли. Приступы от этого только усиливаются. Важно помнить, что поведение родителей влияет на поведение ребенка.
  5. Родители сохраняют последовательность и спокойствие. Уравновешенная и спокойная атмосфера дома, без повышенных тонов, резких движений, с проявлением внимания и понимания, поможет ребенку научиться контролировать свои эмоции.
  6. Для детей с аутизмом важен режим и строгая последовательность действий. К любому изменению в режиме ребенка нужно подготавливать.
  7. Система вознаграждений увеличит стремление малыша делать хорошие поступки.
  8. Медикаментозное лечение. Нужно обратиться к лечащему врачу, чтобы тот, исходя из индивидуальных показателей ребенка, подобрал комплекс витаминов, нейролептиков и стабилизаторов настроения.

Помощь детям в общении: метод второй

  1. Ребенок должен уметь выражать свои желания, мысли и чувства. В этом ему помогут родители. Каждое действие нужно проговаривать, показывать, как вербально проявлять эмоции и желания.
  2. Каждое задание нужно разбить на мелкие этапы, чтобы понимать, с чем ребенку трудно справляться. Агрессия при возникновении трудностей – это обычная практика при РАС.
  3. Посещайте занятия с психотерапевтом.

Понять причину – решить проблему: метод третий

  1. Агрессия не возникает на пустом месте, ее провоцирует определенный раздражитель. Важно понять, в каких моментах ребенок начинает проявлять разные формы агрессии.
  2. Контроль над движениями, словами, поведением родителей. Вспышка гнева может усилиться при неправильном поведении окружающих.
  3. Агрессию можно контролировать, если ребенка будет окружать благоприятная и спокойная атмосфера.

Важно: чтобы получить результат, нужно долго и целеустремленно работать, в первую очередь над собой. Прежде чем внедрять в режим дня что-то новое, обязательно нужно советоваться с лечащим врачом.

Методы борьбы с агрессией у взрослых аутистов

Расстройство аутистического спектра у взрослых обладает своими особенностями. Одной из характерных черт заболевания является агрессия, с угрозой для него самого и окружающих. Игнорировать подобные поведенческие изменения нельзя, среди методов борьбы с приступами гнева, стоит отметить:

  • медикаментозное лечение с использованиями препаратов для корректировки поведения, ноотропы, нейролептики и другие (только по назначению докторов);
  • регулярное посещение психиатров и психологов (разработка индивидуальных программ).

Как вести себя в случае истерики и эмоционального срыва

Первое, что нужно сделать – определить причину истерики и эмоционального срыва малыша. Обычно, подобные состояния провоцируют стрессовые ситуации. Они могут проявляться в виде криков, плача, валяния по полу, агрессивного поведения по отношению к себе или другим.

В доме должно быть комфортно, без стрессовых факторов: одинаковый и тщательно продуманный распорядок дня, общение без повышенных тонов.
Нужно своевременно ограничить аутиста от факторов, которые провоцируют стресс: большое скопление народа, громкая музыка, крики. Переключить его на иное действие, провести дыхательные упражнения.
Ребенок должен уметь демонстрировать взрослым уровень своего дискомфорта, страхов и панических атак: карточками, знаками или жестами.

Чувства ребенка должны быть на первом месте. Аутистам нужно внимание!

Совет: родителям рекомендуется вести дневник, в котором записывать, когда, что и как может спровоцировать их ребенка к проявлению эмоционального срыва и истерики.

Применения метода A-B-C

Применения метода A-B-C
Агрессия у ребенка с аутизмом, как бороться – метод А-В-С:

  1. Научитесь просчитывать и предугадывать наступление очередного приступа за счет ведения дневника с пометками предпосылок, поведения и последствий. В дневнике буквой А нужно обозначать предпосылки, буквой В – поведенческие особенности, буквой С – последствия.
  2. На основе своих наблюдений сделайте выводы о том, что чаще всего провоцирует приступы, и какая форма агрессии преобладает.
  3. Получив полноценную картинку ситуации, обратитесь к профессионалу (психологу, дефектологу, невропатологу и т.д.).

Как помочь ребенку выражать свои потребности

Одна из причин проявления злости у детей с РАС – отсутствие умений выражать свои потребности. Научить – прямая обязанность родителей. Как это сделать?

Каждое действие родители должны проговаривать. При этом демонстрировать картинки, предметы, эмоции, жесты.
При желании уединиться, ваше чадо может просто показать на дверь комнаты или изображение, связанное с уютом и спокойствием.
Да, этот метод не покажет моментальных результатов, но неоднократное повторение действий и ассоциаций поможет вашему малышу адаптироваться в пространстве и научиться выражать свои желания более четко и понятно для окружающих. В результате, вспышек агрессии будет на порядок меньше.

Статья в тему: Основные правила обучения аутичного ребенка

Изучение агрессии при аутизме

Последние разработки относительно агрессии при РАС осветили тенденции, которые характеризуют общую картину:

  • дети здоровые или с интеллектуальной инвалидностью испытывают меньше приступов гнева, чем дети с аутистическим расстройством;
  • учитывая факторы риска, приступы злости в равной степени проявляются у девочек и мальчиков;
  • впервые агрессия при РАС проявляется в раннем детском возрасте (позволяет своевременно скорректировать поведение).

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что приступы злости связаны с основными симптомами РАС. Обычно, это нарушение распорядка дня, непонимание окружающей ситуации.

Агрессия при аутизме, отзывы

В таблице собраны некоторые отзывы родителей, которые столкнулись с проблемой агрессии, и насколько простые бытовые правила помогают с ней справиться. Отзывы взяты с сайтов: http://invamama.ru/aut_diagnostic/2731/, https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Others&trd=15996.

Положительные Отрицательные
Нам очень помог совет с распорядком дня и картинками. Мне намного проще понимать, чего хочет дочь, и атмосфера дома стала более доброжелательной и спокойной.(Марта) А у нас агрессия началась как раз после назначения ноотропного препарата. Дочь перестала спать по ночам, стала раздражительной, плакала, все швыряла. Это было нечто. Я сразу даже не связала препарат с поведением. Как только отменили, через неделю все восстановилось. Теперь боюсь всех этих лекарств!(Надя)
У нас ЗПРР на основе аутистического синдрома, и приступы гнева начали проявляться только в 5 лет, когда мы начали сына водить в детский сад. Он просто начал подражать остальным детям, начал кусаться, драться, требовать что-то плачем и т.д. Несколько сеансов с психологом, плюс ко всему дома начали играть в ролевые игры с демонстрацией разных ситуаций, помогло исправить ситуацию. Ах, да, группу в дет.саду мы сменили. Сын опять спокойный и уравновешенный.(Лиля) Ой, все просто, дома должно быть спокойно, тихо и комфортно. Дарите внимание своим крохам и не будет проблем. А если дома родители ссорятся, на ребенка начхать, только пичкают его препаратами, так и агрессии не удивляйтесь! (Вероника)
Мы нашли свой метод успокоения. Наша зайка перестает капризничать и крушить все на своем пути как только видит плавающих дельфинов с их пением. В комнате всегда играет релаксирующая музыка и окружают только фиолетовые тона(по совету психолога(Ирина)).
У нас раньше агрессия начиналась как только приближалось время сна. Какой-то бешеный страх был. Опытные психиатры разработали ритуал сна. На его внедрение мы потратили полгода. Зато теперь никаких проблем и никакой агрессии. (Татьяна)
Звуки дождя, трели птиц, пение дельфинов, музыка для медитации – все это положительно влияет на состояние души и на поведение нашей малышки, да и наше с мужем. Даже после эмоциональной прогулки, после того, как мы переступаем порог квартиры, она расслабляется и успокаивается.(Зарина)

Вывод
Из многочисленных отзывов можно сделать вывод, что при правильном подходе, приступы гнева и агрессии можно подавить, наполнив жизнь своего крохи комфортом, вниманием и любовью.
Наблюдайте за своими детьми, взаимодействуйте со специалистами, внедряйте разные методы коррекции поведения и сохраняйте спокойствие. Только так можно достичь успеха.

Видео — Агрессия аутиста и…почему это не агрессия

Предсказуемость пространства и времени

Новые люди, новые обстоятельства, новые маршруты поездок. Жизнь не стоит на месте, и нельзя закрыться в четырех стенах и надеяться на то, что развитие ребенка станет адекватным. Как помочь анальному звуковику выйти в мир? Как научить его спокойно адаптировать неизбежные изменения, без которых невозможна сама жизнь?

Единственный способ – максимально сделать все новое в жизни ребенка предсказуемым, то есть ожидаемым и запланированным. Помогут в этом специальные методы, например создание наглядного плаката с распорядком дня.

Плакат «Мой День» родители могут изготовить самостоятельно, но порой он встречается и в продаже, в специализированных магазинах, где продаются всевозможные развивающие пособия. Если вы покупаете готовый плакат, над его видоизменением все равно придется немного поработать.

На таком плакате должны быть некоторые стационарные, неизменяемые изображения (приемы пищи, умывание, сон, и.т.д.). Остальные режимные моменты (например, прогулка утром или свободное время вечером) выполнены в виде прозрачного окошка, куда при необходимости можно вставить фотографию или картинку.

Придется также запастись целым арсеналом рисунков или фото тех мест, обстоятельств или людей, с которыми ребенок гипотетически может столкнуться. Например, для прогулки это может быть фото парка, речки, детской площадки, игрового центра. Для свободного вечернего времени – изображение телевизора (просмотр мультиков), игрушек или фото друзей семьи, которые могут заглянуть к вам в гости в это время.

Еще с вечера нужно готовить ребенка к событиям предстоящего дня. Вместе с ребенком, заполните пустые прозрачные окошки соответствующими изображениями. Следующий день должен быть для ребенка наглядной и понятной, предсказуемой цепью событий. Например, после умывания и завтрака мы идем в парк, затем обед и дневной сон, а вечером придет в гости дедушка, перед сном – просмотр мультфильма и вечерний душ.

В течение всего дня, обращайте внимание ребенка на плакат. Напоминайте, какое действие будет следующим. На практике уже многими родителями проверено, что такой метод помогает свести к минимуму протесты ребенка даже при посещении таких малоприятных мест, как больница. Главное, чтобы анальный малыш знал об этом заранее.

При создании благоприятной обстановки для развития ребенка, с возрастом аутисты начинают лучше понимать речь. Когда наглядность уже станет не так важна, можно просто проговаривать с ребенком события предстоящего дня, и затем в течение дня неоднократно напоминать их последовательность.

Модели поведения

Для пациентов подросткового возраста с рассматриваемым диагнозом свойственно несколько моделей поведения.

  1. Большинство подростков с таким заболеванием являются очень тихими. Они не могут понять, зачем необходимо общаться с людьми и налаживать связи со сверстниками, поэтому не стремятся к этому. У подростков заторможенная умственная активность, речь может быть не развита. Однако аутисты успешно используют жесты для общения.
  2. При другой форме заболевания, подростки ведут гиперактивный образ жизни. Они не знают, как нужно правильно проявлять свои эмоции в обществе, поэтому часто бывают раздражительными и агрессивными. Такие больные сложно переносят изменения привычного распорядка дня.
  3. Некоторые подростки страдают тяжелой формой болезни. Такие дети могут быть одержимы определенной идеей или повторяют определенные последовательные действия. Когда они испытывают волнение, то могут совершать, несвойственные здоровому ребенку движения: покачивание телом, махи руками, топтание на месте и другие.

Какие симптомы аутизма у подростков и что такое исполнительная функция

Признаки и симптомы аутизма у подростков такие же, как и у детей младшего возраста, но в увеличенном проявлении. Настроение становится более переменчивым, усиливаются страхи, фобии. Также может повышаться агрессивность, отстраненность от окружения.

Подростки с РАС несколько отстают от сверстников в усвоении тех или иных навыков. Может быть нарушена исполнительная функция. Она представляет собой тот механизм управления своими действиями и решениями, которые могут потребоваться при составлении планов, распределении финансов, смене маршрута и самоконтроле.

Признаки аутизма у подростков 14 лет могут проявляться в отсутствии гибкости в решении проблемы, организации своей деятельности и распределении времени.

Родители могут заподозрить аутизм по таким проявлениям как:

  • ранимость и слишком ярко выраженная мимика;
  • прекращение общения при возникновении малых трудностей;
  • замедление речи и неспособность смотреть в глаза собеседнику;
  • сильная боязнь расставания с родителями.

Также можно отметить нежелание вступать в контакт с чужими людьми, если рядом нет родного человека, с кем налажено теплое общение.

Статья в тему: СДВГ у подростков — симптомы и признаки

А раз психиатрия, то поговорим про шизофрению…

Одно исключение мы оговорили. Это если у кого-то был детский аутизм, потом ребёнок повзрослел, конкретные черты аутизма изменились, но суть осталась. Выстроена стена в общении с другими людьми, наблюдается эмоциональное несоответствие. Человек не может:

  • сопереживать;
  • радоваться с кем-то или за кого-то;
  • печалиться.

Есть и ещё одно исключение. Дело в том, что аутизм является симптомом, который прослеживается в качестве негативного при шизофрении. Он же может быть фоном при расстройстве настроения, и не только депрессии, и сопровождать ряд фобий, к примеру, агорафобию. Не исключено присутствие аутизма и у больных различными видами хронических бредовых расстройств. Если хронические бредовые не подходят к подросткам по параметрам, то с шизофренией дела обстоят несколько иначе.


Если признаки аутизма появились только в подростковом возрасте, возможно, это нарочно выбранный тип поведения

Параноидная, с её продуктивными симптомами, в возрасте 12-14 лет большая редкость, обычно премьера такой ждёт до совершеннолетия. Другое дело — простая шизофрения. Явление спорное и с этим диагнозом нужно быть крайне осторожным и не ставить его до последнего, а уж, — тем более, сразу. Но автора наверняка приняли бы в штыки сторонники делать выводы по формуле «чем раньше начнём лечение, тем выше вероятность наступления стойкой ремиссии». Трудно согласиться в силу множества причин.

Стоит увидеть:  Средство от нервных тиков

Но чуть более подробно о том, что такое простая шизофрения. Такой диагноз может быть поставленным и взрослому, но ориентирован он именно на подростков и юношей, девушек, совсем молодых, от 12 до 17 лет. Этот тип шизофрении, если он есть на самом деле, целиком обходится без продуктивных симптомов. Нет бреда и галлюцинаций, нет псевдогаллюцинаций, нет синдрома Кандинского — Клерамбо. Ну ничего нет — ни голосов, ни глаз во тьме. Но есть негативные симптомы. А это аутизм у подростков в первую очередь. Другими симптомами у взрослых является амбивалентность мышления и потеря централизованности в чувствах, мыслях и поступках. Феномен оркестра без дирижера. Со взрослыми всё понятно, а подростки — они ещё полностью не созрели, не сформировалась до конца психика, они сомневаются во многих вещах. По этой причине амбивалентность может присутствовать в качестве естественной для возраста манеры выносить суждения. Что касается других признаков, то многие точно так же можно списать на возраст.


Важно исключить развитие такого явления, как шизофрения

Реабилитация людей с аутизмом

Как правило, расстройства из спектра аутизма диагностируются у детей дошкольного возраста или в раннем детстве. Однако случается так, что симптомы болезни проявляются очень слабо и такой человек живет, например, с синдромом Аспергера до взрослого возраста, узнав о болезни очень поздно или вообще не зная.

По оценочным данным, более ⅓ взрослых с синдромом Аспергера никогда не были диагностированы. Неосознанная болезнь создает взрослым аутистам много проблем в общественной, семейной и профессиональной жизни. Они сталкиваются с дискриминацией, с отношением как к неразумным, высокомерным, странным. Чтобы обеспечить себе минимальный уровень чувства безопасности, избегают контактов, предпочитают одиночество.

На фоне нарушений от аутизма, могут развиться другие проблемы психической природы, например, депрессия, расстройства настроения, чрезмерная чувствительность. Если не лечить аутизм, у взрослых людей он часто затрудняет или даже делает невозможным автономное существование. Аутисты не умеют адекватно выражать эмоции, не умеют мыслить абстрактно, и отличает их высокая степень напряжения и низкий уровень навыков межличностного общения.

В учреждениях Национального Общества Аутизма, а также других организациях, оказывающих помощь больным с аутизмом, больные могут принимать участие в занятиях по реабилитации, которые снижают уровень тревоги и повышают физическую и психическую форму, вызывают рост концентрации внимания, учат вовлечению в общественную жизнь. Это, в частности: театральные занятия, логопедия, занятия покроя и пошива, кинотерапия, гидротерапия, музыкальная терапия.

Аутизм нельзя вылечить, но чем раньше будет начато лечение, тем лучше результаты лечения. В специальных школах подростки с аутизмом имеют больше шансов реализовать себя в жизни. Занятия в таких школах включают: тренинги социальных навыков, совершенствование самостоятельности в действиях, самообслуживание, обучение планированию деятельности.

Уровень функционирования взрослых с аутизмом меняется в зависимости от формы заболевания. Люди с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера могут неплохо справляться в жизнью в обществе – иметь работу, создавать семью.

В некоторых странах для взрослых аутистов создают специальные защищенные групповые квартиры, в которых больные могут рассчитывать на помощь постоянных опекунов, но в то же время это не лишает их права на самостоятельность. К сожалению, люди с глубокими аутическими нарушениями, которые часто соединяются с другими заболеваниями, как эпилепсия или пищевая аллергия не в состоянии жить самостоятельно.

Многие взрослые с аутизмом, не выходят из дома, находясь под опекой своих близких. К сожалению, некоторые родители слишком опекают своих больных детей, тем самым, нанося им еще больший вред.

Как диагностировать аутизм у себя?

Диагностика аутизма у детей и взрослых(тесты)

Многие задаются вопросом, как диагностировать аутизм у себя? При подобном диагнозе налицо явные признаки, затрагивающие многие социальные и бытовые платы в поведении. Такие больные повторяют одни и те же действия, склонны к провождению ритуалов, прибегают к определенной последовательности при одевании, расположении вещей в свое комнате, опираясь на собственное представление. Но такая манера поведения иногда характеризует и абсолютно здоровых людей.

Так как же распознать симптомы аутизма самостоятельно? Для более точного определения заболевания предлагается пройти тест на аутизм у взрослых. Следует отметить, что таких тестов достаточно много, и у всех них есть свой принцип. Можно пройти любой тест на аутизм онлайн.

Давайте перечислим самые распространенные:

  • – выявляет черты аутизма у взрослого поколения. Он включает 150 вопросов.
  • – шкала для вычисления болезненных черт. Его бесполезно проводить при наличии боязни общества, шизофрении, депрессивных расстройствах, неврозах навязчивого состояния, психопатиях, тревожных расстройствах, анорексии и наркомании.
  • – может определить когнитивно-аффективные расстройства при описании личных переживаний и телесных ощущений, наличие низкого уровня символизации.
  • – алекситимия. Больной не способен описать эмоцию другого человека или же свою. Выявляется отсутствие вербального плана. Неспособность передать чувство присуще 85% страдающим аутизмом.
  • — тест Симона Барон-Коэна. Его посредством возможно выявление коэффициента заболевания.
  • – шкала, помогающая выявить уровень эмпатии.
  • – оценивание уровня систематизации.
  • — тест на уровень шизоидных черт.

Переходный возраст у подростков с аутизмом

Подготовка к половому созреванию

Дети с аутистическим синдромом в средних и старших классах нуждаются в более тщательном информировании касательно полового созревания и сексуального развития, чем их нейротипичные одногодки. Если у обычного ребенка такой интерес возникает сам собой по достижению определенного возраста, то он может воспользоваться любыми доступными источниками информации (интернет, старшие братья и сестры, друзья). Когда у аутиста в юности появляется повышенный интерес к ровесникам, то он не знает как себя вести, поэтому его действия могут показаться некорректными и слишком навязчивыми. Скорее всего, если родители не проведут с ним разъяснительную беседу, то ребенок так и не получит необходимые знания по сексуальному поведению.

Многие исследователи аутизма считают, что нужно как можно раньше начинать учить особенных детей особенностям полового созревания (объяснять, что это, какие изменения могут происходить с телом и почему этого не нужно бояться). Это позволит избежать ненужного беспокойства с их стороны касательно физиологических изменений.

Однако родителям стоит ожидать, что даже самая доходчивая информация будет воспринята правильно, но не применена ребенком по отношению к собственному телу и здоровью. Многие подростки ввиду склонности к академическим успехам знают все, что связано с мужской и женской репродуктивной системой и прочими половыми аспектами. Но при этом они могут даже не догадываться, как это касается именно их или связано с романтическим и социальным поведением. Особенно важны разъяснения касательно безопасности сексуального поведения.

Хоть проявление аутизма у подростков редко сопровождается импульсивными действиями из-за неосознанных сексуальных влечений, они не могут интуитивно определить, какие темы нельзя обсуждать в общественном месте и какие телесные проявления недопустимы. Все эти нюансы нужно проговаривать вслух с ребенком и убедиться, что он все понял верно. Например, что нельзя говорить о менструации за обедом или о размере своего полового члена незнакомым людям.

Личная гигиена

Связь между социальным принятием и уходом за собой не совсем понятна многим детям-аутистам, а потому им регулярно нужно напоминать о необходимости мытья головы, использования дезодоранта и т.д. Они просто не мотивированы выглядеть чисто и опрятно в обществе, если только это не является их внутренним желанием.

Причина отказа принимать душ может крыться в сенсорных расстройствах, например, ребенок не переносит звука воды из лейки, хоть и осознает как важна для здоровья хорошая гигиена. В этом случае душ можно заменить на ванную, мытье из тазика с ковшом и др. Важно развивать навыки самопомощи у детей аутистов с раннего возраста — тогда привыкание к ежедневным процедурам пройдет менее болезненно.

Признаки

При подозрении на аутизм нужно обратить особое внимание на одиночество пациента. Обычно аутисты предпочитают изолированное существование, поскольку в обществе отсутствует понимание. У деток патология характеризуется психоэмоциональными расстройствами, а проявление аутизма у взрослых связано с закрытым, обособленным образом жизни.

Еще одним характерным признаком аутического расстройства у взрослого считаются коммуникативные проблемы. Наиболее резко они проявляются во время разговора на резких или повышенных нотах. В подобной ситуации у пациента возникают проявления агрессивности, а в животе концентрируются выраженные боли.

Внешние признаки аутизма у взрослых могут проявляться в таких формах:

  1. Легкий аутизм у взрослых сочетается с беспорядочными и непроизвольными движениями: тереблением деталей одежды или почесываниями во время разговора;
  2. Трудное освоение новых умений, минимальное количество каких-то интересов или увлечений;
  3. Обычно знакомства аутистов сохраняются ненадолго, потому как пациент не понимает правил и принципов общения оппонента;
  4. Присутствуют речевые отклонения, которые проявляются шепелявостью или неспособностью произносить какие-то звуки, заторможенностью, речь больного несвязная, а словарный запас скуден;
  5. Зачастую взрослые аутисты разговаривают монотонно и однообразно, не проявляя в разговоре никаких эмоций;
  6. При резких звуках либо чересчур ярком свете у аутиста зачастую начинаются панические атаки;
  7. Деятельность аутиста постоянно имеет цикличный характер, напоминающий ритуальное действо;
  8. Аутизм во взрослом возрасте нередко характеризуется отсутствием тактичности, что заметно по громкой речи и манере нарушать пространство интимной зоны;
  9. Иногда патология осложняется слабым слухом, немотой, что только усиливает изоляцию пациента;
  10. К происходящему такие пациенты обычно равнодушны, они не проявляют эмоций даже когда у близких случается какое-то горе или радостное событие;
  11. Аутисты часто проявляют выраженное нежелание к тому, чтобы до них или их вещей кто-то дотрагивался;
  12. Аутисты часто проявляют агрессию к окружающим, могут бояться их.

У аутистов практически отсутствует чувство опасности, они способны неуместно засмеяться, у них пониженная болевая чувствительность. Порой агрессия возникает просто из-за нового предмета в гардеробе. В подобной клинической ситуации рекомендуется обеспечить привычную среду для аутиста, где другие домочадцы не должны ничего трогать.

Аутизм у взрослых мужчин характеризуется постоянством, напоминающим цикличную деятельность, будто паранойя. Важной ценностью становится систематизация предметов, окружающих больного. Такими манипуляциями мужчины предупреждают панические атаки и агрессивные приступы. Хоть признаки аутизма у взрослых мужчин связаны с узким спектром интересов, для каждого больного типичны свои увлечения к цикличному повторению разных действий.

Хоть патология больше типична для мужского населения, часто встречаются симптомы аутизма у взрослых женщин. Но в большинстве случаев дамы живут с невыявленной патологией до конца жизни. Плохо то, что они не получают должной помощи и лечения, для облегчения существования и ведения нормальной жизни.

Пациентки с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера, как правило, наделены уникальными характеристиками, что серьезно затрудняет диагностику недуга. В результате сильные стороны умело маскируют недостаточность прочих навыков.

Признаки аутизма у взрослых женщин отчасти проявляются некоторой неряшливостью, отсутствием стремления к самосовершенствованию и пр. Распознать аутизм возможно по необычному отношению к деткам. Аутичные мамы не воспринимают родительскую ответственность, безучастны к жизни своего чада, им неважно, голоден ребенок или сыт, как одет и пр.

III. Сенсорные навыки/Познавательные способности

1. Откликается на собственное имя:
ДаИногдаНет
2. Реагирует на похвалу:
ДаИногдаНет
3. Смотрит на людей и животных:
ДаИногдаНет
4. Смотрит на картинки (и телевизор):
ДаИногдаНет
5. Умеет рисовать, раскрашивать, мастерить:
ДаИногдаНет
6. Правильно играет с игрушками:
ДаИногдаНет
7. Выражение лица соответствует ситуации:
ДаИногдаНет
8. Понимает происходящее на телеэкране:
ДаИногдаНет
9. Понимает объяснения:
ДаИногдаНет
10. Осознает окружающую среду:
ДаИногдаНет
11. Осознает опасность:
ДаИногдаНет
12. Проявляет воображение:
ДаИногдаНет
13. Проявляет инициативу:
ДаИногдаНет
14. Умеет самостоятельно одеваться:
ДаИногдаНет
15. Проявляет любопытство, заинтересованность:
ДаИногдаНет
16. Смелый — исследует окружающее:
ДаИногдаНет
17. Адекватно воспринимает окружающее, не уходит в себя:
ДаИногдаНет
18. Смотрит туда, куда смотрят другие:
ДаИногдаНет

Дети после 11 лет

У подростков появляются специфические признаки заболевания. Это связано с периодом полового созревания, когда под влиянием гормонов происходит перестройка всех органов, в том числе и головного мозга.

Если до этого ребенок был замкнут и молчалив, то в подростковом возрасте эти признаки усиливаются. Депрессивные и тревожные состояния, агрессия, приступы эпилепсии и много других признаков аутизма приводят к тому, что ребенок становится неконтролируемым.

Аутист рьяно защищает свои увлечения, не реагирует на советы и просьбы других людей. Могут выполнять действия, опасные для окружающих, поэтому подростков, страдающих аутизмом, постоянно должны контролировать близкие.

Аутичные взрослые – какие они?

У людей с РАС есть ряд особенностей, взрослые люди аутисты имеют ряд характерных признаков:

  • эхолалия – повторение услышанного;
  • использование причудливых монологов;
  • создание воображаемых друзей;
  • причинение себе вреда;
  • приступы ярости;
  • жалость к себе;
  • стереотипность и др.

Типично неумение использовать улыбку; часто люди привлекают внимание криком, аффектом.

Как живут взрослые аутисты, что у них внутри:

Проявления заболевания

Признаки заболевания проявляются тогда, когда начинаются изменения в участках мозга. Когда и как это происходит – до сих пор не ясно, но большинство родителей замечают, если у них есть дети аутисты, признаки уже в самом раннем детстве. Если при их проявлении принять срочные меры, то вполне возможно привить малышу навыки общения и самопомощи.

В настоящее время еще не найдены методы полного излечения от этого заболевания. Малая часть детей вступает во взрослую жизнь самостоятельно, хотя некоторые из них добиваются даже определенных успехов.

Даже врачи разделились на две категории: одни считают, что надо продолжать поиски адекватного и эффективного лечения, а вторые убеждены, что аутизм – это намного шире и больше, чем простое заболевание.

Опросы родителей показали, что у таких детей часто можно наблюдать:

  • Приступы агрессии.
  • Гнев.
  • Насилие.дети аутисты признаки

Эти качества чаще всего проявляли старшие дети аутисты. Признаки, которые еще часто встречаются у таких детей – это определенные формы повторяющегося поведения, которое врачи делят на несколько категорий:

  • Стереотипия. Проявляется в раскачивании туловища, вращении головой, постоянном покачивании всем телом.
  • Сильная потребность в однообразии. Такие дети обычно начинают протестовать даже в том случае, когда родители решают переставить мебель в их комнате.
  • Компульсивное поведение. Примером является вкладывание объектов и предметов определенным образом.
  • Аутоагрессия. Такие проявления направлены на самого себя и могут приводить к различным травмам.
  • Ритуальное поведение. Для таких детей все действия как ритуал, постоянный и каждодневный.
  • Ограниченное поведение. Интерес ребенка, например, направлен только на одну книжку или одну игрушку, а другие он не воспринимает.

Еще одним проявлением аутизма является избегание зрительного контакта, они никогда не смотрят в глаза собеседнику.

Признаки у плода при беременности

Распознать наличие аутизма у плода можно еще во время беременности. Это можно заметить во втором триместре при проведении ультразвукового исследования. Учеными доказано, что интенсивный рост тела плода и головного мозга в начале второго триместра дают возможность предположить, что ребенок родится с аутизмом.

Причиной такого интенсивного роста может быть наличие серьезных инфекционных заболеваний у женщин: кори, ветряной оспой, краснухи. Особенно, если будущая мама перенесла их во втором триместре, когда формируется головной мозг ребенка.

Тесты для диагностики аутизма

Диагностика аутизма проводится по определенным критериям, в сравнении с которыми лечащий врач может оценить поведение и состояние пациента. Ранняя диагностика и своевременное лечение даст возможность улучшить качество жизни. Результативность лечения отслеживается с помощью теста АТЕК.

Для выявления специфического отставания в развитии проводятся различные тесты на аутизм для детей, подростков и взрослых. Любой тест можно пройти самостоятельно (например, онлайн-тест в Интернете) – для этого заполняется опросник, и по количеству набранных баллов определяется результат. Полученные данные не являются окончательным диагнозом.

Виды тестов на аутизм:

  1. Скрининговые (M-CHAT, CARS, ASSQ).
  2.  Диагностические (ADOS, ADI-R, ABC).
  3. Оценка контрольных показателей заболевания (ATEC).

Социальная адаптация в подростковом возрасте

Социальная изоляция — это одна из устойчивых характеристик подросткового аутизма, даже если удается избежать выраженного негативизма со стороны общества. Такие дети гораздо реже участвуют в различных мероприятиях, чем те, что имеют речевые и языковые расстройства без статуса аутиста.

Согласно проведенным исследованиям о РАС в подростковом возрасте, почти половина больных детей не встречались с одноклассниками за пределами школы и чуть более половины — никогда не получали звонков от школьных друзей. Кроме того, в период с 9 до 18 лет может проявиться усиленная социальная изоляция, которая не зависит от развитости интеллекта. Признаки аутизма у детей могу проявляться в разной степени — в зависимости от возраста и темперамента.

Многие люди считают, что аутистам не нужны друзья, раз они стараются жить абстрагировано от мира. На самом деле все не так. Подростки на консультации со специалистами отмечают, что отсутствие друзей — это самое трудной в их жизни. Такие заявления доказывают необходимость поддержки, любви и заботы со стороны родителей, чтобы компенсировать отсутствие дружеских контактов со сверстниками.

Именно в юности приходит осознание своей болезни и понимание отличия от остальных людей. В этот период подросткам очень хочется принятия, чтобы среди окружающих были те, кому не безразличны их интересы. Иногда особые узконаправленные увлечения становятся преградой на пути к социальному взаимодействию, а иногда эффективным инструментом для этого. Так, например, увлечение компьютерными играми может помочь мальчику-аутисту быстро подружиться со сверстниками.

Для эффективной и быстрой социальной адаптации более предпочтительным является обучение в школе, а не на дому, даже всего на 1-2 урока. Это позволяет активизировать и мобилизовать аутичного ученика. Крайне важным является участие педагога/воспитателя в адаптации ребенка к школьной обстановке и его эмоциональная поддержка. Он должен подавать пример гибкости в решении различных задач, чтобы повлиять и расширить поведенческие возможности аутенка.

Если признаки аутизма в подростковом возрасте становятся менее заметными, стоит готовить ребенка к возможной будущей трудовой деятельности (послешкольные занятия, факультативы, кружки, вузовская подготовка), опираясь на его предпочтения и сильные стороны. Наиболее удачными сферами профессиональной деятельности для аутистов с высоким интеллектом считаются:

  • программирование;
  • обслуживание компьютеров;
  • точные науки;
  • исследовательская деятельность;
  • архитектура.

Нежелательной является трудовая деятельность, требующая от человека с РАС инициативы, самостоятельной постановки задач, принятия быстрых решений, стрессоустойчивости. Также им не подходит работа, где много шума, людей и часто меняется обстановка.

Чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни независимо от степени тяжести болезни, лучше всего подключить к работе поведенческого терапевта (специалиста по АБА-терапии). Он отлично знает специфику болезни, способы диагностики симптомов и оценки достижений, методы коррекции поведения и привития новых навыков. АБА-специалист даст вам рекомендации для самостоятельного домашнего обучения с учетом особенностей подростка.

Иногда у родителей, узнавших о страшном диагнозе, рушится идеализированный образ ребенка, о котором они так мечтали. Действительно, воспитывать детей с РАС — это очень тяжелая работа, но вы не сможете скрыть слезы счастья, когда личность вашего ребенка начнет раскрываться. В юношестве у него формируется характер, совершенствуются социально-бытовые навыки и умение взаимодействовать с другими людьми. Постепенно у вас появляется больше времени для себя, обстановка в семье становится более благоприятной.

Симптомы у детей младшего и школьного возраста

Пациенты младшего и школьного возраста отличаются отсутствием эмоций и замкнутостью. Примерно в полтора-два года у таких детей может полностью отсутствовать речевая функция, наблюдается нежелание идти на зрительный контакт. Часто нарушения речи в это время обусловлены нежеланием общаться в социуме. Когда же пациенты все-таки начинают говорить, то сталкиваются с определенными трудностями. Они часто говорят о себе в третьем лице, путают местоимения, повторяют одни и те же слова, звуки и фразы. Часто у таких детей возникают вокализации, как одна из разновидностей стереотипий.

Часто у аутистов преобладает гиперактивность, но их движения однообразны и носят повторяющийся характер. Также такие дети практически не плачут, даже когда сильно ударятся. Они избегают общества сверстников, в детских садах или школе, как правило, сидят в одиночестве. Иногда у них возникают приступы агрессии или аутоагрессии.

Ребенок может не обращать внимание на весь предмет в целом, но его привлекают некоторые его элементы. Так например, он может зациклиться на колесах или руле автомобиля, постоянно вращая их в руках. Игрушки не интересуют аутиста как таковые, но зато они очень любят сортировать их и выкладывать в определенном порядке.

Такие дети очень избирательны в еде или в одежде. У них присутствует множество различных страхов: страх темноты, различных шумов. При прогрессировании заболевания ухудшаются и возможные страхи. Они боятся выходить из дома, а в особо тяжелых случаях вообще покидать свою комнату и остаются в одиночестве. Их пугает любая смена обстановки, и оказавшись не на свое месте, они часто закатывают истерики.

Аутисты школьного возраста могут посещать обычные или специализированные школы. У таких детей наблюдается увлечение каким-либо одним из предметов. Чаще всего это рисование, музыка или математика. Преобладает у подростков аутистов значительная рассеянность внимания, также они испытывают значительные трудности со чтением.

У некоторых аутистов встречается синдром саванта, характеризующийся невероятными способностями в каких-либо определенных дисциплинах. Они могут отличаться талантами в музыкальной сфере или изобразительном искусстве, а также обладать феноменальной памятью.

Дети с низким коэффициентом интеллекта чаще всего замыкаются в себе и уходят в свой придуманный мир. У таких детей часто отмечаются нарушения в речевом развитии и социальной сфере. Малыш старается прибегать к речи только в очень исключительных случаях. Они никогда не жалуются и стараются ни о чем не просить, стараясь всячески избегать любого общения.

В таком возрасте у детей часто появляются серьезные отклонения в пищевом поведении, вплоть до полного отказа от пищи, что зачастую приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Прием пищи сводится к определенным ритуалам, еда выбирается определенного цвета или формы. Вкусовые критерии пищи при этом не учитываются.

При своевременной диагностике заболевания и квалифицированном лечении, дети аутисты могут жить вполне нормальной жизнью, посещать общеобразовательные школы, осваивать профессиональные навыки. Лучших успехов при этом добиваются аутисты, речевые и интеллектуальные нарушения у которых сведены к минимуму.

Как относиться к подростку с аутизмом?

Важно понимать, что аутизм не является приговором, подросток может научиться себя вести в обществе. Большинство больных стараются научиться выражать свои эмоции и чувства в соответствии со сложившейся социальной ситуацией

Однако не всегда окружающие люди могут понять, что они хотели выразить таким образом.

Некоторые пациенты несколько лет обучаются правильному поведению в сложных ситуациях. Для увеличения шансов на успех в социальном развитии и общественном взаимодействии необходимо своевременно обнаружить симптомы заболевания и начать комплексное лечение.

Подростки ограничены в своих возможностях, поэтому они нуждаются в понимании. Во время обучения их следует хвалить и поощрять за успехи. С такими детьми сложно общаться, поэтому нужно быть доброжелательным и терпеливым.

Источники

  • https://autizmy-net.ru/kak-podavit-agressiyu-u-autistov/
  • https://www.YBurlan.ru/biblioteka/protestnye-reakcii-i-agressija-rebenka-pri-autizme-chast-3
  • https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/autizm/priznaki-autizma-u-podrostkov.html
  • https://autizmy-net.ru/priznaki-autizma-u-podrostkov/
  • http://psycholekar.ru/psihicheskie-rasstroystva/priznaki-autizma-u-podrostkov.html
  • https://sekretizdorovya.ru/publ/autizm_vzroslykh/3-1-0-87
  • http://7psihozov.ru/autizm/diagnostika-i-testy.html
  • https://aba-kurs.com/autizm-u-podrostkov/
  • https://autizmy-net.ru/12-priznakov-autizma-u-vzroslyih/
  • https://apicorrection.com/test-na-autizm-atek
  • http://7psihozov.ru/autizm/simptomy-i-proyavleniya.html
  • http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/autism/u-vzroslyx.html
  • http://fb.ru/article/184534/autist-rebenok-priznaki-simptomyi-prichinyi-osobennosti-detey-autistov
  • https://FoodandHealth.ru/bolezni/simptomy-autizma/
  • https://mama66.ru/child/testy-na-autizm

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию