Креатив (креативность) — что это такое и можно ли стать креативным

Содержание

Креативность — это…

Изначально этот термин был введен американским психологом Джоем Полом Гилфордом в середине XX века.

Гилфорд

Понятие «креативность» восходит к латинскому creative – «творческий», creatio – «создание». Оно является калькой с английского «creative» (творчество), если переводить дословно, получится коряво звучащее слово «творческость».

Эта игра слов неспроста: понятия «креативность» и «творчество» – как две сестры-близняшки, которые во многом похожи, но отличаются характерами.

У первой «сестрички» он в значительной степени прикладной, связан с целенаправленной деятельностью и волевыми усилиями. Творчество же ассоциируется со свободой и отсутствием жестких рамок.

Возражения

В широком смысле креативность — это способность к нестандартному, остроумному, смелому решению проблем, созданию нового продукта при помощи неспециализированных ресурсов или инструментов.

В повседневной жизни встречается близкое по значению понятие – смекалка.

Есть разные точки зрения по поводу возникновения креативных способностей. По одной из версий они формировались постепенно, на протяжении длительного периода в результате изменений, происходивших у человечества (культурных, демографических, т.д.).

Пещерный человек

Есть мнение, что способность мыслить креативно внезапно появилась примерно 50 тысяч лет назад в результате генетической мутации.

Что такое креатив

В 90-е годы прошлого века с легкой руки рекламщиков в русском языке появилось звучное слово, родственное рассматриваемому понятию – «креатив». Оно ассоциируется с потоком творческих идей в привязке к рекламным текстам, слоганам и тому подобным вещам.

Однозначного определения, что такое креатив, нет. Изначально он набрал популярность, заменив русский аналог – «выдумку». Под этим словом понимают также продукт человеческой деятельности, созданный особенным способом, с использованием новых подходов и творческих решений.

В бизнесе (как правило, рекламном) креатив – это решение задачи нестандартным способом, оригинальная идея, решающая проблему заказчика.

С ноутбуком

В этом случае он является реально ощутимой единицей, которую можно измерить в ROI – коэффициенте окупаемости инвестиций на создание креативной рекламы.

Креативный человек с точки зрения психологии

В качестве личностной особенности креативность активно изучается в психологии. Специалисты пытаются выяснить, почему для одних не является проблемой мыслить в нестандартном ключе, а у других не получается отойти от шаблонных схем.

Очки

Психологи пришли к выводу, что креативный человек выделяется такими свойствами:

  1. Достаточный уровень интеллекта. Показатель IQ ниже 105 баллов среди таких индивидов встречается редко, но и высокий интеллект (IQ>120) часто сопровождается снижением креативности. Специальные тесты показали, что самый оптимальный уровень интеллекта здесь — чуть выше среднего.
  2. Гибкость мышления, позволяющая умело действовать в ситуациях неопределенности, способность выйти за рамки установленного, придуманного, написанного ранее.
  3. Установка на творчество как жизненный принцип, внутренняя движущая сила, благодаря которой креативность проявляется во всех областях жизни.

С точки зрения психологии, креативный – это нестандартно мыслящий человек, умеющий видеть проблему под разными углами.

Домохозяйка

При принятии решений интуиция для него не менее важна, чем логика. Он необязательно творец в общепринятом смысле, пишущий картины, стихи, музыку. Креативным можно назвать не только Ван Гога или Кафку, но и домохозяйку, придумавшую новый суперспособ мытья посуды.

Как развить креативность

У человека, занятого одним и тем же видом деятельности (а таких большинство), «включается» однонаправленное линейное мышление, губительное для креативности.

Но все можно изменить, для этого есть несложные приемы.

  1. «Разблокировка» мозга. Просмотр фильмов, передач, отличающихся от привычных, прослушивание музыки, не слышанной ранее.
  2. Смена жизненного уклада. Даже поменяв рабочую руку во время чистки зубов или привычный маршрут от дома до работы, можно заставить мозг работать иначе.
  3. Новая деятельность. Необычный мастер-класс, курсы сомелье, групповые занятия по зумбе или сайклингу прокачают «дремлющие» уголки мозга.
  4. «Подзарядка» чужим креативом. Подойдет концерт экспериментальной музыки, авторские театральные постановки, картины экспрессионистов…

Задумались

Есть специальные упражнения на развитие способности мыслить креативно. Их реально «вписать» в ежедневный распорядок дня.

  1. Открыв холодильник, вместо того чтобы вцепиться зубами в батон колбасы, нужно оценить содержимое и придумать новое блюдо из имеющихся продуктов. Даже если, кроме упомянутой колбасы там будет подвядший салатный листик и 3 оливки – это отличный повод «прокачать» креативные способности.
  2. Зафиксировав в воображении белый лист, мысленно написать при помощи цветных красок свое имя, «потрогать» надпись, почувствовать текстуру, запах. В завершение – стереть.
  3. Поразмышлять о проблеме, которую предстоит решить, в ритме танца – в спонтанном движении, стараясь перевести роящиеся в голове мысли на язык тела. Это называется «станцевать проблему».
  4. Взяв книгу или словарь, наугад выбрать 2 слова, а затем найти (или придумать) нечто общее между ними. Возможно, родится невероятная и даже сумасшедшая история.

Отличные способы «прокачки» креативности – изучение иностранных языков, путешествия, иначе говоря – постоянное расширение кругозора. Например, при обнаружении колбасы «Докторская» в холодильнике – немедленно выяснить, откуда пошло такое название.

Профессия

Креатив в профессиональной сфере

Высоко ценимый во многих профессиях, креатив имеет немалое прикладное значение. Фотограф, маркетолог, дизайнер, организатор мероприятий, SMM менеджер – список специальностей, где требуются творческие личности, можно продолжать долго.

Есть расчеты, показывающие, что в недалеком будущем до 60% профессий станут невостребованными – людей заменят роботы. Только те области, где требуется креативное мышление, искусственный интеллект не сможет заменить.

В штате рекламных агентств, дизайн-студий и других подобных мест часто имеется «профильная» должность – креативный директор. Он руководит арт-группами, генерирует идеи, отвечает за финальный творческий продукт.

Реклама

Креатив стал «штампом» в резюме самых разных специальностей, от генерального директора до менеджера. Что работодатели подразумевают под этим качеством, и как избежать ошибок, заполняя эту графу?

  1. Главное – не переусердствовать, делая ставку только на креативность. Практика показывает, что большинство работодателей относятся к этому качеству с долей скепсиса. К примеру, бренд-менеджер – это, прежде всего, человек, владеющий технологиями продвижения бренда, и только потом – креативная личность.
  2. Заявление о способности неординарно мыслить должно подкрепляться реальными творческими достижениями (как вариант – привести в качестве примера собственноручно придуманный слоган или логотип).
  3. Предпочтительна расшифровка понятия с указанием конкретных умений и навыков. «Могу разработать нешаблонную стратегию позиционирования товара» – эта фраза убедит потенциального работодателя, что перед ним сотрудник-находка, надо брать.

Не каждая должность предполагает наличие креатива у того, кто ее замещает. Бухгалтер-креативщик, скорее всего, не порадует работодателя.

Калькуляторы

Профессии для креативных людей

Креативное мышление необходимо во многих сферах деятельности, в том числе в бизнесе, рекламе, науке, искусстве и политике. Сейчас во многих предложениях работы можно встретить сообщение, что работодателю требуются креативные люди на различные должности.

Креативность в бизнесе – это умение подстраиваться под новые стили управления, меняться в соответствии с изменяющимися условиями рынка. Бизнес, особенно малый или средний, не терпит консервативности. Сейчас развитие бизнес-технологий идет очень быстро, постоянно появляются новые курсы повышения квалификации, новые течения в управлении персоналом и так далее. Креативность в бизнесе нужна для мобильности, быстроты принятия решения и новаторства.

Креативность в рекламе – это способность преподнести продукт новым образом, под неожиданным углом. В современном мире человек получает в сутки зашкаливающее количество информации. Специалисты по рекламе уже не знают, как привлечь внимание потенциального потребителя и не вызвать раздражения слишком навязчивым или кричащим образом. Именно для решения таких проблем и нужны в рекламе креативные люди. Рекламное сообщение должно быть качественным, интересным и информативным.

что означает слово креативный человек

Креативность в сфере услуг – способность поиска новых подходов в общении с людьми. Эта сфера применения креативности требует не только хорошего знания людей в бытовом смысле и развитой интуиции, но и накопленного багажа знаний в сфере психологии и социологии. Для сферы продаж важно суметь преподнести продукт так, чтобы потенциальный покупатель захотел его приобрести, в гостиничном бизнесе квеативным может быть оформление номеров или, например, особенности обслуживания гостей.

Креативность найдет себе место практически в любой профессии, если подчинить ее сугубо утилитарным целям и не путать с творчеством. Чаще всего креативные люди – это те, которые, помимо развитого воображения, имеют знания в области экономики, управления, технологии производства и так далее.

Проблема создания креатива

Теперь вы знаете, что такое креатив. Давайте же рассмотрим м процесс создания идей. Может показаться, что гениальные мысли берутся из ниоткуда и просто появляются в голове, но все совсем не так. Английский психолог Грэхем Уоллес выделяет 4 фазы творческого решения поставленной задачи.

Первая из них – подготовка. На этом этапе происходит формулирование задачи или проблемы, а также производятся первые попытки решить ее. Далее идет фаза инкубации. Тут человек, как правило, отвлекается на другой предмет или действие и не возвращается к задаче до момента просветления (третья фаза), до интуитивного проникновения в саму суть проблемы. И заключительный этап – это проверка, то есть реализация решения.

креативность мышления

На самом деле, для того чтобы проявилась креативность мышления, необходимо отключить сознание и полностью довериться подсознанию. Поэтому так важна вторая фаза. Чаще всего мы мешаем себе сами, пытаясь осознано найти решение в уже нам известных ситуациях, но ведь это не поможет придумать что-то новое. Проблемой креативности могут также стать наши комплексы или психологические блоки, страх показаться глупым. Все это мешает мыслить творчески.

Особенности креативного мышления

Можно развивать в себе.

Здесь вся соль в нейронных связях. Приведу простой пример.

Если мы начинаем активно пользоваться калькулятором, решая с его помощью любые арифметические задачки, которые нам попадаются.То постепенно можно заметить, что способность разума решать простые арифметические задачи значительно снижается.

Такое можно наблюдать у иностранных студентов, различных европейских вузов, где использование калькуляторов даже на экзаменах является нормой.

В этом случае происходит такая ситуация:

Разум всегда находится в режиме экономии и когда он видит, что какая-то способность практически не используется, то он начинает сокращать ресурсы в этом направлении. И нейронные связи, отвечающие за эту способность постепенно затухают.

То же самое происходит и с креативным мышлением, если мы по жизни никак его не развивали и никак не пытались его применять в решении задач стоящих перед нами. То естественно предположить, что нейронные связи у нас, отвечающие за этот тип мышления очень слабые.

Творчество и креативность не одно и тоже. Хотя в целом они похожи.

Творческие процессы целиком завязаны на вдохновение автора, когда же человек начинает креативно мыслить, то он преследует определенные результаты. Его мышления является продуктивным и прагматичным. Оно мало имеет общего с вдохновением.

Развивается в любом возрасте, как говорится, учиться никогда не поздно.

И этому есть ряд примеров:

Разрабатывайте новые идеи с книгой ▼ Креативный компьютер ▼

Автор: Евгений Вагнер

Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ

Препятствия на пути развития креативного мышления у человека.

Если будет судить рыбу по ее способности лазить по деревьям, то она всю жизнь проживет с верою свою глупость

Альберт Эйнштейн

Желание быть таким как все, не выделяться, быть похожим на других.

Такой подход формирует шаблонное восприятие и нейронные связи, отвечающие за создание новых вариантов отличных от тех которые уже существует, слабеют. Это проблема идет из детства, когда детей учат быть как все.

Или когда идеи ребенка были вытеснены сверстниками или отвергнуты родителями. Поэтому никто не хочет быть белой вороной, особо выделяется среди других и здесь появляется желание быть похожим на остальных.

Цензура. Внутренняя критика своих идей.

В этом случае человеку сложно воспринимать всерьез свои идеи, так как его внутренний цензор их подавляет. Это также идёт из детства, когда людей воспитывают слишком жёстко, авторитарные родители, которые им всё начинают запрещать.

Постепенно это входит в привычку и появляется множество внутренних запретов и формируется внутренний цензор, которые все начинает запрещать. Происходит  неосознанно.

Нетерпеливость. Желание как можно скорее решить задачу.

Многие творческие решения не приходят мгновенно, они требуют некоторого времени, когда человек привык к скоростному решению проблем, то ему сложно быть креативным.

Трудность отказа от привычных методов и подходов.

Говорят, что привычка вторая натура. И разум наш активно поддерживает такую систему, привычки становятся нормой, они становятся укладом мышления.

И когда перед нами вопрос, для решения которого нужно найти новые идеи, мы начинаем склоняться к похожим друг на друга решениям, к шаблонам, к нашему привычному опыту.

Такая тенденция не позволяет найти новые идеи, так как они находятся за гранью шаблонов, они там, где нет у нас никакого опыта.

Значение слова

Если представить креативность на бытовом уровне, то ее можно назвать смекалкой, то есть способностью достигать поставленных целей и находить выход из сложившейся непростой ситуации, используя при этом предметы и обстановку нестандартным способом. Со стороны это может показаться чем-то гениальным, но в то же время простым. Возникает мысль: “Почему я до этого не додумался?” Подобный нетривиальный подход к решению проблем и есть креатив.

В переводе с английского это слово скорее звучит как “творить” или “создавать”, но относится это не только к материальным вещам. Как видите, это крайне полезная вещь. Но откуда она берется? Согласно Абрахаму

методы креативности
Маслоу, американскому психологу, эта способность индивида врожденно свойственна абсолютно каждому, но в ходе воспитания и внешнего воздействия она может быть утрачена. Для оценки уровня творческих способностей человека используются различные тесты, личностные опросники, а также проводится моделирование всевозможных ситуаций.

Чем отличается креативность от творчества?

Очень часто люди смешивают эти понятия или используют как синонимы, не задумываясь об истинных значениях слов. Творчество – это тоже способность создавать новое. Однако понятие творчество относится к искусству и созиданию эстетическому, а креативность – к области утилитарного, практического применения. Эти два свойства человеческой личности могут пересекаться, но не обязаны быть в сочетании и не проистекают одно из другого.

творческий креативный человек

Для современных профессий, особенно связанных с новаторством, требуется именно креативность – способность на основе накопленного опыта и знаний генерировать новые идеи и способы, оптимизирующие рабочий процесс или создающие неповторимый продукт. В понятие креативность включены такие качества, как решительность, способность пойти на риск, сообразительность, находчивость, быстрота мысли. Также креативности всегда сопутствует широкий кругозор, ибо не имея такового, сложно придумать новое решение проблемы.

Как прокачать в себе креативные способности?

Это достаточно сложный вопрос и качественного решения в одной статье описать невозможно. Самый лучший вариант, это пройти хороший тренинг по развитию креативности. В этом случае вы сможете получить актуальные знания. А также методики и приемы и упражнения, которые вам помогут перейти на новый уровень мышления.

Но главное понять, что научиться креативному мышлению может любой.

Это самый правильный и объективный подход, который можно только найти. Но если бы только в начале пути, я могу дать вам пару советов, которые, безусловно, Вам помогут.

Проявляете независимость суждений, пытаетесь отходить от шаблонного мышления, думайте в направлении новых перспектив.

Вы уже прочитали высшие о тех препятствиях, которые мы вы можете встретить. Если у вас есть что-то из этого, то соответственно стараетесь это преодолеть.

Также необходимо расширять кругозор.

Новые знания являются сырьем, это кирпичики, это строительный материал для новых идей. К тому же есть расхожее выражение, как: изобретать велосипед.

То есть вы можете искать решение, которое уже давно найдено, поэтому кругозор может выручить в самых разных ситуациях.

Нужно просто проявлять любознательность, читать книги, как это ни странно звучит в наше время, в котором люди привыкли проводить время в телефоне и в социальных сетях. Но чтение разной литературы, в том числе художественный, позволяет расширить ваш кругозор и в конечном итоге помогает быть более умным.

Простой рецепт гениальности:

Знания плюс особенности мышления и генерация новых идей, а потом проверка их на практике.

Тренируйте свое мышление и развивайте в себе позитивный настрой, не позволяйте негативным мыслям убивать ростки новых идей.

Вот теперь, вы знаете секрет гениев.

Механика работы креативного ума

Можно сказать, что есть традиционные и нетрадиционные способы решения проблемы. Люди, которые мыслите традиционно, они начинают вспоминать свой опыт, то чему их учили, то так как обычно поступают другие люди. И основываясь на этих данных, они находят ответ на  вопрос, который им нужно разрешить.

Однако. Это не единственный вариант мышления. Можно мыслить более продуктивно.

Креативные умы, решают проблему иначе. Они анализируют ситуацию и смотрят какие могут быть применены для решения проблемы методики и подходы, какими разнообразными способами можно прийти к результату. Также то, как можно иначе сформулировать вопрос, такой подход позволяет найти большее количество вариантов.

Креативно мыслящий человек не концентрирует свое внимание на шаблонных методах, он генерирует множество идей, он создает множество альтернативных решений, и способов найти ответ. В общем целый арсенал идей.

На этот счёт есть одна история.

Однажды у Эйнштейна спросили, чем он отличается от обычного человека.

Он дал интересный ответ, что если  человеку дать задание найти иголку в стоге стена, то он, найдя иголку, успокоится. А Эйнштейн же напротив, продолжит искать, пока не найдет все возможные иголки.

Вот здесь налицо разница в подходах мышления.

Эта короткая история, учит нас то, как надо мыслить. Недостаточно найти только один вариант, только одну иголку, нужно отыскать все возможные варианты, все иголки какие только могут быть.

Вот очевидная разница между умом гения и обычным человеком.

Развить в себе креативное мышление это простой способ улучшить свою жизнь.

В интернете можно встретить предложения, типа: заработай без вложений. Но на проверку, все эти предложения оказываются пустыми обещаниями и обманом. Развивать же мышление можно не вкладывая денег. Достаточно просто поработать над собою.

Читайте по теме:

Как стать думающим человеком

В этом плане можно вспомнить фильм «Области тьмы».

Там главный герой получил  таблетки, которые активизировали работу и благодаря этому он смог изменить свою жизнь, зарабатывать больше и  у него появилось много всяких приключений в жизни. Довольно интересный фильм при случае обязательно посмотрите.

Откуда произошло это понятие

Всегда проводилось много различных исследований на проверку IQ, на этот счёт существует множество различных тестов и методик и результаты измеряются в баллах.

И, казалось бы, что у тех, кто обладает самый высоким уровнем интеллекта, и самый высокий шанс достичь успеха в жизни.

Однако это не так.

Благодаря исследованиям было выявлено, что успех в жизни, решение сложных задач, нахождение новых идей, слабо связано с высоким интеллектом, то есть высокий IQ не гарантирует успеха.

Также и получалось в жизни, люди у которых был высокий уровень интеллекта не всегда добивались успеха, однако люди с более низким уровнем интеллекта достигали гораздо большего успеха.

Вот тогда-то исследователи и создали такое понятие как креативность.

Приведу один пример.

Однажды, произошел такой случай, который наглядно демонстрирует силу креативного мышления.

Компания по производству кетчупов решила увеличить доходы. Стандартным решением в такой ситуации было увеличить рекламные расходы, что, по мнению аналитиков, привело бы к росту доходности на 4-5%. Это совершенно немного и такой рост был далек от тех задач, которые стояли перед компанией.

Совет директоров, что называется, занялся мозговым штурмом, они искали решения, но не могли ничего придумать нового.

Однако один инженер предложил на первый взгляд простое, но по сути гениальное решение.

Его предложением было просто увеличить размер отверстия на бутылке.

Логика была проста, чем больше выходное отверстие, тем больше кетчупа будет тратиться людьми, тем быстрее кетчуп закончится, а человек пойдёт в магазин, покупать новый.

Это решение не требовало увеличение рекламных расходов, но применив его на практике, они получи рост выручки до 40% .

Это и есть один из примеров креативного подхода, когда мы отходим от стандартных и шаблонных вариантов и находим то, что просто и гениально одновременно.

Почему это важно?

Развитие современной цивилизации создает совершенно новые требования к человеку. Постепенное внедрение искусственного интеллекта делает будущее очень туманным для тех, кто не способен творчески  мыслить.

По некоторым расчётам до 60% профессии будут не востребованы, вместо людей будут использоваться роботы. Только область, в которой нужны творческие решения, не сможет полноценно заменить искусственный интеллект.

Поэтому сейчас важность приобретает не только хорошее образование, но и способность к продуктивному, креативному мышлению, это и будет определять успех.

Ну и прикладное применение состоит в том, что вы сможете решать самые разные задачи и видеть то, что раньше для вас была недоступно. Успех, бизнес, решение сложных вопросов, всё это станет вашим новым уровнем.

И здесь не нужно думать на предмет того надо ли мне креативное мышление или не надо, это как размышлять над тем нужен ли мне успех в жизни или нет. Вы просто обязаны достичь успеха и здесь не о чем сомневаться, а нужно только действовать и делать ставку на свое развитие и интеллектуальный рост.

Критерии креативного мышления

Многие тесты направлены именно на оценку критериев творческого начала в человеке. Самый известный на данный момент тест создал психолог Пол Торренс. Он позволяет определить уровень этого самого начала. Вот некоторые из критериев:

  • беглость;
  • оригинальность;
  • гибкость (позволяет определить ложную оригинальность);
  • метафоричность, то есть способность видеть в простом сложное и наоборот;
  • восприимчивость;
  • разработанность;
  • удовлетворенность.

Как стать креативным человеком

Можно ли развить в себе такие качества? Наличие задатков тоже играет определенную роль, но это вовсе не обязательно. Чем раньше начнется процесс развития, тем лучше. Ведь в детстве каждый расположен к новому и впитывает все как губка. Психологами рекомендованы разные развивающие упражнения для детей:

1. Нарисовать «идейное» дерево, где каждая веточка будет решением проблемы. Чем больше линий, тем лучше.

2. Поиграть в критика, мечтателя и реалиста. Дети с учетом своей роли должны озвучить соответствующие видения ситуации.

3. Игра «от обратного». Рассказать, что нужно делать, чтобы не решить заданную проблему, а потом перевернуть схему действий наоборот.

Креативное мышление человека основывается на знаниях и впечатлениях. Если их мало, то и мыслить он будет узко, однобоко, стереотипно. Поэтому ему нужно постоянно расширять свои границы. Общаться с разными людьми, путешествовать, посещать культурные мероприятия, осваивать новые языки и науки. В процессе познания мира в голову обязательно будут приходить свежие идеи.

Необходимо постараться развить в себе особенности личности креативных людей. А именно:

♥ чувство юмора;

♥ легкость на подъем;

♥ наблюдательность;

♥ умение критически оценивать любое чужое мнение и не бояться высказывать свое;

♥ независимость от предрассудков и шаблонов;

♥ проницательность;

♥ готовность к риску.

Креативный человек не боится экспериментировать и совмещать то, что на первый взгляд кажется несовместимым. Также он отличается от многих других тем, что не затягивает с реализацией своих идей. Как только решение пришло в голову, он тут же старается его применить. При этом часто попадает в самую точку.

Идет за интуицией и не позволяет разуму «поставить палки в колеса», как это бывает, когда человек долго думает, колеблется, взвешивает все «за» и «против». В итоге отступается от своей идеи, которая могла бы стать настоящим прорывом. Креативные люди «куют железо», пока оно горячо, считают, что лучше сделать и пожалеть. Этому можно и нужно учиться.

Еще один важный момент. Креативные люди уверены в своей необычности. Они даже мысли не допускают, что являются лишь частью серой массы. Именно эта уверенность в собственной нестандартности творит настоящие чудеса.

Способы развития креативности

Что означает слово креативный человек? Креативность не является врожденной способностью. Да, к ней должны быть предпосылки, но ее можно и нужно развивать. Существуют различные методики развития креативности у детей и взрослых. В детском возрасте внимание уделяется больше развитию творческих способностей и навыков, на основе которых в сочетании с приобретенным опытом и знанием впоследствии можно развить креативность.

что означает креативный человек

Рассмотрим несколько упражнений для развития этой способности.

  • Обсуждение идеи в команде, где у каждого есть определенная роль: критика, мечтателя и реалиста. Рассмотрение проблемы с трех точек зрения позволяет увидеть ее новые грани и пути решения.
  • Создание дерева ассоциаций. На листе бумаге изображается проблема, от нее идут линии, где написаны связанные с ней идеи. В процессе создания дерева могут появиться идеи, которые сразу бы не пришли в голову.
  • Пойти путем от обратного. Представить, что надо сделать, чтобы наверняка не решить проблему, а затем заменить эти идеи на противоположные.
  • Рекомендуется расширять свой кругозор – интересоваться всем, что происходит вокруг. Ходите в театры, посещайте выставки, читайте газеты, публицистику и чаще общайтесь с кративными людьми, им есть, что рассказать.

Это далеко не полный список упражнений на развитие креативности, но все они связаны с расширением горизонтов мышления, развитием воображения и разрушением стереотипов.

Креативные навыки человека

Пренебрежение стереотипами и правилами

Что такое креативный? Прежде всего, креативный – это свободомыслящий. Такой человек будет в душе бунтарем или революционером. Не обязательно он будет верхом на танке агитировать против власти. Нет, революции бывают менее кровавые. Например, в определенной сфере знаний, направлении творчества и т.д. Креативный человек всегда будет идти против системы, догм, распорядков. Если собеседник лояльно относится к бюрократии или многотомным правилам, то, скорее всего, он способен к творчеству не в полной мере.

Способность фантазировать

Важная черта всех творческих личностей – умение придумывать свои миры, закрытые для окружающих. Это не означает, что их фантазии оторваны от реальности. Просто, из-за умения абстрагироваться, они могут находить неожиданные решения, либо черпать вдохновение, как бы подзаряжая свой творческий потенциал. В этом креативный человек очень похож на ребенка. Умение фантазировать – тот элемент детства, который полезно сохранить во взрослые годы.

Наблюдательность

Нестандартные идеи очень часто посещают наблюдательных людей, склонных уделять внимание мелочам. Благодаря этой особенности, творческие личности способны обратить внимание на любой пустяк, который в итоге станет ключом к решению задания. Но их внимательность избирательна. Это означает, что они порой не замечают очевидных вещей, при этом акцентируя внимание на том, чего не видят все остальные.

Невосприятие рутины

Креативный человек, в силу своей творческой природы, очень плохо переносит обыденность и серость. Поэтому рутина – главнейший враг нестандартных идей. Если речь идет о творческой личности, то такой человек не уйдет «по уши» в выполнение монотонных и однообразных заданий. Скорее он возьмет отгул, уволится, либо попросит о помощи кого-то другого.

Умение видеть возможности в неожиданных направлениях

Это умение можно считать производным от наблюдательности и способности фантазировать. Креативный человек в любой ситуации умеет действовать нестандартно. Там, где другие столкнутся с непреодолимым препятствием, творческий человек обязательно придумает, как его преодолеть. Поэтому наличие подобного сотрудника в коллективе практически всегда гарантирует обилие оригинальных идей и решений.

Структура креативности

Как и любая другая способность, креативность представляет собой совокупность качеств личности. Можно выделить три группы индивидуально-психологических особенностей, которые обеспечивают успех в творческой деятельности: когнитивные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito с латинского переводится как «познание», а когнитивные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые в структуре креативности занимают основное место. К ним в первую очередь относится особый тип мышления, характерный для творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд называл мышление, лежащее в основе творческих способностей, дивергентным (направленным в разные стороны), Э. де Боно – латеральным (боковым) или нешаблонным, Т. Бьюзен – радиантным. Несмотря на различие терминов, суть этого типа мышления одна – оно нелинейное, в отличие от однонаправленного, строгого и упорядоченного логического.

Творческое мышление отличается также рядом особенностей, которые позволяют обладающим им людям принимать нестандартные решения и рождать оригинальные идеи.

  • Оригинальность – не просто способность находить новые решения и создавать новые образы, но и потребность в этом, а также спонтанность нестандартного мышления.
  • Дивергентность – умение видеть разные варианты развития событий и пути решения задач.
  • Гибкость – способность переключаться с одной проблемы на другую, искать ответы в разных областях знания, тем самым делая мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота – высокая скорость мышления и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность – способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и сферами знаний, включать в мыслительный процесс неожиданно возникающие образы и идеи.
  • Образность – преобладание и развитость образного мышления; в творчестве доминируют не логические понятия, а образы, именно в такой форме возникают новые идеи.

Сочетание этих качеств создает совершенно особый тип мышления, который присущ креативам. Оно кажется странным, нелогичным, но эффективно, когда стоит сложная проблема, требующая творческого подхода. Именно поэтому творческие люди часто затрудняются в решении тестовых заданий на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно верное решения. А креатив видит несколько вариантов решения и сталкивается с проблемой выбора.

Воображение

Другим важным познавательным процессом в структуре когнитивного компонента творческих способностей является воображение. Как процесс создания новых образов, оно считается основой творчества, его внутренним ядром. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Ни один вид творческой деятельности невозможен без хорошо развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Другие познавательные процессы также играют важную роль, потому что они обеспечивают получение и сохранение информации – необходимого материала для творчества. Можно говорить даже об особом типе творческого восприятия, которое позволяет креативу видеть в окружающем мире то, что не замечают люди с низким уровнем креативности.

В психологии есть такое понятие, как сензитивность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокий уровень сензитивности является частью творческих способностей. Креативы способны почувствовать мельчайшие изменения в окружающем мире – они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают смену настроения окружающих людей. Творческие люди открыты любому новому знанию, поступающему из внешнего мира или рожденному собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании сензитивность можно развить, если знать, что и как развивать.

Эмоциональный компонент

Творческие способности не ограничиваются познавательной сферой. Креативность – это не только творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Когнитивные процессы создают потенциал, возможность для творчества, а вот добьется ли человек успеха в каком-то виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческих людей отличают следующие индивидуальные особенности:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, что позволяет говорить о креативах как о людях с горящими сердцами;
  • принятие мира и себя в этом мире, что в свою очередь обуславливает высокую самооценку;
  • способность использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • активная жизненная позиция, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, упорство и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделяться на фоне толпы, делают их жизнь яркой, живой, разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «выгорания», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, который нередко выражается в апатии и даже депрессии. Такое, увы, случается с творческими личностями, если они не владеют методами релаксации, снятия эмоционального напряжения.

Очень важно и развитие волевых качеств, которые играют значительную роль в регуляции творческой активности.

Волевой компонент

Волевые качества личности в структуре креативности выполняю две функции: побуждающую и тормозящую. Побуждающая проявляется в поддержании активности, которая необходима для реализации творческого замысла. Недостаточно найти оригинальное решение, нужно его еще воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была задумка художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорной работы творца. Гениальная книга рождается в голове, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженной работы, после того, как писатель докажет издателю необходимость публикации своего шедевра и книга будет отредактирована, сверстана, а тираж отпечатан. Как бы ни было важно изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или конструктор не приложит к этому усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства так и остались «на диване», не став реальностью, потому что их творец был для этого слишком ленив.

Вот для активизации продуктивной деятельности, направленной на реализацию замысла, и необходимы волевые качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • уверенность в себе;
  • упорство;
  • настойчивость.

Способность и желание идти к успеху, невзирая на трудности, недоверие и скептицизм окружающих – это то, что отличает креативов и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество – это создание нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Такова консервативная природа общества, и этот консерватизм и косность вполне обоснованы, так как не всегда новое безопасно.

Стереотипы в мышлении

С накоплением жизненного опыта формируются определенные установки, вырабатываются схемы принятия решений в различных ситуациях. Со временем они все больше укрепляются в сознании, становятся привычными. Человек начинает мыслить и выполнять действия по шаблону, автоматически, затрачивая при этом минимум усилий.

Это позволяет действовать быстро, однако, зачастую является серьезной помехой для того, чтобы разглядеть более эффективные варианты принятия решений, изобрести новые способы выполнения хорошо известных задач. Таким образом, человек ограничивает себя своими же стереотипами мышления, не может увидеть новых открывающихся перед ним горизонтов.

Как развивать креативное мышление?

Креативное мышление поддается развитию и улучшению. Считается, что творческий потенциал человека зависит от функционирования правого полушария головного мозга. Тогда, как левое отвечает за логику и аналитическое мышление. Также, правое полушарие задействовано в работе левой части тела. То есть, у левши должно быть лучше развито умение креативно мыслить.

В живой природе действует принцип обратной взаимосвязи. То есть, если от правого полушария зависит левая рука, соответственно, выполняя работу этой рукой, мы стимулируем развитие правого полушария. Никто не говорит, что нужно становиться левшой, но если дополнить ежедневную деятельность акцентом на левые части тела, то это позитивно скажется на творческом полушарии мозга.

Помимо данной хитрости, есть конкретные упражнения, направленные на развитие креативного мышления. О них мы поговорим дальше.

Нестандартный подход

Креативное мышление – это оригинальность во всем. Например, если мы начнем читать текст задом наперед, это заставит наш мозг действовать в непривычном ему направлении. Соответственно, разум выйдет из «зоны комфорта», начнет приспосабливаться к новым условиям. Дальше, еще сложнее – начинаем «переворачивать» понятия. Это как в новогодней игре для детей, когда необходимо их запутать. Говорим «елочка широкая» и расставляем руки, «узкая» – сближаем, «высокая» – встаем на носки, «низкая» – присаживаемся. Дети повторяют за ведущим. Дальше, он произносит слово, но делает наоборот. Например, «елочка» высокая, а сам присаживается. У детей начинается легкий ступор, но потом они приспосабливаются к неожиданным условиям и вновь начинают делать все правильно.

Игра «Белогривые лошадки»

Как и в мультике, необходимо пытаться увидеть какие-то образы вокруг. На что похожи облака? Какие фигуры формируют звезды? Еще интересно в вечернее время рассматривать на расстоянии многоэтажные дома. Ведь свет в их окнах горит не равномерно, также формируя определенные узоры. В общем, где бы человек ни был, он может рассмотреть какие-то очертания или контуры, которые покажутся похожими на что-то. Этот поиск помогает развить креативное мышление и содержательно провести время.

5 упражнений для развития креативности

30 кругов

Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.

Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.

Источники

  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kreativ-kreativnost-chto-ehto-takoe-kreativnym.html
  • http://fb.ru/article/142924/kreativnyie-lyudi—eto-kakie-lyudi-v-chem-proyavlyaetsya-kreativnost-cheloveka
  • http://fb.ru/article/132584/chto-takoe-kreativ-razvitie-kreativnosti-kreativnost-myishleniya
  • https://dramtezi.ru/sekret/chto-takoe-kreativnost.html
  • https://kreamozg.ru/articles/ponyatie-kreativnosti.html
  • https://psylib.org/chto-znachit-kreativnyj-chelovek/
  • https://WikiGrowth.ru/razvitie/kreativnyiy-chelovek/
  • https://psychologist.tips/3342-kreativnost-chto-eto-takoe-uprazhneniya-dlya-razvitiya-kreativnosti.html
  • https://planeta-lady.ru/kak-razvit-kreativnoe-myshlenie.html
  • https://WikiGrowth.ru/razvitie/kreativnoe-myishlenie/

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию