Содержание
- 1 Как понять, готов ли ребенок к школе
- 2 Причины педагогической незрелости
- 3 Критерии подготовленности ребенка к школе
- 4 В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению
- 5 Психологический настрой
- 6 Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой
- 7 В 6-7 лет ребенок должен уметь:
- 8 Критерии готовности дошкольника с олигофренией
- 9 Стороны готовности к школе
Как понять, готов ли ребенок к школе
Специалисты определяют готовность ребенка к школе следуя определенной формуле. Они рассматривают несколько показателей и складывают их для получения полной картины воедино в своеобразный тест, который даёт понять готов ли ваш ребенок к школе. Среди этих показателей: физическое состояние и развитие ребенка, состояние здоровья, его биологический возраст — коммуникативность, психологический портрет и пр. Кроме того, учитывается мотивация ребенка, его стрессоустойчивость, а также, что немаловажно, – социальная готовность.
Все дети развиваются в разных условиях, поэтому универсальной шкалы оценок в этом вопросе нет, но родители, которые как никто другой знают свое чадо, могут и должны заранее определить уровень его подготовки с самых разных точек зрения.
Причины педагогической незрелости
Когда степень развития психики и интеллекта ребенка не соответствует требованиям, которые выдвигает школьное обучение, можно говорить о школьной незрелости.
Это сложная общественная проблема, которая имеет множество причин возникновения.
Тактика подготовки ребенка со школьной незрелостью разрабатывается индивидуально в зависимости от причин, вызвавших ее, и может включать в себя не только работу с психологом, но и с логопедом, репетиторами, психотерапевтом.
Также ребенку, которого сочли недостаточно готовым к школе, нередко нужно пройти ряд медицинских обследований, чтобы исключить заболевания головного мозга и нервной системы.
Школьная незрелость — распространенная проблема, поскольку встречается у 10-12% первоклассников.
Биологические причины школьной незрелости:
- Нарушения, возникшие в процессе внутриутробного развития ребенка, и последствия родовых травм. Во время внутриутробного развития на плод влияют многочисленные негативные факторы, особенно если мать не придерживается рекомендаций доктора. Инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности, вредные привычки матери, прием медикаментов, не предназначенных для беременных, травмы во время родов — все это способно привести к нарушениям в развитии ребенка. При этом в дошкольном возрасте ребенок может развиваться примерно так же, как и другие дети, и проблемы будут обнаружены, когда он начнет школьное обучение.
- Приобретенные соматические нарушения. Осложнения инфекционных заболеваний способны затронуть мозговую деятельность ребенка, поэтому важно не отказываться от вакцинации и учитывать рекомендации врача во время лечения. Ослабленные, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания внутренних органов, развиваются медленнее, чем их сверстники, поэтому им может понадобиться дополнительное время для подготовки к школьному обучению.
В таких случаях родителям обычно предлагают отдать ребенка в школу не в шестилетнем, а в семилетнем возрасте.
Психосоциальные причины школьной незрелости:
- Неблагоприятные социально-бытовые условия, асоциальная семья. Дети родителей, имеющих зависимость от алкоголя либо наркотиков, обычно не получают достаточное количество внимания, их практически не обучают, могут избивать, а жизнь в грязных, плохо проветриваемых помещениях негативно влияет на работу организма ребенка.
- Стрессы, психические заболевания, психоэмоциональные травмы. Каждый ребенок имеет индивидуальные особенности психики. Некоторые дети более восприимчивы к негативным событиям, происходящим в их жизни. У них легко появляются страхи и долго не проходят, а серьезные стрессы, которые и взрослые с трудом переживают (смерть дорогих людей, острые эпизоды психического, физического либо сексуального насилия), способны значительно подорвать их способность и желание развиваться.
- Неправильный подход родителей к воспитанию: жестокость со стороны одного либо обоих родителей, наличие насилия в семье, чрезмерная опека.
При правильно и своевременно проведенной коррекционной работе школьную незрелость возможно сгладить либо устранить полностью.
Если у ребенка в процессе медицинского обследования найдены соматические нарушения, ему нужно пройти специализированное лечение.
Критерии подготовленности ребенка к школе
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
- нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
- желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
- управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
- владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
- проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
- отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
- отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
- умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению
Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.
Психологический настрой
Психологическая готовность к школьному обучению — целостная характеристика ребенка шести-семи лет, в которую включены особенности, позволяющие ему продуктивно обучаться в школе вместе со сверстниками, продуктивно взаимодействовать с ними и с преподавателем, принимать на себя социально-психологическую роль школьника.
Она включает в себя ряд компонентов, которые учитываются при оценке степени подготовленности ребенка к школьному обучению.
О причинах детской ревности читайте здесь.
Социальный
Основные социально-психологические навыки, при наличии которых ребенок готов к школьному обучению, — это:
- Способность общаться. Дошкольник старшего возраста должен уметь взаимодействовать как со сверстниками, так и с преподавателями, учитывать указания преподавателя, контролировать свое поведение в соответствии с нормами, принятыми в данном учебном заведении и в обществе в целом.
- Умение и желание выполнять социальную роль школьника. Важно уметь включаться в процесс обучения, учитывать потребности сверстников и продуктивно работать с ними в команде, если этого требуют обстоятельства.
Если социально-психологическая готовность отсутствует, ребенок не умеет должным образом взаимодействовать ни со сверстниками, ни с учителями, нарушает школьную дисциплину, не испытывает выраженной потребности в общении с окружающими.
Аспекты психологической подготовки к школе:
Интеллектуальный
Основные навыки и способности, связанные с интеллектуальной готовностью:
- Достаточная для возраста развитость словесно-логического и образного мышления. Ребенок умеет находить сходство и различие между предметами, умение группировать объекты в зависимости от их характеристик, Способность отыскивать логическую взаимосвязь между явлениями и предметами.
- Необходимый уровень развитости произвольного внимания. Ребенок способен концентрироваться на выполнении определенной деятельности на протяжении 15-20 минут.
- Способность осмыслить информацию, которую выдает учитель, и использовать ее при выполнении заданий.
- Наличие определенного количества знаний об окружающем мире, явлениях, присутствующих в нем, достаточная развитость когнитивных навыков, умение оперировать базовой информацией, важной для школьного обучения (связанной с математикой, речью).
Интеллектуальная готовность — один из важных, но не приоритетный элемент готовности к школе, поскольку нередки случаи, когда ребенок имеет внушительный для его возраста объем знаний, но при этом не умеет контролировать свое поведение, с трудом взаимодействует с окружающими.
Об интеллектуальной готовности к школе в этом видео:
Психофизиологический
Навыки и способности, связанные с психофизиологической готовностью:
- Достаточная развитость мелкой моторики. Умение пользоваться карандашами, ручками, ножницами.
- Развитая координация движений, способность ориентироваться в пространстве. Ребенок знает, где находится право, где лево, где верх, а где низ, может показать.
- Зрительно-моторная координация. Ребенок может согласовывать зрительные образы с движениями; способен перерисовать элементарную фигуру с образа, расположенного в отдалении.
Как лечить синдром навязчивых движений у ребенка? Ответ узнайте прямо сейчас.
Личностный
К личностной готовности относятся:
- Мотивационная готовность. У ребенка сформирована социальная мотивация, он нацелен на приобретение высокого положения в коллективе, стремится к познанию и обучению, способен контролировать сиюминутные желания ради достижения более приоритетной цели.
- Наличие самооценки и Я-образа. Ребенок способен оценить собственные достижения и степень развитости умений и навыков.
- Психоэмоциональная зрелость. Осознание важности соблюдения общественных норм и правил, способность контролировать чувства и эмоции, умение получать удовольствие от созерцания прекрасного и от получения новых знаний.
Как подготовить ребенка к школе? Ошибки родителей:
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
В 6-7 лет ребенок должен уметь:
- ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
- ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
- МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
- МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
- ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.
В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько тебе лет? Когда ты родился?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работают твои родители?
- У тебя есть сестра, брат?
- Как зовут твоих друзей?
- В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
- Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
- Назови дни недели, времена года.
- Какое сейчас время года?
- Чем отличается зима от лета?
- В какое время года на деревьях появляются листья?
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Как называется спутник Земли?
- Каких домашних животных ты знаешь?
- Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
- Чем отличается город от деревни?
- Чем отличаются дикие животные от домашних?
- Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
- Ты хочешь учиться в школе?
- Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
- Зачем надо учиться?
- 25. Какие профессии ты знаешь?
- 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
- 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Оценка результатов
- Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
- Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.
Критерии готовности дошкольника с олигофренией
Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны к развитию, могут усваивать определенные знания, совершенствовать навыки.
Их психика также способна к качественным изменениям, особенно при наличии полноценного обучения и воспитания.
Поэтому важно повышать их психологическую готовность к школьному обучению настолько, насколько позволяет индивидуальная ситуация.
Психологическая готовность умственно отсталого ребенка к школе имеет примерно такие же критерии, какие используются при оценке умений и способностей ребенка без интеллектуальных дефектов, и включает:
- интеллектуальную готовность. Это способность выполнить задание с использованием инструкции, выданной учителем, наличие базовых учебных навыков. Кисть ребенка должна быть достаточно развита для удерживания ручки и ее использования;
- мотивационную. Наличие заинтересованности в познавательной деятельности, попытки проявить познавательную активность;
- эмоционально-волевую. Ребенок должен быть способным контролировать собственное поведение, знать правила и разрешать сложности, возникающие при выполнении заданий.
- Социально-психологическую (преимущественно коммуникативная сфера). Способность выстраивать общение с незнакомыми взрослыми и со сверстниками, способность концентрироваться на занятии.

Также имеет значение способность обслуживать себя и выполнять простые бытовые действия.
Как снизить повышенную тревожность у дошкольника? Рекомендации специалистов вы найдете на нашем сайте.
Обучение детей с умственной отсталостью (олигофренией) в школе, дома, школе-интернате:
Стороны готовности к школе
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:
- Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
- Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
- Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
- Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
- https://womaninweb.ru/rebenok-ne-gotov-shkole.html
- https://psyholic.ru/deti/psihologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole.html
- http://pedsovet.su/publ/231-1-0-4534