Куклотерапия, домашний кукольный театр, больничные клоуны

В чем заключается метод куклотерапии?

Каким же образом куклотерапия помогает решить проблемы? Играя с куклой, ребенок проецирует на нее свои желания и мечты. Таким образом он может увидеть их реализацию в игре, понять решение интересующей проблемы. Это не всегда происходит осознанно, если ребенок играет самостоятельно. Однако, даже неосознанно, он дает куклам черты характера, разные манеры поведения, которые видит среди людей. Таким образом он фиксирует их, запоминает и постепенно понимает. Фантазируя, ребенок может постепенно создавать свой идеал личности, к которому будет стремиться или же наделять куклу отрицательными качествами, которые он хотел бы изменить в себе или окружающих.

При помощи куклотерапии в форме игры можно разобраться с психологическими травмами, воссоздав происходящее, понять, что именно выступило в роли травмирующего фактора, и показать решение. Работая с куклой, можно не только воспроизвести проблему или какой-либо сценарий, а еще и показать свои чувства и мысли. Согласитесь, для замкнутого человека это будет гораздо проще, чем напрямую поведать о проблемах. Таким образом, в ходе игры можно научиться понимать не только себя самого, но и окружающих. Такой подход позволяет достичь большего взаимопонимания в семье.

Для чего используют метод куклотерапии?

Куклотерапия является методом психологической помощи для детей и взрослых. При этом человек не обязательно должен быть психически нездоровым – этот метод показан и здоровым людям. В частности, он может использоваться для социальной адаптации, помощи в выражении собственных чувств или в развитии воображения. Часто куклотерапия устраивается для всей семьи, таким способом можно разрешить некоторые внутрисемейные конфликты. Условно можно выделить следующие группы функций:

  • помощь в коммуникации с детьми и взрослыми;
  • избавление от эмоциональных перегрузок;
  • коррекция личностных качеств;
  • развитие познавательных процессов и когнитивных механизмов;
  • получение информации о мире вокруг.

С помощью куклотерапии детский психолог также может корректировать нарушения в развитии ребенка. Куклотерапия как метод может помочь при следующих нарушениях:

  • заикании или других проблемах с речью;
  • повышенной агрессии, тревожности или возбудимости;
  • страхах или фобиях, нервных тиках;
  • психологических травмах;
  • энурезе;
  • легкой форме аутизма.

Изготовление куклы

Процесс куклотерапии делится на два этапа – изготовление кукол и игра в них. Естественно, можно играть заранее созданными или купленными куклами, но на самом деле процесс создания игрушки не менее важен, чем взаимодействие с ней. Уже в процессе изготовления развивается внимание, усидчивость, а также мелкая моторика и фантазия. Именно на этапе создания куда легче начать воспринимать куклу как что-то личное, наделять ее качествами и чертами характера. В процессе создания своих кукол нужно задавать самому себе вопросы о том, с какой целью она создается, в какой ситуации вы хотите ее увидеть.

Куклы можно создавать такие, какие вы захотите, используя разнообразные материалы. Например, можно создать простую куклу мотанку, не требующую особой подготовки или материалов. Таких кукол издавна создавали язычники, использующие их как оберег. Для того, чтобы приступить к работе, необходимо выбрать материал – солому, нитки или кусочки ткани. Примечательно, что их делали, не используя ножниц, обрывая матерел руками. Затем, сворачивая материал в жгуты и перекручивая, добивались очертаний головы и тела, которые закреплялись нитками. Руки же выполнялись отдельно, либо вставляясь внутрь центральной части туловища, либо прикрепляясь нитками. Лицо у таких кукол не имело никаких черт, только украшалось крестом из лент. Считается, что такие куклы изготавливаются сразу, без перерывов. Вы легко можете попробовать сделать ее самостоятельно.

Куклу также можно сшить. Для ее изготовления вам нужно будет выбрать материалы, из которых будет сделана кукла, и технику выполнения. Например, можно сделать маленьких куколок из фетра, пряжи и бусинок. Сначала размечается шаблон, по которому потом вырезается заготовка из фетра. На заготовках изображают лицо, пришивают волосы из кусочков пряжи одной длины, а потом сшивают, оставляя место под волосами – так куклу можно будет набить наполнителем. Возможно также создание иных кукол из любой другой ткани или из колготок. Также их делают из картона или бумаги, из пластилина или глины. Кукол великое множество – ростовые, пальчиковые, варежковые, марионетки. Вы можете проявить фантазию и творить, как вам вздумается!

Непосредственно игра

При куклотерапии наиболее распространен тип игры, именующийся кукольным театром. Постановленный спектакль можно разыграть как одному человеку, так и группе людей. Если вы хотите сделать кукольный театр дома для детей, то стоит выбрать программу – ваш будущий сюжет, а также позаботиться о декорациях.

Для того, чтобы выбрать сюжет, стоит понять, какую проблему вы хотите решить. Необходимо поставить перед собой задачу либо самостоятельно написать будущую пьесу, либо выбрать или адаптировать наиболее подходящую. В том случае, если вы делаете это для ребенка, стоит обсудить и выбрать сюжет с ним, быть может, даже позволить ему все сделать самостоятельно.

А вот с декорациями ребенку, особенно дошкольного возраста, нужно помочь. Чтобы создать домашний кукольный театр, в первую очередь нужно сделать ширму. Ее можно изготовить, например, из большой коробки. Карандашом нужно наметить «окошко» в ширме, а затем вырезать. Дальше начинается декорирование. Фантазия и тут ничем не ограничена. Вы можете украсить будущий домашний кукольный театр тканью, красками, самоклеящейся пленкой или обоями. Готовую ширму можно разместить на невысоком столике, предварительно задекорированным тканью. Конечно, можно купить готовую ширму в магазине, но куда интереснее сделать ее самостоятельно.

Использование куклотерапии в детских учреждениях

Куклотерапию, как и другие методы игровой терапии, с каждым годом все более активно используют в детских дошкольных учреждения. Такой метод позволяет в простой и приятной форме взаимодействовать с ребенком. Куклотерапия в детском саду представляется не только как работа с проблемными детьми, но и как здоровьесберегающая технология. С помощью игры в куклы в детских садах развивают речь ребенка, способствуют ее правильному развитию. Куклотерапия может помочь найти общий язык с ребенком. С ее помощью можно даже направлять ребенка, показывать ему, как правильно себя вести или говорить, а также поправлять, когда ребенок ошибается. В форме игры, да еще и из уст куклы, детям будет проще воспринимать замечания.

Занятия с педагогом могут быть направлены и на психокоррекцию личности. Например, воздействие куклами помогает снижать агрессию, неусидчивость и невнимательность. Наиболее часто возникает потребность в социальной адаптации детей, и этот вопрос встает именно в детском саду. Там же, с помощью игры, его и проще разрешить. Ребенку гораздо легче освоиться, используя игрушки.

В детских садах также устраивают сценки для кукольных театров. Влияние театрализованной игры в группе на психическое развитие ребенка неоспоримо. С ее помощью развиваются такие важные качества, как эмпатия. Кукольный театр участвует в формировании грамотной, насыщенной речи, позволяет научиться правильной смене интонаций, мимики, жестов. Он учит понимать окружающих.

Три этапа куклотерапии

Куклотерапия складывается из вступления, трех основных этапов и заключительной части:

Введение

Вступительная часть подразумевает приветствие и разминку. Это помогает установить эмоционально-позитивный настрой, разогреть интерес, задействовать и настроить  взрослого или ребенка  на совместную работу.

Первый этап – изготовление персонажа

Изготовление куклы – очень важный процесс в методике психокорекции. В отдельных случаях пациенту требуется только создать своего персонажа, а дальнейшая работа с психологом уже не нужна. Основное условие этого этапа – процесс создания куклы должен проходить за один сеанс (занятие). В следующий раз, не подозревая того, взрослый или ребенок может вкладывать совсем другую идею.

Во время пошива происходит психологический процесс – появляется расслабление, сосредоточение, отвлечение, что тоже является своеобразной терапией. Также можно выбрать готового персонажа из сказок. Волк олицетворяет агрессию, заяц – трусливость, слабость, лиса – хитрость и прочее.

Психолог обращает внимание на размер куклы, цвет лица, материалы, самого персонажа. Для характеристики персонажа используются следующие значения:

  • белый – добрый, светлый, наивный;
  • черный – пессимистичный, мрачный, скрытый;
  • серый – сбалансированный, нейтральный, неуверенный;
  • зеленый – удовлетворенный, развивающийся, одухотворенный;
  • синий – меланхоличный, умный, спокойный;
  • желтый – амбициозный, любопытный, непринужденный;
  • красный – энергичный, агрессивный, сильный, теплый, жизнелюбивый, решительный.

Второй этап – знакомство с персонажем

Чтобы познакомиться с персонажем, психолог задает следующие вопросы:

  • как зовут персонажа;
  • сколько ему лет;
  • где и с кем он живет;
  • есть ли любимое занятие (если есть, то какое);
  • есть ли друзья и кто они (персонажи).

Куклотерапия для детей дошкольников

Несомненными достоинствами куклотерапии в работе именно с детьми являются следующие её особенности:

  • Естественность. Игра – самая нормальная среда для ребёнка, такая форма занятий вызывает его доверие, что способствует быстрому и мягкому раскрепощению.
  • Наличие симпатичного посредника. Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться. Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.
  • Интерес. Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.

Куклотерапия в домашних условиях

Куклотерапевты часто для работы с эмоциями используют специальный набор из однотипных кукол, у которых разное выражение лица. Здесь есть куклы, которые символизируют радость, грусть, гнев, спокойствие, удивление, страх. Задача такой работы – попробовать «на вкус» разные эмоции, научиться свободно и спокойно их испытывать и переключаться между ними.

Еще один способ работы с куклой – изготовление плоской куклы, к примеру, из плотного картона. Можно вырезать фигуру, олицетворяющую страх, тревогу, а затем подвесить ее на нитку или тонкую веревку и смело управлять своим чувством. Это позволяет выйти за рамки привычных эмоций и посмотреть на них как бы со стороны.

Но не только в кабинете психолога можно заниматься куклотерапией. Вполне можно использовать ее и в домашних условиях.

Вот варианты домашней игры с куклой:

  • Присмотритесь, во что любит играть ребенок, как он играет, и просто поиграйте вместе. Так вы сможете почувствовать, что у него сейчас на душе.
  • Поставьте вместе с ребенком, а лучше – всей семьей кукольный театр. Можно выбрать тему, которая актуальна для вас, и проиграть ее вместе.
  • Создайте куклу своими руками, предложите этот процесс ребенку. Порукодельничайте вместе.

Примеры заданий в куклотерапии

Предлагаю вам попробовать несколько интересных вариантов создания куклы.

Создание тряпичной куклы

Вам понадобятся материалы: лоскут ткани (лен или хлопок), квадрат ткани белого цвета, приблизительно с носовой платок, несколько ярких кусочков ткани, нитки.

Алгоритм работы:

  1. Сверните хлопковую или льняную ткань в трубочку.
  2. Уложите ее по диагонали на середину белого квадрата.
  3. Сверху загните ткань, заверните в нее часть трубочки.
  4. Отступив треть от края, перетяните все ниточкой. У вас получилась голова и шея.
  5. Перевяжите нитками два угла ткани, привязанной к трубочке, — это будут руки куклы.
  6. Посередине обмотайте туловище свободной частью белого квадрата и зафиксируйте нитками на месте талии.
  7. Повяжите на голову платочек из яркого лоскутка.
  8. Из второго кусочка сделайте юбку, из третьего – фартук.

Далее с этой куклой можно играть.

Архетипическая марионетка

В данном случае нужно настроиться и сделать куклу, которая будет очень похожа на то или иное ваше состояние, или она могла бы сыграть это состояние в кукольном театре, или вместе с вами объяснила бы окружающим, что с вами происходит.

Здесь работа с куклой-марионеткой состоит из двух фаз: изготовления куклы и   последующей работы с ней. Но бывает так, что достаточно даже простого создания куклы, и происходит высвобождение. Тогда больше ничего делать и не надо.

Важный момент – эту куклу необходимо сделать за один присест, не отрываясь надолго, чтобы не растерять заложенные в нее эмоции, настроение и чувства.

Смастерить такую куклу можно из двух лоскутов ткани, сложив их в четыре раза и посредине сделав небольшое отверстие.

Далее через это отверстие протягивается кончик ранее подготовленного кусочка ваты, обтянутого светлой тканью — это голова.

Сбоку из обтянутых кусочков ваты поменьше пришиваются ручки-кулачки.

Руки подвязываются на нить, голова – на вторую нить.

Готовую куклу «водят», как в театре.

Архетипическая марионетка помогает человеку найти ответ на главный вопрос:

«Кто я? Что я есть?»

Работая с ней, каждый может научиться понимать и принимать себя, свою самоценность и самодостаточность.

Обязательно попробуйте дома сами и с детьми предложенные техники. Желаю вам много энергии, творчества и радости!

Смотрите и другие наши статьи по арт-терапии:

Арт-терапия. Что это такое и зачем нужно?

Упражнения арт-терапии.

Песочная арт-терапия для детей и взрослых.

Мандалотерапия и ее польза.

Сказкотерапия — мамина помощница

Анна Кутявина

Специально для сайта «Цветы жизни».

Ход занятия

Этап первый. Ведущий сообщает детям, что сегодня они побудут волшебниками и придумают сказочных героев. Дети занимают места, а ведущий уходит за ширму (дверь). Из-за ширмы показывает заранее сделанную куклу и говорит: «Привет! Меня зовут … (называет имя). Я знаю, что вы способны на чудеса. Пожалуйста, сделайте мне друзей! Я вам помогу, но сначала закройте глаза и придумайте их!» Выходит и ставит куклу на стол, а затем помогает детям.

Этап второй. На листе картона рисуют голову. Вырезают ее вместе с длинной шеей. «Шея» – 4,5 x 1,5 см. Из бумаги делают «держатель»: кусочек 5 x 6 см сворачивают в трубочку и скрепляют скотчем. В надетую на палец трубочку вставляют голову. Можно сделать одежду, шляпу, усы. Когда персонажи готовы, все по очереди заходят за ширму и представляют куклу – как ее зовут, что она любит и. т. д.

Этап третий. Знакомство с героем – презентация пальчиковой куклы. Теперь каждый участник выходит за ширму со своей пальчиковой куклой и представляет её так, как до этого представлял свою куклу ведущий.

Конспект занятия № 6 по куклотерапии для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Придумай сказку».

Цель: повышение контактности и общительности; уверенности и степени открытости; позитивного самовосприятия; снижение уровня тревожности.

Оборудование:листы с заготовками персонажей для вырезывания, клей, ножницы.

Ход:

Этап первый. Приветствие. Сегодня мы оживим с вами героев сказки.

Этап второй. Процесс вырезывания детьми персонажей сказки.

Этап третий. А теперь, ребята, когда все персонажи готовы, давайте придумаем свою сказку.

Конспект занятия № 8 по куклотерапии для детей старшего дошкольного возраста.

Ход:

Этап первый. Приветствие. Ребята, сегодня мы с вами будем заниматься интересным делом – делать пальчиковую куклу из бумаги в стиле оригами – это изготовление фигурок из бумаги.

Этап второй. Процесс изготовления куклы по схеме (на доске).

1. Берем квадратный листок бумаги. Складываем его по диагонали. У нижнего бумажного треугольника часть загибаем внутрь. Верхушка загнутой части должна касаться серединки основного сгиба.

2. Загибаем правый и левый края вниз к центру.

3. Отгибаем бумагу и слева и справа .

4. Еще раз загибаем края. Не вплотную!

5. Узкий треугольник бумаги, направленный вниз, загибаем .

6. Заправляем маленький треугольник у назад.

В зависимости от того, мордочку какой зверюшки мы хотим сделать, загибаем ушки. Берем фломастеры или карандаши и расскрашиваем мордочку.

Этап третий. Презентация пальчиковой куклы.

Конспект занятия № 9 по куклотерапии для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Живое» оригами.

Цель: повышение контактности и общительности; уверенности и степени открытости; позитивного самовосприятия; снижение уровня тревожности.

Оборудование: листы цветной бумаги в форме квадрата, фломастеры, цветные карандаши, распечатка со схемой изготовления куклы и примеры кукол.

Показания к применению, цели куклотерапии

Можно выделить ряд случаев, при которых применение куклотерапии будет целесообразно. Например, в жизни ребёнка присутствовала некая психическая травма, справиться с которой самостоятельно он не сможет. Или же ребёнок замкнут, потерян, закрыт для всего окружающего. Малыш может, наоборот, быть гиперактивным, не справляться со своими эмоциями, иметь склонность к истерикам, тяжело переживать кризисы. И наконец, куклы окажутся очень полезны для аутичного маленького человека.

В работе на всеми этими проблемами психолог, правильно применяющий куклотерапию, может достигнуть следующих целей:

  • Релаксация (психологическая разрядка напряжённого ребёнка, повышение градуса его доверия к миру);
  • Построение коммуникативных мостиков (налаживание отношений между ребёнком и взрослым или между ребёнком и ребёнком; создание детского коллектива);
  • Развитие (актуализация памяти, сообразительности, воображения, фантазии детей);
  • Получение новых знаний о мире.

Виды кукол

Игрушка выступает промежуточным объектом взаимодействия личности с психологом. Занятия происходят с использованием таких разновидностей кукол:

  • верховые – перчаточные, варежковые;
  • низовые — игрушки-марионетки;
  • игровые — из пластилина, тканевые, бумажные;
  • ростовые.

Для развития мелкой/крупной моторики целесообразно проводить упражнения, по мнению многих исследователей (Кожохина, Грабенко), с вовлечением кукол-марионеток.

Корректировка страхов, тревожности – пальчиковые, теневые. Укрепление внутрисемейных отношений – куклы-марионетки. Для развития моторики, памяти, внимания используются пальчиковые куклы. Избавить от переживаний, неврозов, страхов поможет кукла-перчатка, которая оказывает удивительное терапевтическое воздействие.

Занятия и упражнения

Куклотерапия – процесс сложный, интересный, захватывающий. Укажем лишь несколько основных упражнений, без которых сложно представить этот метод. Но помните, всегда можно придумать и что-то своё, подходящее именно вашему ребёнку.

  1. Установление доверительных отношений с ребёнком. Создание проекта будущей куклы;
  2. Изготовление уникальной куклы-помощника;
  3. Беседа или даже интервью с куклой;
  4. Монолог ребёнка о жизни куклы;
  5. Сочинение историй (сказок) о кукле;
  6. Знакомство куколок разный детей;
  7. Создание совместной истории о нескольких куклах сразу;
  8. Обсуждение сценария кукольного спектакля;
  9. Репетиции спектакля;
  10. Исполнение спектакля;
  11. Обсуждение спектакля с ребёнком наедине или в группе детей.

Спектакль (представление) служит своеобразным катарсисом куклотерапии, её кульминацией. Он дарит ребёнку удовольствие и неповторимые эмоции, которые и делают его более открытым и творческим.

Важно! Самостоятельное применение куклотерапии – не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Очень важно, чтобы ребёнок создал куклу именно сам, а типичная мама легко может увлечься помощью настолько сильно, что в итоге это будет её кукла, и ребёнок не будет чувствовать никакого родства с этой игрушкой.

Куклотерапия для детей и взрослых

Куклотерапия широко применяется для разных возрастных групп наряду со сказкотерапией. Эти две методики могут объединяться в одну. При таком подходе происходит знакомство с сильными сторонами характера, развитие сознания, привлекаются нестандартные пути выхода из сложившейся ситуации.

Дети

Метод психокоррекции активно используется при работе с детьми дошкольного, школьного возраста. Эффективен при проработке протестного поведения у подростков. С помощью этого подхода специалист корректирует агрессивность, тревожность и страхи, невнимательность. Терапия незаменима при работе с детьми с поведенческими нарушениями и психотравмами.

В детских группах, по мнению специалистов, наилучшие результаты достигаются, когда ребята сами придумывают и изготавливают персонажа, продумывают историю, в которой будет задействован «главный герой». Помимо этого, происходит развитие внимания и мелкой моторики.

Куклотерапия является частью коррекционно-психологической помощи в работе с детьми с ОВЗ. Отдельно формируются группы для разных типов нарушений – психоречевых, опорно-двигательных, зрения/речи/слуха, поведения и общения, комплексные нарушении психофизического развития, умственная отсталость, детский аутизм.

Кукла выступает связующим звеном между ребенком и психологом. С помощью методики можно безболезненно вмешаться в психику в целях корректировки. Ребенок проецирует опыт в игру, где главный объект – это кукла.

Взрослые

Хоть игрушки считают детской атрибутикой, они позволяют достичь хорошего терапевтического эффекта и при работе со взрослыми. Во-первых, они отвлекает пациента от серьезности проблемы, внутренние переживания переносятся на символический объект. Во-вторых, выступают некой ширмой, за которой человек может спрятаться от внешнего мира и от себя.

С помощью куклотерапии во взрослом возрасте  можно раскрыть и развить скрытые способности, активировать самосознание. Кукла помогает сформировать положительные установки, новые коммуникативные навыки. Их используют для социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Источники

  • https://vseostresse.ru/emocionalnye-narusheniya/metodypsixoterapii/kukloterapiya.html
  • http://NeuroDoc.ru/terapiya/recommend/kukloterapiya.html
  • https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/kukloterapiya-dlya-detej-metody-i-uprazhneniya.html
  • https://tsvetyzhizni.ru/igry/kukloterapiya-dlya-vzroslyx-i-detej.html
  • https://www.maam.ru/detskijsad/serija-zanjatii-napravlenye-na-snizhenie-urovnja-zastenchivosti-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-kukloterapi-a-i.html

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию