Что такое нарративная психология, нарративный метод – особенности и суть психотерапии

Суть нарративного подхода

Для начала стоит рассказать немного об истории появления данного подхода в современной психотерапии.

История

Нарративная психотерапия сформировалась в результате объединения множества идей, которые высказывались самыми разными специалистами в разных областях психологии и психиатрии. Они имели общие черты, но в то же время не представляли собой единого методического подхода. Поэтому на протяжении определённого времени эти идеи просто “пылились” на полках в одном ряду с другими интересными идеями, которые просто не были со временем реализованы.

Появление “нарративной практики”, как впоследствии было названо это направление в психотерапии, связывают с работой двух учёных: новозеландца Дэвида Эпстона и австралийца Майкла Уайта. Именно эти специалисты объединили идеи, высказывающиеся ранее другими психологами, психиатрами и психотерапевтами, создав методы нарративной психотерапии.

Пациент
Цель нарративной терапии заключается в том, чтобы создать вокруг пациента определённого пространства, в котором впоследствии будут развиваться предпочитаемые, альтернативные истории. Эти истории призваны дать клиенту ощущение того, что он способен повлиять на ход событий, происходящих в его собственной жизни. Клиент становится в центре своей же истории, при этом предполагается использование “своих” людей для того, чтобы повысить чувства поддержки и заботы.

Новое направление в психотерапии было названо нарративным по определённым причинам. В переводе с латинского “narratio” переводится как повествование, рассказ. Как уже было сказано выше, за основу берётся история, помогающая клиенту осуществить осмысление своего жизненного опыта.

Человек рассказывает о себе с помощью историй. Именно в них он высказывает свои переживания, а также моменты накопленного опыта. У каждого человека есть свои истории, в которых присутствуют детали, которые известны только ему. Именно они отражают суть индивида, могут продемонстрировать особенности его характера и направленность полученного им опыта. Рассказывая свои собственные истории, человек погружается в них, становится их центром, формируя воображаемое пространство, где он может чувствовать себя уверенным и раскованным. Это помогает расслабиться и собраться в самых разных жизненных ситуациях.

Если обратить внимание на терминологию, которая используется в нарративной психотерапии, то можно обнаружить акценты, на которые обращается внимание при проведении терапии. Историей в нарративной психотерапии называют событийную последовательность во времени, которая имеет в своей основе единую тему и общий сюжет. В связи с этим новый подход в психотерапии основывается на довольно тесных связях с искусством, литературой, и культурой.

Основоположник
Понятие истории берётся из литературы великого американского психолога и педагога Джерома Бруннера. Он писал о том, что человеческая память формируется с помощью так называемых нарративов-историй, мифов. Нарративы при этом непросто являются имитацией или отображением жизни, – они конструируют жизнь, являясь её материалом, связующим и организующим.

Любые события, происходившие в жизни индивида, могут быть маленькими и большими, весьма важными и довольно незначительными. Но все они накладывают свой особый отпечаток на человеческую память, оставляя определённые впечатления и воспоминания. Все эти события складываются в определённую последовательность. Во всех событийных последовательностях можно обнаружить наличие связующей их темы.

Лечение
В каждой последовательности человек может представать в разном свете: в глупых и смешных историях индивид является слабым, комичным и неуклюжим, в героических историях человек не может быть слабым – он силён, непоколебим и сам для себя становится идеалом, примером. В любой последовательности, сотканной из различных событий, человек воспринимает себя определённым образом. Восприятие зависит от оценки события и действий главного героя обществом, им самим, а также его близкими людьми.

Когда к психотерапевту, практикующему нарративные методы лечения, обращается пациент, специалист сначала его выслушивает. Пациент должен рассказать практику какую-то проблемную историю из его собственной жизни, при этом не скрывая деталей и своего отношения к ним. При этом нарративщик должен непросто внимательно выслушать своего пациента, но и обнаружить в рассказанной истории что-то позитивное. Позитивное зерно затем будет “выужено” психотерапевтом их общего повествования, а затем переработано в новую историю.

Методологические особенности нарративного метода

Сущность метода и его особенности можно раскрыть, указав всего три пункта. Именно по ним читатель сможет легко и просто понять, в чём же состоит удивительный метод нарративной психотерапии, в чём его суть:

  1. Отделение жизни индивида от его проблем. Рассказывая историю психотерапевту, пациент старается выговориться, тем самым открывая свои проблемные стороны. Проблемы делают жизнь мрачнее и тяжелее. Именно поэтому нарративщик старается выслушать историю человека, а затем найти в ней определённый позитив, чтобы впоследствии использовать позитивную сторону повествования для отделения жизненных событий от случившихся проблем;
  2. Вызов проблемным историям, считающимися индивидом определяющими течение жизни. Довольно часто человек, сталкиваясь с проблемой, как бы “привязывается” к ней. Он не может выкинуть проблему из голову, делая её центром своего существования. Проблема связывает человеку руки, делая его бессильнее. Безысходность окутывает индивида, что впоследствии рушит его жизнь. Нарративный практик бросает вызов проблемным историям, доказывая человеку, что проблема не является фактором, определяющим его существование. Проблема вполне решаема практически в любом случае;
  3. Переделывание истории в соответствии альтернативными способами жизни, предпочитаемыми человеком. Нарративный практик непросто меняет историю человека. Он создаёт ему совершенно новый образ мышления. История человека является концентрацией его жизненного опыта, полученного на протяжении жизни. Это “склад” его переживаний и впечатлений. Его история переделывается специалистом для выделения новых способов для существования, для более комфортной жизни. Человек получает альтернативу той жизни, которой он недоволен. Таким образом, он становится увереннее в себе, крепче духом и спокойнее душевно. А именно это очень часто становится своеобразным лекарством от тоски и уныния, которые мешают индивиду достичь своей цели в жизни.

Обязанность нарративного практика отличается от функций обычного психотерапевта. Нарративщик не рассказывает успокаивающие истории – он слушает проблемные. После прослушивания истории пациента такой специалист не начнёт вливать в его уши обычные рассуждения, которые можно услышать на приёмах у большинства психотерапевтов. После того как клиент выговаривается, нарративный практик начинает задавать вопросы. Таким образом, он приводит пациента к ответам на них. Все проблемы человека находятся у него в голове. Справиться с ними можно, только придя к их решению самому. Нарративная методика просто подводит человека к ответам на его вопросы.

В чём отличия нарративного подхода от других?

В начале статьи говорилось о том, что у нарративной психотерапии имеются недоброжелатели, которые крайне негативно относятся к методам этой практики. Чтобы не быть голословным, стоит привести несколько отличий нарративного подхода от других, которые считаются довольно радикальными. Именно поэтому довольно неудивительно, что у данного подхода есть противники.

Итак, в чём заключаются отличия нарративного подхода от других психотерапевтических методик:

  1. Для начала следует отметить отношение классической психологии и нарративного подхода к человеческому бессознательному. Если придерживаться классической практики, то считается, что бессознательное – это нечто вроде “души” – человеческое сознание, где и находится проблема. Нарративная практика рассматривает бессознательное как концентрацию жизненного опыта и впечатлений, полученных на протяжении жизни. Таким образом, выделяется не абстрактное понимание данного вопроса, а довольно конкретное обозначение. Именно бессознательное содержит ответы на многие вопросы, и человеку потребуется помочь дойти до них;
  2. Довольно интересным выглядит отличие, касающееся отношения нарративного практика к своему пациенту. Если в классической психотерапии, специалист изначально относится к человеку, пришедшему к нему, как к больному, то нарративный практик считает пациента практически здоровым. Конечно, со своими проблемами-истериками, депрессиями, нервными срывами, но в целом здоровым. Такое доброжелательное отношение положительным образом сказывается на состоянии пациента – он сразу начинает чувствовать себя легче и увереннее;
  3. Обычная психология ориентируется в первую очередь на ощущения человека. Нарративный метод отталкивается от действий пациента. Нарратив позволяет определить интересы человека, а затем проследить за действиями, которые могут привести его к избавлению от существующих проблем. Специалист стремится переписать историю пациента для того, чтобы он стал увереннее в своих собственных силах и счастливее.

Нарратив в филологии

Большое внимание нарративу и нарративным техникам было уделено филологическими науками: лингвистикой, литературоведением. В лингвистике этот термин, как уже было сказано выше, изучается совместно с термином «дискурс». В литературоведении он относится скорей к постмодернистским понятиям. Учёные Й. Брокмейер и Р. Харре в своём трактате «Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы» предлагали понимать его как способ упорядочивания знаний и придания смысла опыту. По их мнению, нарратив – это инструкция по составлению историй. То есть набор определённых лингвистических, психологических и культурных конструкций, зная которые, можно составить интересный рассказ, в котором будет чётко угадываться настроение и сообщение нарратора.

Нарратив в литературе имеет важное значение для художественных текстов. Поскольку здесь реализует себя сложная цепочка интерпретаций, начиная с точки зрения автора и заканчивая восприятием читателя/слушателя. Создавая текст, автор вкладывает в него определённую информацию, которая, пройдя длинный текстовый путь и достигнув читателя, может совершенно видоизмениться или быть иначе трактована. Для того чтобы правильно расшифровать авторские интенции, необходимо учитывать присутствие других персонажей, самого автора и автора-повествователя, которые сами по себе являются отдельными нарраторами и наррататорами, то есть рассказывающими и воспринимающими. Восприятие усложняется, если текст носит драматургический характер, поскольку драма является одним из родов литературы. Тогда интерпретация искажается ещё больше, пройдя через изложение её актёром, который также вносит в повествование свои эмоциональные и психологические характеристики.

Однако именно эта неоднозначность, возможность наполнить сообщение разными смыслами, оставить читателю почву для размышлений и является важной частью художественной литературы.

ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Как создать нарратив, который понравится читателям и выйдет в ТОП?

Срок жизни нарратива в Яндекс.Дзен зависит от многих факторов, главный из которых – его популярность и количество просмотров. Чем быстрее он попадет в ТОП Яндекс Дзена и чем дольше он там будет, тем дольше проживет на просторах Интернета.

Как сделать так, чтобы публикация точно понравилась читателям и выполнила возложенную на себя задачу со стопроцентной отдачей? Изучите подборку наших советов:

  1. Старайтесь публиковать нарративы не реже 1 в два-три дня, такая периодичность позволит вашему каналу в Дзене всегда быть на виду;
  2. Презентация может содержать часть мысли, побуждая читателя отправиться за продолжением на сайт с основным текстом;
  3. Серьезный подход к созданию нарративов в Яндексе предполагает привлечение дизайнеров и копирайтеров;
  4. Не разочаровывайте читателя «вкусным» и многообещающим анонсом, а после, стремительным призывом перейти на ваш сайт;
  5. Пусть тема слайд-публикации будет актуальна на протяжении длительного периода.
  6. Уделите должное внимание обложке – это обертка вашей публикации, от нее зависит, захочет ли читатель заглянуть внутрь;
  7. На внутренних экранах чередуйте тип контента: текст, видео, картинка и т.д.;
  8. Внешний вид всех экранов должен соответствовать единой концепции и общему стилю оформления;
  9. Заголовок должен быть содержательным, эмоционально положительным, подталкивающим к действию;
  10. Следите, чтобы все тексты были хорошо оформленными, читабельными, оптимального размера;
  11. Ссылки не рекомендуется помещать на промежуточные экраны, ведь читатель может уйти с нарратива раньше, чем нужно, и вам не засчитается дочитывание;
  12. Изображения должны быть четкие, красивые, с правильным соотношением сторон. На картинках лучше всего делать пояснения;
  13. Видеоролики и гифки неплохо оживляют контент, но часто грузятся и работают «криво», поэтому будьте с ними осторожны.

Нарративы в психологии и психотерапии

Один из основополагающих тезисов нарративной психологии – «жизни самой по себе не существует». Она состоит из череды повествований и субъективных восприятий событий. Люди познают мир лишь понаслышке, составляя представление о нём на основе интерпретаций других личностей.

Автор нарративного направления в психологии – американский психолог Джером Брунер. Он считал, что главным условием развития личности являются истории-нарративы, окружающие любого человека с раннего детства и в течение всей жизни, а не образ мышления.

«Для сознания человека не бывает незначительных историй: беседа с коллегами, семейная ссора, внутренний спор с собой или предвыборное выступление… То, как мы трактуем для себя или для других какое-либо событие, определяет нашу жизнь, даже если мы и не фиксируем этот момент в памяти».

Нарративная психотерапия использует рассказы пациентов, чтобы помочь им справиться с трудностями. Применяя этот подход в лечении, врач-психотерапевт помогает по-новому взглянуть людям на прошлое и настоящее, чтобы изменить свою жизнь в будущем.

Нарративы позволяют заново переписать историю своей жизни, иначе расставив акценты, подкорректировав нужные моменты, рассказать её «без ошибок».

Нарративная психология – это скорее теоретическая отрасль. А вот нарративный подход в психотерапии нашёл практическое применение.

Темы, с которыми работает этот подход

  1. Сложности в межличностных отношениях, а также семейные проблемы.
  2. Внутри личностные. Например, если человек не может найти смысл жизни, понять своё предназначение, если он не знает, чего хочет или как достичь желаемого. Когда возникает конфликт потребностей, и он не понимает, как следует действовать и какую именно из них выбрать для удовлетворения. Если сформировалось искаженное представление о себе, а также в случае возникновения комплексов и чрезмерности проживания негативно-окрашенных эмоций.
  3. Организационные. Позволяет простроить отношения в группе и расставить всё по своим местам.
  4. Социальные. В случае возникновения насилия, чрезвычайных ситуаций и при нарушении прав человека.
  5. Травмы и кризисы. В случае опасных или смертельных болезней вполне вероятно с ними «договориться», осознав, для чего они даны, а также научиться обходиться с ними.
  6. Детям и подросткам помогает понять, какие они есть на самом деле, учит опираться на собственное мнение и искать в жизни возможности.

Нарративный метод в психологии и психиатрии

Термин «нарративная психология» принадлежит американскому психологу-когнитивисту и педагогу Джерому Брунеру. Его и психолога-криминалиста Теодора Сарбина по праву можно считать основополжниками данной гуманитарной отрасли.

нарративная психология

Согласно теории Дж. Брунера, жизнь – это череда повествований и субъективных восприятий тех или иных историй, цель нарратива – в субъективации мира. Т. Сарбин же придерживается мнения, что в нарративах соединяются факты и вымысел, определяющие опыт конкретного человека.

Суть нарративного метода в психологии – узнавание человека и его глубинных проблем и страхов посредством анализа его рассказов о них и их собственной жизни. Нарративы неотделимы от общества и культурного контекста, поскольку именно в них они и формируются. Нарратив в психологии для личности имеет два практических значения: во-первых, открывает возможности для самоидентификации и самопознания путём создания, осмысления и проговаривания различных историй, во-вторых, это способ самопрезентации, благодаря такому рассказу о самом себе.

В психотерапии также применяется нарративный подход. Он был разработан австралийским психологом Майклом Уайтом и новозеландским психотерапевтом Дэвидом Эпстоном. Суть его в том, чтобы создать вокруг лечащегося (клиента) определённые обстоятельства, почву для создания своей истории, с привлечением определённых людей и совершением определённых поступков. И если нарративная психология считается скорее теоретической отраслью, то в психотерапии нарративный подход демонстрирует уже своё практическое применение.

нарратив в психологии

Таким образом, очевидно, что нарративная концепция успешно используется практически в любых областях, изучающих человеческую натуру.

Основные приёмы

1 приём: Экстернализация

Это страшное слово означает попытку «вынести» человека за границы проблемы. Чтобы он мог со стороны на неё посмотреть, не включаясь особо эмоционально и не «подтягивая» опыт, полученный ранее в подобной ситуации. Потому что, к примеру, пока внутри него «живёт» присвоенная информация о собственной личности, она будет влиять на его поступки, отношения и прочее.

Какая-то история может вызывать токсичные для организма чувства вины и стыда. Отчего человек не сможет ощущать удовольствие от жизни. Потому что, будет находиться в состоянии ожидания осуждения, наказания и прочее. Используются такие методы, как исследование, прояснение, картирование. Порой случается, что клиент предъявляет сложный эпизод из жизни, который и считает проблемой. Но терапевт обнаруживает совершенно другие причины его сложностей.

Поэтому важно провести тщательный анализ материала. Если всё ясно, тогда следует картрировать – изучить степень влияния проблемы на бытие клиента, на какие сферы оно распространяется, и какой именно вред наносит.

Для этого процесса важно учитывать такие аспекты, как:

  • Длительность. То есть, как долго его это тревожит, когда именно началось, и какие изменения происходили в течение существования. В некоторых случаях можно пофантазировать и попробовать предвосхитить вероятный исход ситуации.
  • Широта. В исследовании широты распространения негативных последствий сложности затрагиваются такие сферы, как чувства, отношения, ресурсы, состояние, здоровье, активность, успехи, достижения и прочее.
  • Глубина. Проясняется, насколько оказалась серьёзной проблема и как сильно она доставляет неудобства. Для этого можно просто задать вопросы о том, насколько больно, страшно и прочее, или попросить обозначить на шкале, допустим, от 1 до 10, как сильно мешает жить, где 1 – совсем не мешает, а 10 – нет сил терпеть.

Нарративы в Яндекс Дзен

Пользователей интернета уже не просто чем-либо удивить, поэтому для привлечения внимания часть контента в сети с 18 ноября 2017 года подаётся в особом формате, в виде нарративов.

Этот формат публикаций Яндекс Дзен специально разработан для чтения на смартфонах и планшетах. Ярко и необычно рассказанная история с завлекающим названием, дополненная изображением, преподносится пользователю в виде последовательности экранов.

Нарратив в Дзене
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Нарратив в Дзене напоминает комикс – картинки и текст сочетаются так, чтобы на коротком отрезке можно было рассказать цельную и интересную историю.

Нарративы в научных текстах

Тем не менее не только контекстная информация, но и собственный опыт воспринимающего (наррататора) влияет на субъективное усвоение информации, привнесение оценок и эмоций. Исходя из этого, объективность рассказа снижается, и можно было бы предположить, что нарративность присуща не всем текстам, а, например, она отсутствует в сообщениях научного содержания. Однако это не совсем так. В большей или меньшей степени нарративные черты обнаружить можно в любых сообщениях, поскольку в тексте присутствует не только автор и повествователь, которые по сути своей могут являться разными действующими лицами, но также читатель или слушатель, которые по-разному воспринимают и трактуют получаемую информацию. В первую очередь, конечно, это касается художественных текстов. Однако и в научных сообщениях имеются нарративы. Они присутствуют скорее в исторических, культурных и социальных контекстах и не являются объективным отражением реальности, а больше выступают как показатель их многомерности. Однако также могут повлиять на формирование причинно-следственных связей между исторически достоверными событиями или другими фактами.

Учитывая такое многообразие нарративов и обильное присутствие их в текстах различного содержания, наука не могла более игнорировать явление нарративности и вплотную занялась его изучением. На сегодняшний день различным научным сообществам интересен такой способ познания мира, как повествование. Он имеет в ней перспективы развития, поскольку повествование позволяет систематизировать, упорядочить, распространить информацию, а также отдельным гуманитарным отраслям изучить человеческую природу.

Зачем нужны нарративы?

После того, как мы рассказали о том, как сделать нарратив в Яндекс.Дзен, рассмотрим преимущества, которые дарит этот формат публикаций авторам и издателям. Помимо возможности приблизить момент начала заработка на Яндекс.Дзене, нарративы выполняют ряд других полезных функций.

  • При умелом исполнении, он играет роль яркого побудительного элемента, склоняющего пользователя перейти к прочтению основной статьи. А это новое уникальное посещение сайта, прирост трафика, возможный новый подписчик.
  • Он является краткой концепцией, анонсом полного текста, поэтому должен включать все самое интригующее, цепляющее.
  • Это отличная и интересная возможность разнообразить контент на канале в Яндекс.Дзене.
  • Новшество адаптировано для смартфонов, а ведь именно через них большинство людей сегодня сидит в Интернете. Такой формат, в котором сочетается минимум текста и много медиа, является наиболее предпочтительным для большинства пользователей.

Они подчиняются тем же самым вычислительным алгоритмам, что и статьи. Сервис определяет интересы каждого пользователя и формирует для него персональную подборку с контентом, который состоит из статей, нарративов и видеороликов (формат на стадии тестирования и доступен лишь избранным издателям).

Чем больше вы предоставите популярных слайд-презентаций, тем выше лучше будет выдача остальных ваших материалов в Яндекс.Дзене.

Нарратив в политике

Есть своё понимание нарративного повествования и в политической деятельности. Однако термин «политический нарратив» несёт скорее отрицательную коннотацию, нежели положительную. В дипломатии нарративность понимается как преднамеренный обман, сокрытие истинных намерений. Нарративный рассказ подразумевает заведомое утаивание некоторых фактов и истинных намерений, возможно, подмену тезиса и использование эвфемизмов для придания тексту благозвучности и избегания конкретики. Как уже упоминалось выше, отличием нарратива от обыкновенного рассказа является желание заставить слушать, произвести впечатление, что характерно для речи современных политиков.

политический нарратив

Нарративы в истории

Нарративная история использует для исследований происходивших событий не беспристрастный подход, а оценивает их значимость на основе субъективных убеждений, жизненных правил и ценностей отдельных личностей.

К историческим нарративным источникам относят:

  1. летописи;
  2. трактаты;
  3. хроники;
  4. фольклор (что это такое?);
  5. литургические тексты.

То есть источники, в которых повествование ведётся через призму личных взглядов на происходящие события.

Исторические события становятся неразрывно связаны с их интерпретацией. Например, крещение Руси и реформы Петра I – хорошо, монголо-татарское иго и революция – плохо. Историческая верность события здесь второстепенна.

В создании исторического нарратива авторский замысел преобладает над фактическим материалом, в котором фрагменты исторических знаний складываются в единое сюжетное повествование.

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Нарратив — это важное понятие для культуры постмодернизма, означающее повествовательные и событийные тексты. Под словом «текст» необязательно понимать литературу, где происходит повествование (роман, повесть и рассказ), это также могут быть и фильмы, картины или балет. Главное, чтобы в любом произведении искусства рассказывалась история, иначе оно будет не нарративным, а описательным.

С понятием «нарратив» может возникнуть путаница: его часто и ошибочно путают с «сюжетом», потому что сюжет тоже кем-то повествуется. Важно понимать, что это не одно и то же. Говоря о нарративе, мы имеем в виду способность того или иного произведения к повествованию каким-либо образом, термин «сюжет» — понятие более конкретизированное и узкое. В сюжете всегда есть последовательность определённых событий, нарратив же отвечает за способ повествования об этих событиях. Например, есть сюжет пьесы и несколько способов передать этот сюжет — классическая постановка или же современная интерпретация. Каким образом будет осуществляться повествование, таким и будет нарратив. Кроме того, нельзя путать рассказчика и нарратора. Рассказчик связан с сюжетом, нарратор — с повествованием вообще, с целым, объёмным нарративом. Рассказчик может знакомить нас с сюжетом изнутри и не знать моментов, связанных с прошлым или настоящим, нарратор же обладает полнотой видения изображаемой реальности. В отличие от рассказчика, нарратор не может быть участником событий произведения, его не могут видеть герои. В общем, запомнить эту разницу легко: рассказчик персонифицирован, то есть существует как личность в художественном мире, нарратор же всегда безличен, он «невесомый, бесплотный и вездесущий дух повествования», цитируя Томаса Манна.

Где мы можем встречаться с нарративом? Кроме произведений искусства, в которых есть повествование, нарратив важен для современной культуры как её неотъемлемая часть. Ярким примером бытования нарратива, как мне кажется, является сфера телевидения (новостные репортажи) и рекламы. Конечно, реклама нередко описательна: такой-то шампунь прекрасно пахнет и укрепляет волосы от корней до кончиков. Но есть и нарративная реклама: например, про безалкогольное пиво, которое жители городка передают друг другу, чтобы оно дошло из бара на маяк, где работает житель этого городка. В этом есть история — в конце мы даже знакомимся с друзьями этого жителя, чокающимися с видом на маяк. Сфера компьютерных игр тоже нарративна: часто в игре задаётся определённая история, с учётом которой игроку необходимо действовать. Но главное бытование нарратива связано сейчас, конечно, с сериалами. В эпоху кризиса большого нарратива сериалы начали занимать место толстого романа, взяли на себя его роль и функции.

Нарратив плотно встроен в нашу действительность, которая сейчас насквозь повествовательна и событийна. Политическая новость является частью одного большого политического нарратива; своя история есть и у нарратива общественного, и у культурного. Наблюдение за тем, какие трансформации происходят с тем или иным нарративом, во всех отношениях увлекательно и полезно.

Нарративная терапия, или практика, — один из постмодернистских подходов к психологической помощи людям. Он основан на допущениях, что то, что переживается как реальность, является результатом переговоров между людьми. В процессе этих переговоров они всё время договариваются о том, что считать истиной или «нормой». Доказать же какие-либо истины или даже саму возможность или невозможность их существования мы не можем. Это же относится и к нашим знаниям о том, как «устроены» люди, от чего они страдают и что делает их счастливыми. Из этого следует, что психотерапевт, психолог-консультант или социальный работник не могут понять человека лучше него самого, не могут знать лучше него, что ему нужно и как этого достичь.

Испытывая страдания, человек обращается за психологической помощью, потому что сам не видит в себе того, кто может улучшить свою ситуацию, и не знает, как это сделать. Чтобы люди оставались экспертами в своих жизнях, была придумана позиция сотрудничества в терапевтическом взаимодействии: человек сам приписывает смыслы своему опыту, выбирает ценности и ориентиры жизни, конструирует и выбирает предпочитаемую версию себя, а терапевт умеет задавать самые разные вопросы, которые служат клиенту опорами в этом процессе.

Для того чтобы осуществить такого рода взаимодействие, создатели нарративной терапии австралийцы Майкл Уайт и Дэвид Эпстон использовали популярную в 80-е годы прошлого века в психологии нарративную метафору. Говоря коротко, мы представляем себе, что люди — это истории. Всё, что доступно человеку в опыте, что он называет собой, — это истории и события, наделённые смыслом и выстроенные во времени в соответствии с определённым сюжетом. В жизни человека значительно больше событий, чем может быть вписано в одну непротиворечивую историю. В каждом из нас мириады потенциальных версий нас, состоящих из уже свершившихся событий нашей жизни. Люди страдают и приходят в терапию, когда та версия, история, которую они сейчас принимают за себя, им не нравится. Терапевт создаёт условия для того, чтобы человек обнаружил, что он может быть автором себя, и переписал себя, создав предпочитаемую версию из реальных событий своей жизни.

Центру нарративной психологии и практики десять лет. Всё это время у нас идут различные программы обучения работе в нарративном подходе. В том числе длительные, в последних блоках которых участники работают с клиентами под супервизией (метод повышения квалификации в области клинической психологии, выраженный в форме профессионального консультирования. — Прим. ред.), то есть начинают собственную практику. Профессионалы могут обращаться в наш Центр за различными формами супервизий, в том числе «живых» — с присутствием клиентов и участием нарративной рефлексивной команды. Клиенты — за беседой с нарративным консультантом в индивидуальном, семейном или групповом формате. Темы могут быть любые, нет никаких ограничений по возрасту и составу участников. Есть специфика. Например, когда на приём приходит семья с ребёнком или подростком, перед терапевтом часто стоит задача построить отношения сотрудничества с недобровольным клиентом. Так как, скорее всего, подросток не был инициатором обращения и не думает, что психолог может быть ему как-то полезен. Он может вообще не видеть смысла или чувствовать опасность в разговоре с консультантом и молчать. В то же время в самом подростке обычно не видят того, кто способен самостоятельно осмыслить свою жизнь и справиться со сложностями. Задача же терапевта искренне занимать и проявлять позицию настолько уважительную к способности любого человека создавать и выбирать себя, что подросток перейдёт в позицию автора своей жизни и, опираясь на дальнейшие вопросы терапевта, найдёт собственные решения для своих проблем.

 

Нарратив и рассказ

Чем же нарратив отличается от простого рассказа? Рассказ – это способ коммуникации, способ получения и передачи фактической (качественной) информации. Нарратив же – это так называемый «объясняющий рассказ», если пользоваться терминологией американского философа и искусствоведа Артура Данто (Данто А. Аналитическая философия истории. М.: Идея-Пресс, 2002. С. 194).

нарратив в литературе
То есть нарратив – это, скорее, не объективное, а субъективное повествование. Нарратив возникает тогда, когда в обыкновенный рассказ добавляются субъективные эмоции и оценки повествователя-нарратора. Появляется необходимость не просто донести информацию до слушателя, но произвести впечатление, заинтересовать, заставить слушать, вызвать определённую реакцию. Иными словами, отличие нарратива от обыкновенного рассказа или повествования, констатирующего факты, – в привлечении индивидуальных нарраторских оценок и эмоций каждого повествующего. Или же в указании причинно-следственных связей и наличии логических цепочек между описываемыми событиями, если речь идёт об объективных исторических или научных текстах.

Нарратив в литературе

В литературе нарратив – это последовательное изложение фактов в произведении. Это структура, на которой основан сюжет с разными моделями и шаблонами.

Яркий пример нарратива в литературе – история о Золушке. В книгах Братьев Гримм и Шарля Перро обе сказки имеют одинаковый сюжет, но написаны в разных интерпретациях. Перро создал образ милой романтичной героини, которая живёт со злыми, но вполне адекватными сёстрами и мачехой.

Братья же Гримм погружают нас в жестокую и страшную атмосферу страстного желания мачехи и сестёр выбраться любой ценой из нищеты. Мать советует отрубить дочерям пальцы, чтобы их ноги влезли в туфельку. Вместе они стремятся избавиться от Золушки, а в конце сказки сёстры оказываются жестоко наказанными – птицы выклёвывают им глаза.

Сюжет в сказке один, но его интерпретации у сказочников весьма разнятся.

Примеры нарративных литературных произведений:

  1. кентерберийские рассказы Джеффри Чосера;
  2. философские анекдоты Конфуция;
  3. сборник сказок на арабском языке «Тысяча и одна ночь»;
  4. притчи персидского поэта Саиди;
  5. легенды и сказания.

На использовании нарративных техник строятся детективы, триллеры и ужасы. Все детективные истории основаны на особом сюжете: читатель не знает, как произошло преступление и постепенно приближается к его разгадке вслед за сыщиком. Исходное событие и его причины раскрываются только в финале.

В жанре ужасов другие традиции – создать тревожную, пугающую атмосферу. Эдгар По, Дин Кунц и Стивен Кинг овладели этим искусством в совершенстве.

Нарратив: пример

Для того чтобы окончательно установить суть нарративного повествования, необходимо рассмотреть его на практике – в тексте. Итак, нарратив – что это такое? Примером, демонстрирующим отличия нарратива от рассказа, в данном случае может выступить сравнение следующих отрывков: «Вчера я промочил ноги. Сегодня я не пошёл на работу» и «Вчера я промочил ноги, поэтому сегодня заболел и не пошёл на работу». По содержанию эти высказывания практически идентичны. Однако всего один элемент меняет сущность повествования – попытка связать оба события. Первый вариант высказывания свободен от субъективных представлений и причинно-следственных связей, во втором же они присутствуют и имеют ключевое значение. В первоначальном варианте не было указано, почему герой-повествователь не вышел на службу, возможно, это был выходной день, или же он действительно плохо себя чувствовал, но по другой причине. Однако второй вариант отражает уже субъективное отношение к сообщению определённого нарратора, который путём собственных соображений и обращением к личному опыту провёл анализ информации и установил причинно-следственные связи, озвучив их в собственном пересказе сообщения. Психологический, «человеческий» фактор может полностью изменить смысл повествования, если контекст предоставляет недостаточно информации.

нарратив пример

Дискурс и нарратив

Из всего вышеперечисленного следует, что структура нарратива неоднозначна, формы его нестабильны, не существует каких-либо их образцов в принципе, и в зависимости от контекста ситуации они наполняются индивидуальным содержанием. Поэтому контекст или дискурс, в котором воплощается тот или иной нарратив, – немаловажная часть его существования.

Если рассматривать смысл слова в широком понимании, дискурс – это речь в принципе, языковая деятельность и её процесс. Однако в данной формулировке термин «дискурс» используется для обозначения определённого контекста, необходимого при создании любого текста, как та или иная позиция существования нарратива.

Согласно концепции постмодернистов, нарратив – это дискурсивная реальность, которая в нём и раскрывается. Французский теоретик литературы и постмодернист Жан-Франсуа Лиотар называл наррацию одним из возможных типов дискурса. Свои идеи он подробно излагает в монографии «Состояние модерна» (Лиотар Жан-Франсуа. Состояние постмодерна. Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. – 160 с.). Психологи и философы Йенс Брокмейер и Ром Харре описывали нарратив как «подвид дискурса», с их концепцией также можно ознакомиться в исследовательской работе (Брокмейер Йенс, Харре Ром. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. – 2000. – №3 – С. 29-42.). Таким образом, очевидно, что применительно к лингвистике и литературоведению понятия «нарратив» и «дискурс» неотделимы друг от друга и существуют параллельно.

нарратив и дискурс

Визуализация нарратива

Что касается визуализации нарративов, то это довольно сложный вопрос. По мнению некоторых учёных, например теоретика и практика нарративной психологии Дж. Брунера, визуальный нарратив – это не облачённая в текстовую форму реальность, а структурированная и упорядоченная речь внутри нарратора. Этот процесс он назвал неким способом конструирования и установления реальности. Действительно, не «буквенная» лингвистическая оболочка формирует нарратив, а последовательно изложенный и логически правильный текст. Таким образом, визуализировать нарратив можно, озвучив его: рассказав устно или написав в виде структурированного текстового сообщения.

Источники

  • https://psiho.guru/tipologiya-i-harakter/narrativnaya-psihologiya-chto-eto-osobennosti-podhoda.html
  • http://fb.ru/article/192513/narrativ—chto-eto-takoe-narrativnyie-istochniki-i-tehniki
  • https://zen-ya.ru/narrativy/
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/narrativ-chto-ehto-takoe.html
  • https://qvilon.ru/psihologiya/narrativnaya-psihologiya.html
  • https://strelkamag.com/ru/article/vocabulary-narrative

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию