Как понять, готов ли ребенок к школе, и что делать, если ребенок не готов к школе психологически

Как понять, готов ли ребенок к школе

Специалисты определяют готовность ребенка к школе следуя определенной формуле. Они рассматривают несколько показателей и складывают их для получения полной картины воедино в своеобразный тест, который даёт понять готов ли ваш ребенок к школе. Среди этих показателей: физическое состояние и развитие ребенка, состояние здоровья, его биологический возраст — коммуникативность, психологический портрет и пр. Кроме того, учитывается мотивация ребенка, его стрессоустойчивость, а также, что немаловажно, – социальная готовность.
Все дети развиваются в разных условиях, поэтому универсальной шкалы оценок в этом вопросе нет, но родители, которые как никто другой знают свое чадо, могут и должны заранее определить уровень его подготовки с самых разных точек зрения.

Причины педагогической незрелости

Когда степень развития психики и интеллекта ребенка не соответствует требованиям, которые выдвигает школьное обучение, можно говорить о школьной незрелости.

Это сложная общественная проблема, которая имеет множество причин возникновения.

Тактика подготовки ребенка со школьной незрелостью разрабатывается индивидуально в зависимости от причин, вызвавших ее, и может включать в себя не только работу с психологом, но и с логопедом, репетиторами, психотерапевтом.

Также ребенку, которого сочли недостаточно готовым к школе, нередко нужно пройти ряд медицинских обследований, чтобы исключить заболевания головного мозга и нервной системы.

Школьная незрелость — распространенная проблема, поскольку встречается у 10-12% первоклассников.

Биологические причины школьной незрелости:

  1. Нарушения, возникшие в процессе внутриутробного развития ребенка, и последствия родовых травм. Во время внутриутробного развития на плод влияют многочисленные негативные факторы, особенно если мать не придерживается рекомендаций доктора. Инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности, вредные привычки матери, прием медикаментов, не предназначенных для беременных, травмы во время родов — все это способно привести к нарушениям в развитии ребенка. При этом в дошкольном возрасте ребенок может развиваться примерно так же, как и другие дети, и проблемы будут обнаружены, когда он начнет школьное обучение.
  2. Приобретенные соматические нарушения. Осложнения инфекционных заболеваний способны затронуть мозговую деятельность ребенка, поэтому важно не отказываться от вакцинации и учитывать рекомендации врача во время лечения. Ослабленные, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания внутренних органов, развиваются медленнее, чем их сверстники, поэтому им может понадобиться дополнительное время для подготовки к школьному обучению.

    В таких случаях родителям обычно предлагают отдать ребенка в школу не в шестилетнем, а в семилетнем возрасте.

Психосоциальные причины школьной незрелости:

  1. Неблагоприятные социально-бытовые условия, асоциальная семья. Дети родителей, имеющих зависимость от алкоголя либо наркотиков, обычно не получают достаточное количество внимания, их практически не обучают, могут избивать, а жизнь в грязных, плохо проветриваемых помещениях негативно влияет на работу организма ребенка.
  2. Стрессы, психические заболевания, психоэмоциональные травмы. Каждый ребенок имеет индивидуальные особенности психики. Некоторые дети более восприимчивы к негативным событиям, происходящим в их жизни. У них легко появляются страхи и долго не проходят, а серьезные стрессы, которые и взрослые с трудом переживают (смерть дорогих людей, острые эпизоды психического, физического либо сексуального насилия), способны значительно подорвать их способность и желание развиваться.
  3. Неправильный подход родителей к воспитанию: жестокость со стороны одного либо обоих родителей, наличие насилия в семье, чрезмерная опека.

При правильно и своевременно проведенной коррекционной работе школьную незрелость возможно сгладить либо устранить полностью.

Если у ребенка в процессе медицинского обследования найдены соматические нарушения, ему нужно пройти специализированное лечение.

Критерии подготовленности ребенка к школе

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
  • желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
  • управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
  • владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
  • проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
  • отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
  • отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению

Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Эти три параметра очень важны для успешной учебы в школе.

Психологический настрой

Психологическая готовность к школьному обучению — целостная характеристика ребенка шести-семи лет, в которую включены особенности, позволяющие ему продуктивно обучаться в школе вместе со сверстниками, продуктивно взаимодействовать с ними и с преподавателем, принимать на себя социально-психологическую роль школьника.

Она включает в себя ряд компонентов, которые учитываются при оценке степени подготовленности ребенка к школьному обучению.

Социальный

Основные социально-психологические навыки, при наличии которых ребенок готов к школьному обучению, — это:

  1. Способность общаться. Дошкольник старшего возраста должен уметь взаимодействовать как со сверстниками, так и с преподавателями, учитывать указания преподавателя, контролировать свое поведение в соответствии с нормами, принятыми в данном учебном заведении и в обществе в целом.
  2. Умение и желание выполнять социальную роль школьника. Важно уметь включаться в процесс обучения, учитывать потребности сверстников и продуктивно работать с ними в команде, если этого требуют обстоятельства.

Если социально-психологическая готовность отсутствует, ребенок не умеет должным образом взаимодействовать ни со сверстниками, ни с учителями, нарушает школьную дисциплину, не испытывает выраженной потребности в общении с окружающими.

Аспекты психологической подготовки к школе:

Интеллектуальный

Основные навыки и способности, связанные с интеллектуальной готовностью:

  1. Достаточная для возраста развитость словесно-логического и образного мышления. Ребенок умеет находить сходство и различие между предметами, умение группировать объекты в зависимости от их характеристик, Способность отыскивать логическую взаимосвязь между явлениями и предметами.
  2. Необходимый уровень развитости произвольного внимания. Ребенок способен концентрироваться на выполнении определенной деятельности на протяжении 15-20 минут.
  3. Способность осмыслить информацию, которую выдает учитель, и использовать ее при выполнении заданий.
  4. Наличие определенного количества знаний об окружающем мире, явлениях, присутствующих в нем, достаточная развитость когнитивных навыков, умение оперировать базовой информацией, важной для школьного обучения (связанной с математикой, речью).

Интеллектуальная готовность — один из важных, но не приоритетный элемент готовности к школе, поскольку нередки случаи, когда ребенок имеет внушительный для его возраста объем знаний, но при этом не умеет контролировать свое поведение, с трудом взаимодействует с окружающими.

Об интеллектуальной готовности к школе в этом видео:

Психофизиологический

Навыки и способности, связанные с психофизиологической готовностью:

  1. Достаточная развитость мелкой моторики. Умение пользоваться карандашами, ручками, ножницами.
  2. Развитая координация движений, способность ориентироваться в пространстве. Ребенок знает, где находится право, где лево, где верх, а где низ, может показать.
  3. Зрительно-моторная координация. Ребенок может согласовывать зрительные образы с движениями; способен перерисовать элементарную фигуру с образа, расположенного в отдалении.

Личностный

К личностной готовности относятся:

  1. Мотивационная готовность. У ребенка сформирована социальная мотивация, он нацелен на приобретение высокого положения в коллективе, стремится к познанию и обучению, способен контролировать сиюминутные желания ради достижения более приоритетной цели.
  2. Наличие самооценки и Я-образа. Ребенок способен оценить собственные достижения и степень развитости умений и навыков.
  3. Психоэмоциональная зрелость. Осознание важности соблюдения общественных норм и правил, способность контролировать чувства и эмоции, умение получать удовольствие от созерцания прекрасного и от получения новых знаний.

Как подготовить ребенка к школе? Ошибки родителей:

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

  • ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
  • ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
  • РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Как называется планета, на которой мы живем?
  16. Как называется спутник Земли?
  17. Каких домашних животных ты знаешь?
  18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  19. Чем отличается город от деревни?
  20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
  21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
  22. Ты хочешь учиться в школе?
  23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
  24. Зачем надо учиться?
  25. 25. Какие профессии ты знаешь?
  26. 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  27. 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

  • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
  • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Критерии готовности дошкольника с олигофренией

Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны к развитию, могут усваивать определенные знания, совершенствовать навыки.

Их психика также способна к качественным изменениям, особенно при наличии полноценного обучения и воспитания.

Поэтому важно повышать их психологическую готовность к школьному обучению настолько, насколько позволяет индивидуальная ситуация.

Психологическая готовность умственно отсталого ребенка к школе имеет примерно такие же критерии, какие используются при оценке умений и способностей ребенка без интеллектуальных дефектов, и включает:

    Критерии готовности к учебному процессу дошкольника с олигофренией

  • интеллектуальную готовность. Это способность выполнить задание с использованием инструкции, выданной учителем, наличие базовых учебных навыков. Кисть ребенка должна быть достаточно развита для удерживания ручки и ее использования;
  • мотивационную. Наличие заинтересованности в познавательной деятельности, попытки проявить познавательную активность;
  • эмоционально-волевую. Ребенок должен быть способным контролировать собственное поведение, знать правила и разрешать сложности, возникающие при выполнении заданий.
  • Социально-психологическую (преимущественно коммуникативная сфера). Способность выстраивать общение с незнакомыми взрослыми и со сверстниками, способность концентрироваться на занятии.

Также имеет значение способность обслуживать себя и выполнять простые бытовые действия.

Обучение детей с умственной отсталостью (олигофренией) в школе, дома, школе-интернате:

Стороны готовности к школе

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:

  • Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по­казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
  • Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
  • Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
  • Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Источники

  • https://womaninweb.ru/rebenok-ne-gotov-shkole.html
  • https://psyholic.ru/deti/psihologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole.html
  • http://pedsovet.su/publ/231-1-0-4534

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию