Игры-упражнения для развития позитивной Я-концепции у детей старшего дошкольного возраста

Прекрасный сад

Цель: познание ребёнком своего внутреннего мира; развитие воображения, эмоциональной сферы, эмпатии.

Материал: аудиозапись релаксационной музыки, по количеству детей: наборы цветных карандашей, гуашь, акварель, кисти, баночки с водой, бумага.

Детям предлагают закрыть глаза и представить, что они оказались в прекрасном саду: вообразите себя растением. Какое оно? Какие у него листья? Есть ли шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы распустившиеся или бутоны? Как выглядит стебель и корни? Где оно растёт, что окружает его? Кто-нибудь ухаживает за растением? Как пахнет растение? Как оно двигается, если дует ветер? Есть ли у него друзья?

Открыв глаза, дети под музыку рисуют реальное или выдуманное растение, которое описывали, самостоятельно выбрав технику исполнения, а затем из рисунков формируют единый коллаж — прекрасный сад. Дети становятся вокруг него, водят хоровод, делятся своими чувствами. Далее коллаж используют для украшения групповой комнаты.

Волшебный стул

Цель: познание ребёнком своего внутреннего мира; развитие воображения, эмоциональной сферы, эмпатии.

Оборудование: «волшебный» стул.

Детям предлагают стать в круг, в его центре стоит «волшебный» стул, который умеет дарить детям добрые качества. Но чтобы увидеть это, надо добрыми глазами смотреть на того, кто на нём сидит. Дети идут по кругу, держась за руки и проговаривают:

Кто сегодня всех красивей?

Кто сегодня всех счастливей?

Поскорее появись!

На «волшебный» стул садись!

Поочерёдно дети садятся на «волшебный» стул, и каждый говорит о сидящем что-то доброе, хорошее. В конце подводят итог, какие все ребята замечательные.

Добрые художники

Цель: снятие напряжения, тактильных страхов, физическая и эмоциональная стимуляция.

Дети становятся друг за другом в колонну, последним — взрослый. Стоящий сзади рисует пальцем на спине впереди стоящего различные образы (человечка, солнышко, лесенку, домик, кораблик и т.д.), которые надо отгадать. Те, кто не смог отгадать, могут изобразить загаданное пантомимой, танцем.

Волшебные руки

Цель: развитие эмпатии, воображения, чувств и представлений; гармонизация эмоционального состояния.

Материал: аудиозапись релаксационной музыки, по количеству детей: цветные карандаши, бумага.

Под музыку детям предлагается закрыть глаза, представить, что их руки стали волшебными, и изобразить порывы ветра, распускающиеся цветы, стебли трав, крылышки бабочек, крылья птиц, ветви дерева и т.д. Затем обсудить свои ощущения. Разбившись на пары, дети под музыку могут изобразить пантомиму друг с другом: «Руки знакомятся», «Руки поссорились», «Руки помирились», «Руки дружат» и т.д. В заключение предлагается на листе бумаги обвести силуэты своих ладоней, а затем их «оживить» — раскрасить так, как хочется.

Маски

Цель: повышение самооценки; развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства, интереса к самому себе.

Материал: аудиозаписи разнохарактерной музыки, по количеству детей: заготовки масок из плотной бумаги с прорезями для глаз, гуашь, стаканы с водой, цветные карандаши, восковые мелки.

Детям предлагается раскрасить заготовки масок — «оживить» их, наполнив содержанием, отражающим внутренний мир ребёнка, его характер, увлечения, чувства. После завершения работы каждый рассказывает, как зовут маску, какие чувства она изображает, что хотела бы сказать, могут исполнить танец своей маски под музыку.

Талисман

Цель: гармонизация эмоционального состояния; повышение уверенности в себе; снятие внутренней тревожности.

Материал: аудиозапись релаксационной музыки, краски, камни, картон.

Детям предлагается из кусочков картона или из камней (на выбор) создать счастливые талисманы: раскрасить, наполнить силой, используя при этом «волшебные слова» (у каждого ребёнка они могут быть своими). В заключение — обмен впечатлениями.

Волшебные краски

Цель: сенсорно-перцептивное развитие детей, снятие эмоционального напряжения.

Материал: аудиозапись релаксационной музыки, по количеству детей: гуашь, пластмассовые стаканы объёмом 500 мл, растительное масло, мука, клейстер, крупная соль, картон, клеёнка, газеты, влажные салфетки.

«Волшебная краска» изготавливается самими детьми. Её рецепт (в расчёте на одного ребёнка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клейстера, развести водой до консистенции густой сметаны.

На полу расстилают клеёнку, покрывают её газетами, в центре ставят всё необходимое для изготовления краски. Дети рассаживаются вокруг.

Сначала ребята в стаканчики насыпают муку, затем добавляют соль, масло, клейстер, разводят водой. Важно, чтобы все компоненты смешивались руками и дети комментировали свои ощущения от процесса. Когда основа под краску готова, дети выбирают её цвет и определяют её насыщенность: если нужен яркий тон, то гуаши добавляется много, если бледный — чуть-чуть. Готовые краски выставляют в центр. Детям раздают картон и под музыку предлагают пальчиками, используя полученную краску, нарисовать что-нибудь по желанию. Когда работы будут готовы, делают выставку с последующими комментариями.

Тайна имени (занятие по арт-терапии с детьми 5—6 лет)

Цель: формирование позитивной Я-концепции.

Задачи: способствовать принятию ребёнком своего имени; развивать положительную самооценку, способность детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (тактильными, звуковыми, слуховыми, вкусовыми, обонятельными) и звуковыми, художественными образами; стимулировать творческое самовыражение; воспитывать бережное отношение к себе, сверстникам.

Материал иОборудование: костюм Снежной Королевы для взрослого, мяч, «волшебный тоннель», набор «Коробочки с запахами», детские музыкальные инструменты, шкатулка с кусочками различных материалов (ткани разной фактуры, кожа, мех и т.д.), аудиозаписи: спокойной музыки, песни «Танго Снежной Королевы» (сл. В. Коростылёва, муз. М. Минкова), по количеству детей: бейджи с именами, наборы карандашей, гуашь, восковые мелки, баночки с водой, кисти, бумага.

Ход занятия

Приветствие.

Цель: создание положительного эмоционального фона у детей, атмосферы доверия, принятия и открытости.

Дети становятся в «круг радости», улыбаются друг другу и говорят:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

(Кладут руки на плечи стоящим справа и слева.)

Крепко за руки возьмёмся

(Берутся за руки.)

И друг другу улыбнёмся.

Упражнение «Комплимент»

Цель: развитие у детей чувства близости друг к другу, способности видеть как свои положительные качества, так и сверстников.

Дети, стоя в кругу, передают мяч, улыбаясь, называют ласково друг друга по имени и говорят комплименты.

Упражнение «Тоннель в Страну имён»

Цель: «вхождение» в игровую воображаемую ситуацию.

Чтобы попасть в сказочную Страну имён, нужно преодолеть испытание: пройти через «волшебный тоннель», помогая друг другу (держат тоннель, ведут за руку и пр.).

Игра «Поезд имён»

Цель: осознание детьми своего имени; закрепление умения обращаться друг к другу по имени; воспитание бережного отношения друг к другу.

Тот, кого дети считалочкой выбрали «паровозиком», «ездит» по кругу, проговаривая «чух-чух-чух», «подъезжает» к любому ребёнку — «вагону» и называет своё имя, в ответ «вагон» называет своё и «прицепляется» к «паровозику». Вместе они продолжают движение до тех пор, пока не назовут все имена и в «поезде» не будут все дети.

Игровая творческая мотивация «Тайна Снежной Королевы »

Звучит фрагмент песни «Танго Снежной Королевы» (сл. В. Коростылёва, муз. М. Минкова), входит Снежная Коро-лева.

Снежная Королева. Несправедливо, что у каждого из вас есть имя, а меня все называют просто Снежной Королевой. Я превратила ваши имена в льдинки, потом из них сделаю имя для себя, самое лучшее и красивое, буду любить его.

Игра «Моё имя»

Цель: содействие эмоциональному принятию ребёнком себя; развитие тактильно-кинестетической чувствительности, воображения, восприятия; дифференциация собственных ощущений; стимулирование творческого самовыражения; повышение уверенности в себе.

Детям сообщают, что можно спасти своё имя, если вспомнить, какое оно уникальное и неповторимое, почувствовать, как любишь его. Тогда любящее горячее сердце растопит льдинки, и все имена вернутся к ребятам.

Дети по очереди отвечают на вопросы и выполняют задания:

  • На что похоже твоё имя?
  • Какого оно цвета?
  • Выбери из коробочек с запахами нужную и опиши, чем пахнет твоё имя.
  • Представь, что откусил малюсенький кусочек от своего имени, какое оно на вкус?
  • Выбери из кусочков различных материалов в шкатулке на ощупь такой же, как твоё имя.
  • Выбери из музыкальных инструментов тот, на звучание которого оно похоже.
  • Покажи, как двигается (танцует) твоё имя.
  • Покажем вместе, как двигаются наши имена по узкой дорожке (по хвойным листьям, по шишкам, по кочкам, по прохладному ручейку, по горячему песку).
  • Нарисуй своё имя.

Звучит спокойная музыка. Дети рисуют свои имена с помощью разнообразных материалов и техник. После того как каждый ребёнок рассказал о своём имени, показал и объяснил рисунок, Снежная Королева «плачет».

Снежная Королева. Я поняла. У каждого из вас уникальное имя. И мне нужно своё, ни на чьё не похожее. Я запомню, и вы не забывайте, что надо дорожить своим именем и всю жизнь украшать его красивыми делами.

Снежная Королева достаёт из коробочки бейджи с именами детей, прикрепляет их всем по очереди, прощается и уходит.

Упражнение «Тоннель из Страны имён»

Цель: осознание детьми себя в реальном времени и пространстве («заземление»).

Дети выходят из сказочной Страны имён через «волшебный тоннель», помогая друг другу.

Упражнение «Солнечные лучики»

Цель: гармонизация эмоционального состояния; развитие чувства принадлежности к группе сверстников.

Дети становятся в круг, протягивают руки вперёд и соединяют их в центре, стоят тихо, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Прощание.

Цель: содействие эмоциональной стабильности.

Дети, стоя в «кругу радости», держатся за руки и говорят:

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

И. Наранович

23.

16.

Э. Эриксон:
человек на протяжении жизни переживает восемь
психосоциальных кризисов, специфических для каждого
возраста, благоприятный или неблагоприятный исход
которых определяет возможность последующего расцвета
личности.

19.

Осуществляется стихийный поиск
новых ответов на важные вопросы:
• «Кто я?»,
• «Куда я иду?»,
• «Кем я хочу стать?»
Задача подростка состоит в том, чтобы
собрать воедино все имеющиеся к
этому времени знания о самих себе
(какие они сыновья или дочери,
студенты, спортсмены, музыканты и
т.д.) и создать единый образ себя (эгоидентичность), включающий
осознание как прошлого, так и
предполагаемого будущего.

11.

В 1912 г. Ч.Кули предложил
теорию зеркального Я,
утверждая, что
представления индивида о
том, как его оценивают
другие, существенно влияют
на его Я-концепцию.
Кули первым подчеркнул
значение «обратной связи»,
получаемой нами от других
людей, как главного
источника данных о
собственном Я.

26.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек
склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для
этого повода. Такой человек самоуверенно берется за работу,
которая превышает его реальные возможности, что, при
неудаче, может приводить его к разочарованию.
Заниженная самооценка свидетельствует о развитии
комплекса неполноценности, неуверенности в себе, такой
человек недооценивает себя по сравнению с тем, кто он есть в
действительности. Человек с заниженной самооценкой
приписывает свои реальные успехи и достижения
обстоятельствам или воспринимает их как случайные и
временные.

24.

Самооценка — один из структурных важнейших
компонентов Я-концепции личности. Самооценка
определяется как ценность, значимость, которой
индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны
своей личности, деятельности, поведения.
Основная функция самооценки состоит в том, чтобы
регулировать поведение и деятельность личности. Высшая
форма саморегулирования, таким образом, состоит в
творческом отношении к собственной личности —
стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого
стремления.

10.

Чарльз Хортон Кули (1864-1929)
– американский социолог,
прямой предшественник
символического
интеракционизма.
Ч. Кули называл важнейшим признаком социального существа
способность выделять себя из группы и осознавать свое “Я”.
Происходит это через общение с другими людьми и усвоение
их мнений о себе.

27.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Домашнее задание
Понятие о самосознании. Самопознание и самоотношение.
Я-концепция: характеристика основных составляющих, основные
функции и развитие.
Самосознание и Я-концепция в работах И.С. Кона, В.В.Столина, С.Р.
Пантилеева, Т. Шибутани, А.А.Налчаджян (конспект).
Уровень притязаний и его исследования.
Виды самооценки. Формирование самооценки.
Представление об идентичности.
Идентичность по Э.Эриксону.
Социальная идентичность (В.А. Ядов) – конспект
Развитие личности и пути самоактуализации (А. Маслоу).

15.

Проблема Я-концепции рассматривается Э. Эриксоном (1902- 1994) сквозь
призму Я-идентичности, понимаемой как возникающий на
биологической основе продукт определенной культуры.
Эриксон считает, что Я-идентичность возникает у ребенка, когда он
общается со взрослым.
Ребенок стремится во всем походить на значимого для него взрослого;
таким образом происходит формирование его Я-концепции.

22.

К. Роджерс
Я-концепция — это прежде всего система
самовосприятий человека.
В рамках структуры Я-концепции К. Роджерса существует
по крайней мере три основные модальности:
1) «реальное Я» — установки, связанные с тем, как
индивид воспринимает свои актуальные способности,
роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о
том, каков он на самом деле;
2) «зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с
представлениями индивида о том, как его видят другие;
3) «идеальное Я» — установки, связанные с
представлениями индивида о том, каким он хотел бы
стать.
Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об
относительно высокой гармонии «реального Я» и
«идеального Я» (о высокой самооценке).

20.

Социальные, политические и технологические изменения,
неудовлетворенность общепринятыми социальными
ценностями – факторы, нарушающие развитие идентичности
возникновение чувства неопределенности, тревоги и разрыва
связей с миром.
Подростки испытывают чувство своей бесполезности,
душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону
«негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося)
поведения.
В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое
смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума.
Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к
неспособности выбрать карьеру или продолжить образование,
иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

21.

Положительное качество, связанное с успешным выходом
из кризиса периода юности, — это верность, т.е.
способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и
оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять
общественные устои и придерживаться их.

25.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд
личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку
собственных способностей, свойств и качеств. Если
мнение человека о себе совпадает с тем, что он в
действительности собой представляет, то у него
адекватная самооценка.
Неадекватная самооценка характеризует личность, чье
представление о себе далеко от реального. Такой человек
оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко
расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная
самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.

17.

13.

Теория символического интеракционизма
была предложена Дж. Мидом (1863-1931).
Люди реагируют не только на поступки
других людей, но и на их намерения, т. е.
«разгадывают» намерения других людей,
анализируя их поступки, как бы «ставя себя
на место другого человека», «принимая роль
другого».
Взаимодействие между людьми
рассматривается как непрерывный диалог, в
процессе которого они наблюдают,
осмысливают намерения друг друга и
реагируют на них.
Интеракционисты подчеркивают, что язык,
речь — главный фактор человеческого
взаимодействия.

14.

Мид предположил, что через усвоение культуры
(как сложной совокупности символов, обладающих
общими значениями для всех членов общества),
человек способен предсказывать как поведение
другого человека, так и то, как этот другой человек
предсказывает наше собственное поведение.

18.

Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и
юношескому возрасту, считая его центральным в
формировании психологического и социального благополучия
человека (от 12—13 лет до примерно 19—20 в американском
обществе).
Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и
связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир
и отношение к нему.

12.

“Зеркальное Я” – это общество, которое служит своеобразным
зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других
людей на наше собственное поведение.
Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой
рефлексии, наблюдая ответы других людей – или воображая,
какими они должны быть, т.е. как должны были бы
реагировать окружающие на то или иное нашей действие.
Если образ, которые мы видим в зеркале или только
воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция
получает подкрепление, а действия повторяются. А если
неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а
поведение изменяется.

Источники

  • https://vscolu.ru/razvivayushhie-zanyatiya/igry-uprazhneniya-dlya-razvitiya-pozitivnoj-ya-koncepcii-u-starshix-doshkolnikov.html
  • https://ppt-online.org/238681

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию