Проявление тревожности у дошкольников

Содержание

Что такое тревожность?

Прежде всего,
давайте выясним суть понятия «тревожность». Это индивидуальная психологическая
особенность личности, которая характеризуется повышенным уровнем переживаний и
волнений в затруднительных жизненных обстоятельствах.  Важно понимать, что это не болезнь или
психическое отклонение. Тревожность является лишь эмоционально негативно
окрашенным состоянием личности, влияющим на его жизнедеятельность и поведение в
социуме.

Тревожность бывает
разной – ситуативной (тревога) и постоянной. Первая не является отрицательной
характеристикой. Это защитная реакция организма на воздействие внешних раздражающих
факторов. Тревога проявляется ситуативно 
в виде переживаний и быстро проходит. Пример: ученик волнуется во время
написания контрольной или ответа у доски.  Что касается постоянной тревожности, то это
серьезная психологическая проблема, своеобразный сигнал, клич о помощи.   

Причины возникновения тревожности у дошколят         

Тревожность в дошкольном
возрасте – очень распространённое явление. Психологи выделили ряд факторов,
влияющих на возникновение и развитие тревожности у дошкольников. Это в первую
очередь ошибки родительского воздействия, проблемы детско-родительских отношений,
особенности темперамента, наследственность, пережитые эмоциональные потрясения
и другое.

   Преемственность поколений

В раннем возрасте
основное влияние на ребенка оказывают родители. Именно от них, в большей
степени зависит, каким вырастет их чадо; какие черты характера он приобретет.
Ребенок с младенчества копирует взрослых – их эмоции, привычки, модель
поведение. Но мама и папа не всегда являются хорошим примером для сына или
дочери. Часто взрослые, так же как и дети, нуждаются в профессиональной помощи.
Комок комплексов, скрытых переживаний и волнений, которые накапливаются у
взрослого человека годами, отрицательно влияет на эмоциональное состояние
ребенка. Родители бессознательно способствуют развитию у ребенка повышенной
тревожности. Стараясь оградить своё чадо от всех проблем и опасностей, мама и
папа «делятся» своей тревожностью с малышом, заражая его, как вирусом, негативным
эмоциональным фоном.

   Завышенные требования со стороны родителей авторитаризм

В психологии выделяют
три основных типа семейного воспитания. Эту теорию в 1970-х годах предложила
американский психолог Диана Баумрид. Она выделила авторитарный, авторитетный и
демократический стили воспитания. В данной типологии наименее лояльным по отношению
к ребенку является авторитарный стиль воспитания. Родители, которые его
придерживаются, крайне редко учитывают желания и мнение своего ребенка. Мама и
папа ставят перед малышом невыполнимые в силу возраста или умений задачи,
предъявляют завышенные требования, которым ребенок не может соответствовать. За
непослушание или за то, что дошкольник не оправдал их ожиданий, авторитарные
родители наказывают сына или дочь, порой с применением грубой физической силы.
Чаще всего это происходит из-за неуверенности родителей и их желания
самоутвердится за счёт малыша. Как следствие – неудовлетворенность ребенка
собой, развитие замкнутости и тревожности.

   Частые порицания физические наказания

Этот пункт стоит
выделить отдельно. При диагностике психологом причин тревожности у дошкольников
одним из наиболее часто встречающихся факторов, влияющих на формирование
эмоционального опыта ребенка, являются физические наказания. Приобретенный в
раннем возрасте негативный опыт общения с родителями, страдания, испытуемые малышом
от постоянных порицаний и унижений своего достоинства, откладываются в самых
укромных уголках памяти и сильно влияют на развитие личности ребенка. Родители
желают воспитать сильную, волевую и уверенную в себе личность, но по факту
растят замкнутого, беспомощного, неуверенного в себе человечка. И в дошкольном
возрасте эти качества начинают проявляться достаточно ярко. 

   Гиперпротекция (гиперопека)

Заботливые мама и папа –
хорошие родители. Но забота, контроль и даже любовь должны быть дозированными. Чрезмерная
опека чревата тем, что малыш вырастет безвольным, не умеющим принимать решения
и отвечать за свои поступки человеком. Такому индивиду очень сложно
взаимодействовать с социумом. Дошкольник, страдающий от гиперпротекции, при попадании
в детский сад столкнётся с множеством проблем, которые будут требовать от него
самостоятельности решений и действий. В такой стрессовой ситуации развитие
повышенной тревожности ребенку гарантированно.

   Гипопротекция (гипоопека)

Это другой
конец палки. Точно так же, как и избыток опеки, плохо влияет на формирование
личности и недостаток внимания со стороны старшего поколения – гипопротекция.

Из-за недостатка родительского тепла малыш чувствует себя обделенным, неполноценным. Желая завоевать внимание мамы и папы, обычно ведет себя тихо и спокойно, учится хорошо, не выделяется из серой массы. Но это не «идеальный человечек». Такое поведение является лишь защитной маской малыша, скрывающей бурю переживаний и волнений. Не имея выхода наружу, подобная тревожность становится серьёзной проблемой, которую у дошкольника может диагностировать только психолог с набором специальных тестов и методик.

   Частые упреки, запугивания, внушения чувства вины

Часто родители (да и
педагоги) взывают к совести маленького ребенка, запугивают его и упрекают.
Чувство вины, формируемое в младшем школьном возрасте, в сознании ребенка
распространяется не на конкретный поступок, а на личность в целом. Малыш
считает, что плохой он, а не его конкретный поступок. Именно взрослые формируют
страхи, чувство вины у своего чада.

   Эмоциональная отверженность ребенка в семье

Что такое
эмоциональная отверженность? А чувствовали ли вы себя ненужным? Хоть раз?

Вспомните
эти ощущения. В такие моменты кажется, что ты один против всего мира.

Именно так
ощущают себя мальчишки и девчонки, родителям которых не хватает на них времени.
В череде «взрослых» проблем: финансовых трудностей, проблем на работе, конфликтов
между супругами т.п. младшие члены семьи ощущают себя особенно ранимыми и
незащищенными. Им не с кем посоветоваться, неоткуда ждать помощи, поддержки или
утешения. «У родителей нет на меня времени, значит, я не достоин их любви». «В
семье проблемы – это опасность!». Именно такие мысли зреют в детской голове.

   Фиксация в эмоциональной памяти сильных испугов и стрессов

Все, что происходит с
нами в детстве, оказывает большое влияние на формирование личности и закладку
основ характера.

Тревожность в дошкольном
возрасте часто является результатом стресса, пережитого ребенком в раннем детстве.
Фиксация на негативных эмоциях происходит бессознательно. Но любой испуг,
отложившийся в памяти младенца, может стать причиной тревожности у детей
дошкольного возраста.

    Органическая физическая неполноценность

Вступая на путь социализации, дошколята начинают сравнивать себя с другими
детьми. Уже в этом возрасте им хочется быть похожими на «идеалы красоты»,
соответствовать общепринятым «стандартам». Но случается так, что ребенок по
каким-либо причинам отличается от большинства (речь идет о физических
недостатках или особенностях).  Такому
дошкольнику просто необходим мудрый взрослый. Без помощи старших малыш вряд ли
справится с водоворотом чувств, страхов, переживаний, возникнут из-за
непохожести его на других.

   Особенности темперамента ребенка

Тревожность дошкольников также часто бывает вызвана врожденной характеристикой личности – темпераментом. Наибольшая тревожность наблюдается у меланхоликов, которым и без влияния вышеперечисленным факторов, характерны эмоциональная хрупкость, инертность, слабость.

Для того чтобы обычная
детская тревога не переросла в более глубокую проблему, взрослым необходимо
проводить грамотную работу с тревожными детьми. Лучше всего не
экспериментировать над собственным чадом, а обратиться за помощью к штатному
психологу, который на сегодняшний день есть в каждом дошкольном учреждении.

Формы проявления и виды

Психологи выделяют ситуативную тревогу и
личностную.  Ситуативная тревога –
эмоциональная реакция человека, личностная – это уже устойчивая индивидуальная
характеристика личности.

Различают
также специфическую и общую тревожность. Первая проявляется в какой-то
определенной сфере жизнедеятельности – сюда относится экономическая,
экологическая, межличностная и другая частная тревожность. Общей или
генерализованной считается такая тревожность, которая не зависит от какого-то
одного социального фактора.

Как
проявляется данная проблема?

О
необходимости работы психолога с тревожными детьми дошкольного возраста говорит
ряд изменений в и физиологии человека. Поведенческими формами проявления
проблемы является:

  • Чрезмерная жестикуляция, торопливость;
  • Необходимость что-то теребить в руках, грызть ногти;
  • Плаксивость;
  • Рассеянность;
  • Ступор, если ребенку задали вопрос;
  • Скованность.

Физиологические признаки тревожности у ребенка
дошкольного возраста:

  • Беспокойный сон, бессонница;
  • Повышенная потливость;
  • Учащенное сердцебиение;
  • Покраснения кожных покровов;
  • Дрожание конечностей;
  • Заикание;
  • Нарушение аппетита.

Тревожность
может проявляться в неуверенности в себе, постоянном чувстве вины и стыда,
боязни неудач или укоров, в ощущении незащищенности и одиночества.

Как проводится диагностика

Все
вышеперечисленные формы проявления свидетельствуют о повышенном уровне
тревожности у дошкольника. Чтобы помочь ребенку преодолеть данную проблему,
важно вовремя её выявить и грамотно спланировать и реализовать коррекционную
работу. Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста должна проводиться
квалифицированным психологом, который владеет арсеналом необходимых знаний,
методикам и тестами.

Наиболее известным и широко применяющимся в психологической диагностике является Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен для дошкольников. Данная методика рассматривает тревожность как защитную функцию организма, естественную черту характера, которая, тем ни менее, оказывает отрицательное влияние на эмоциональную сферу человека.  Суть этой методики заключается в том, чтобы выявить поведенческие реакции клиента на 14 предложенных ситуаций.

Помимо
проективного теста тревожности дошкольников, разработанного Р. Тэммл, М. Дорки
и В. Аменом, специалисты используют множество других диагностических методик.

В первую
очередь, это мониторинг уровня тревожности дошкольников. Диагностика
осуществляется путем сопоставления результатов наблюдения за поведением
ребенка, его реакциями.

Для
диагностики тревожности дошкольников часто применяется методика «Паровозик».
Она позволяет выявить эмоциональное состояние ребенка. Применяется для
диагностики детей от 2,5 лет. Методика схожа с тестом Люшера. В основе теста
учение о цветотерапии влиянии цвета на здоровье человека.

При работе с
тревожными детьми старше трёх лет для изучения эмоционально-личностной сферы
рекомендуется применять графическую методику «Кактус».

Еще одна
проективная методика – «Дом-дерево-человек» (Дж. Бак) позволяет диагностировать
детскую тревожность.

Методы коррекции

Преодоление деткой тревожности – это сложный и планомерный процесс, который может
длиться довольно долго и требует от взрослых терпения, внимательности к
ребенку, и не может обойтись без квалифицированной психологической помощи.

После проведения и
обработки результатов теста на изучение тревожности дошкольника, специалист
(психолог) разрабатывает систему коррекционной работы индивидуально для каждого
маленького клиента.

Основными методами
психологической помощи тревожным дошкольникам являются:

  • арт-терапия;
  • десенсибилизация;
  • релаксация;
  • игровая
    терапия;
  • сказкотерапия.

Рассмотрим
которые виды работы с тревожными детьми.

Игровая терапия

Ведущим
видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому и
коррекционная работа психолога должна проводиться в игровой форме. Игра
позволяет ребенку раскрыться «через другой персонаж». С помощью игры психолог
может помочь ребенку преодолеть свои страхи (например, выгнать чудовище из
дома).

Сказкотерапия

Другим не
менее эффективным методом при работе с тревожными детьми является
сказкотерапия. Она применяется при взаимодействии с клиентами разного возраста,
подходит даже для коррекции страхов у взрослых.

Арт-терапия

Что такое
арт-терапия? Это воздействие на психику человека с помощью искусства. К арт-терапии
относятся:

  • коррекционное рисование;
  • работа с пластичными материалами (пластилин, глина…);
  • цветотерапия;
  • звукотерапия;
  • психогимнастика;
  • психодрама и другое.

Последствия

Если вовремя
не обнаружить тревожность у дошкольника и помочь ему справиться с этой
проблемой, последствия могут быть довольно плачевными. Тревожность в раннем
детстве перерастает в более глубокую душевную травму и может проявиться в
следующем:

  • Социальная отчужденность. Ощущая себя крайне
    неуверенно и замкнуто, ребенок перестаёт общаться с окружающими, всячески
    старается избежать встречи с новыми людьми и разговоров с детьми. Таким образом,
    круг общения ограничивается самыми близкими родственниками, проживающими под
    одной крышей. В связи с этим дошкольник не усваивает основные социальные нормы,
    процесс адаптации в коллективе протекает крайне сложно.
  • Необходимость встречи с незнакомым человеком или
    общения с окружающими становятся причиной повышенного беспокойства и даже могут
    привести к настоящей истерике.
  • Ухудшение успеваемости в школе. Зачастую тревожные
    дети учатся хуже, так как боятся лишний раз задать вопрос учителю или дать
    ответ на вопрос. Но, справедливости ради, стоит отметить, что бывает и
    диаметрально противоположная ситуация. Боясь гнева родителей или учителя,
    школьник изо всех сил старается выполнить задание максимально хорошо и
    правильно. Что же будет, если такому ребенку вдруг не удастся получить пятерку?
    Травмирующая ситуация усилит беспокойство и чувство страха у тревожного малыша.
  • Стабильный непреодолимый страх перед совершением
    ошибки. Проявляется следующим образом: боясь оступиться или сделать что-то
    неправильно, человек просто отказывается от того или иного действия; становится
    нерешительным, безвольным человеком.
  • Неадекватность в поведении взрослого человека чаще
    всего обусловлена детской тревожностью. Так называемые фрики – это взрослые,
    которые яркой внешностью и экстравагантностью стараются компенсировать свою
    замкнутость и отверженность в детстве.

Итак, если
вовремя не провести коррекцию тревожности у дошкольника, он вырастет закомплексованным,
безынициативным, нерешительным взрослым, который вряд ли добьется в жизни
успеха.

Профилактика

Что делать, если родители заметили повышенную
тревожность у своего крохи? Если в последнее время в жизни ребенка не было
ярких травмирующих ситуаций, то снизить уровень тревоги своего малыша
самостоятельно родителям под силу. Если же ребенок пережил какой-либо стресс,
то мы рекомендуем незамедлительно обратиться к психологу, который поможет
определить причины и составит программу коррекции тревожности у дошкольника.

В качестве профилактики психологи рекомендуют родителям быть ближе и терпимее к своим детям; поощрять их и не сравнивать с другими, не ставить перед ребенком невыполнимых задач, не завышать требования. Важно развивать инициативность ребенка. Пускай он сам решает, какую одежду надеть, какой мультфильм посмотреть всей семьёй или какую сказку прочитать на ночь. Помните, что большие свершения начинаются с маленьких побед.

Важно также
обращать внимание на физиологическую составляющую, то есть на здоровье малыша.
Зачастую тревожность наблюдается у детей, которые сильно устают и мало
отдыхают, мало спят и не имеют полноценный разнообразный досуг. Поэтому
профилактика тревожности заключается также в упорядочении расписания всей семьи
в целом и распорядка дня ребенка в частности.

Тревожность у детей с интеллектуальными нарушениями и различными заболеваниями (дцп, зпр)

Физически
здоровые дети, у которых, казалось бы, нет причин для страха, страдают
повышенной тревожностью. Что же говорить о детях, которые от рождения
отличаются от сверстников? Их нервная система еще более подвижна и ранима.
Такие детки сильнее подвержены страхам, проблемы со здоровьем делают их
беззащитными перед суровыми реалиями, заставляют особых деток чувствовать себя
неполноценными, неспособными на самостоятельность. Такие ребята еще сильнее
нуждаются в защите и поддержке взрослых. И именно от родительской позиции, в
первую очередь, зависит то, каким вырастет ребенок – будет это сильная
уверенная в себе личность или закомплексованный и запуганный зверек, загнанный
в угол.

Рекомендации психологов

Психологи
подробно изучили природу детской тревожности и знают, как её минимизировать.
Детская психика гибкая и подвижная. Поэтому тревожное состояние легко поддается
коррекции при правильно организованной и слаженной работе психолога, педагога и,
конечно же, родителей.

Именно
они играют главную роль в жизни дошкольника. Поэтому особая ответственность
ложится на плечи мамы и папы. Психологи рекомендуют беззаветно любить своего
ребенка и давать ему об этом знать:

  • Поощрять за достижения большие и маленькие;
  • Ни в коем случае не сравнивать с другим (особенно,
    если это сравнение не в пользу Вашего малыша);
  • Не критиковать решения и выбор.
  • Интересоваться жизнью, проблемами и интересами сына
    или дочки.
  • Проводить совместный досуг.
  • Быть другом и наставником для своего сына или дочери.

Осложнения

Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза, фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера. Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя. Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии.

Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности

Выявление тревожности – это удел специалистов, занимающихся психикой ребенка. Это:

  • психолог: он работает в детских садах и школах, должен проводить плановые беседы и тестирование детей, выявляя признаки тревожности, депрессии, агрессии и других состояний. Он может справиться с тревожностью легкой степени, если дома родители станут выполнять его требования;
  • психотерапевт. Это врач, чьей задачей является немедикаментозное лечение тревожности;
  • психиатр – это врач, который занимается тяжелой степени повышенной тревожности, которая осложнилась психозом, неврозом, депрессией или другими серьезными состояниями.

Симптомы повышенной тревожности у ребенка

Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень (без классификации по различным типам тревожных расстройств):

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затрудненность дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Затем перепроверьте свои наблюдения с помощью опросника (авторы Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1 балл:

  • Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая;
  • Ему трудно сосредоточиться;
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  • Очень напряжен и скован во время выполнения заданий;
  • Смущается чаще других;
  • Часто говорит о напряженных ситуациях;
  • Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке;
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны;
  • Руки у него обычно холодные и влажные;
  • Нередко страдает расстройством стула;
  • сильно потеет, когда волнуется;
  • Не обладает хорошим аппетитом;
  • Засыпает с трудом, спит беспокойно;
  • Пуглив, многое вызывает у него страх;
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается;
  • Часто не может сдержать слезы;
  • Плохо переносит ожидание;
  • Не любит браться за новое дело;
  • Не уверен в себе и своих силах;
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов — средняя; 1-6 баллов — низкая.

Получив печальный вердикт, не стоит паниковать. В отличие от поведенческих расстройств, повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает по мере их взросления. Однако и закрывать на неё глаза по принципу «само пройдёт» тоже не стоит. По мнению специалистов, дети с повышенной тревожностью находятся в зоне риска. Небольшую часть тревожное расстройство не покинет и во взрослом возрасте, а у некоторых начнутся депрессивные состояния. Как это скажется на их жизненном успехе, объяснять не нужно.

Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»

Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
  1. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)

5. Стремление воспитать человека с высокими моральными ценностями

Пожалуй, всем хочется, чтобы их дети выросли высоконравственными людьми. Проблема в том, что в каждом возрасте свои ценности. Подростки и вовсе протестуют, все ставят под сомнение. Поэтому не совсем правильно наказывать ребенка за то, что он не следует вашим правилам.

Бывает, что дети совершают поступки, о которых впоследствии сами жалеют. Уже не единожды подростки совершали суицид из-за причин, которые никогда не должны были привести к потере жизни. Иногда дети принимают неверные решения — от размещения в сети голых фотографий до просмотра порнографии — и мысль о том, что кто-то из членов семьи узнает об их поступке, выглядит как наказание пострашнее смерти. Убедите своего ребенка, что, хоть моральные ценности и важны, вы понимаете, как много соблазнов вокруг. Иначе он не сможет подойти к вам и рассказать о своих ошибках, потому что будет бояться осуждения и порицания.

Организация жизни тревожных детей

Для таких ребят огромное значение имеет соблюдение режима. Они не очень любят гигиенические процедуры, поэтому важно, чтобы купание в ванне приносило им удовольствие. Пусть это будет пена, игрушки, то есть то, что им нравится. С оздоровительными процедурами и осваиванием плаванья лучше повременить. Тревожные дети не любят переодеваться, поэтому одежду для них лучше приобретать удобную, которую легко снимать и надевать.

характеристика тревожного ребенка

Ребят с синдромом беспокойства сложно накормить, поэтому не нужно готовить для них многокомпонентные блюда, пусть это будет что-то простое и полезное.

Тревожному ребенку сложно взаимодействовать в коллективе, поэтому для него необходимо создавать условия, при которых он может находиться среди детей. Не нужно заставлять малыша, его следует мягко направлять.

Порой родителям очень не просто находить общий язык со своим чадом, но если чутко реагировать на его чувства и просьбы, установить теплые отношения, то со временем он начнет меняться в лучшую сторону.

Советы психолога

Бороться с повышенной тревогой ребенка силовым путем ни в коем случае нельзя. Это еще больше испугает его, усилит дискомфорт, и подорвет ваши доверительные отношения. Аккуратно, ненавязчиво расспрашивайте его о страхах, пусть научится облекать свои «кошмары» в слова. Тревожного ребенка нужно научить искать положительное даже в отрицательном: «Случилась неприятность? Да, это печально. Но подумай, чему хорошему она нас научила? Какой опыт ты получил? Какие знания на будущее?».

Нельзя высмеивать (даже в шутку) его страхи и сомнения. Ваш беспокойный карапуз должен быть уверен, что вы серьезно воспринимаете его проблемы, понимаете всю их значимость, и всегда готовы дать дельный совет.

Обо всех значимых и кардинальных событиях и переменах в жизни тревожному беспокойному малышу лучше сообщать заранее. Он нуждается в том, чтобы вы подготовили его, настроили на правильное восприятие.

Самое сложное для взрослых, воспитывающих тревожных деток, – научиться маскировать собственные тревоги. Это непременное условие успешной коррекции поведения ребенка. Не показывайте чаду, что вас что-то волнует, сохраняйте тибетское спокойствие. Но о своей тревоге вы должны рассказывать, причем исключительно в прошедшем времени: «Я боялась, что у меня не получится, но все удалось как нельзя лучше!».

Беспокойного ребенка нужно научить ставить цели и идти к ним. В том числе и личным примером. Обязательно хвалите их за сделанное в присутствии других. Это поможет повысить самооценку.

В следующем видеоролике детский психолог расскажет как правильно всети себя с тревожным ребенком.

Патогенез

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы. Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу. Тревожные расстройства относятся к неврозам, характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества. Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул. Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

2. Стремление защитить ребенка от всех бед

Родители считают своим долгом защищать детей. Это благородный порыв, но он нередко становится причиной повышения тревожности у ребенка.

Узнав о проблемах в школе, первое, что хочется сделать, — пойти и разобраться с обидчиками. Вряд ли стоит поддаваться этому порыву, ведь в таком случае ребенок получит 2 сигнала: первый — он не может откровенничать с родителями, второй — самые близкие люди думают, что он не в состоянии разобраться со своими проблемами. Поэтому родителям нужно убедить свое чадо в том, что они станут защищать его только тогда, когда он сам этого захочет. Лучше помогите ребенку найти решение его проблемы, которое он воплотит в жизнь. Только так у вас получится воспитать самостоятельного человека, способного справляться с жизненными трудностями.

Чем опасно такое состояние у детей?

тревожное состояние ребенка

У тревожного ребенка могут развиться следующие проблемы:

  1. Ухудшение успеваемости. Стоит отметить, что некоторые дети, наоборот, начинают лучше учиться, боясь гнева или наказания родителей.
  2. Социальное отчуждение. Оно выражается тем, что ребенок уходит в себя и перестает общаться со сверстниками и окружающими людьми, за исключением родителей. В дальнейшем он может так и не научиться контактировать, не усвоит основных социальных навыков, станет изгоем.
  3. Каждый новый человек в окружении, разговор с малознакомым человеком вызывает беспокойство ребенка.
  4. Страх перед совершением ошибки. Это серьезная проблема, которая со временем будет отражаться не только на нерешительности ребенка при совершении ответственного шага, а даже в мелочах. Он, вероятнее всего, привыкнет всегда и во всем отступать, вырастет нерешительным. Если для девушек такая черта характера простительна, то юноша столкнется со многими проблемами в жизни.
  5. Неадекватное поведение. Тревожные дети, вырастая, зачастую становятся так называемыми фриками. Даже перерастая детские страхи, они стремятся любым способом выделиться или, наоборот, отстраниться от социума.

Как заметить, что ребенок тревожен

Проявления страхов и тревожности ребенка зависят от его возраста.

Тревожность у детей до 1 года

У таких маленьких детей тоже может тревожное состояние. Оно, в основном, связано с родовыми травмами, патологиями нервной системы или развившимся острым заболеванием. Проявляется тревожность:

  • беспокойным поведением, из-за которого ребенка часто приходится носить на руках;
  • частым плачем;
  • плохим сном;
  • ухудшением аппетита.

Такое состояние редко лечится отдельно от своей причины.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Это состояние у детей младшего возраста обычно связано с первыми попытками социализации – на развивающих занятиях, в детском саду. Если ребенку трудно находить контакты со сверстниками, он начинает капризничать, часто плачет, плохо засыпает, начинает грызть ногти, выдергивать или крутить волосы (причем не всегда свои).

Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в основном, связана с боязнью, что мама забудет их забрать их из детского сада. Вторая причина – это конфликты со сверстниками и воспитателями, третья – страхи, вызванные просмотром отдельных мультфильмов, видео.

В этом возрасте симптомы не всегда заметны: ребенок ведет себя очень примерно, не шумит и не кричит, не пристает с вопросами и разговаривает тихо. Как вариант – он может плакать целыми днями в ожидании мамы.

Заподозрить тревожность можно по тому, что он боязливо озирается, не смотрит взрослым в глаза, присаживается на краешек стула. У него не проходит (или вновь появился) энурез или даже недержание стула. Малыши с повышенной тревожностью сопротивляются обучению новым играм, не хотят выполнять какие-то новые дела (помогать маме с готовкой). От них можно услышать, что они глупые, некрасивые или неловкие.

Школьная тревожность

Первая тревожность у детей школьного возраста связана с самим поступлением в школу – там новый коллектив, новые правила, совершенно непривычный распорядок дня. За него уже не заступается учитель, напротив, ему приходится выходить к доске и отвечать уроки перед лицом всего класса. Изменяется и поведение родителей: если раньше они ему разрешали погулять и почти ничего не требовали, то теперь отпускают гулять и играть только после того, как сделаны все уроки.

реклама

Явные симптомы тревожности у младших школьников можно заметить примерно через 1,5 месяца от начала учебы (после летних или зимних каникул). Они примерно такие же, как и в старшем дошкольном возрасте:

  • низкая самооценка;
  • быстрая утомляемость;
  • робкое поведение;
  • беспокойство;
  • плохая концентрация на выполняемых заданиях;
  • плохой сон, снятся кошмары;
  • смущение;
  • часто жалуется на головные боли, ощущение боли в животе;
  • частые расстройства желудка;
  • может быть тошнота или рвота – перед посещением школы, особенно если планируется контрольная работа, или после произошедшего в школе инцидента;
  • повышение потоотделения при волнении;
  • снижение аппетита.

В старшем возрасте школьная тревожность описывается подростком как ощущение собственного напряжения, повышенная эмоциональная чувствительность, плохой аппетит. Подростка легко смутить и расстроить, он боится сложностей и не может выполнить задания, требующие умственных усилий и концентрации. Подростковая тревожность связана с изменением гормонального баланса, появлением изменений внутри коллектива, желанием добиться признания и уважения от сверстников.

Классификация

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

4. Повышенное внимание к сильным сторонам

Да, только что мы говорили, что нужно фокусироваться на силе (и это правда так), а теперь выносим это очередным пунктом. Фокусироваться на сильных сторонах ребенка действительно нужно, но здесь важно не переусердствовать. Это сложная задача — не перейти грань, после которой появляются завышенные ожидания. Хвастаясь знакомым, что сын — будущий олимпийский чемпион, а дочь — отличница и лучшая ученица, родители полагают, что подбадривают детей и помогают им идти к цели. В действительности такие речи оказывают сильное давление на психику ребенка. Хвалите своих детей, когда они с чем-то справляются, но не требуйте от них большего из-за этого успеха. Из-за завышенных ожиданий радостная и позитивная обстановка становится тяжелой и тревожной. Ведь ребенок хочет, чтобы родители им гордились, и боится их расстроить.

Навыки управления собой

Крайне редко ребенок делится своими переживаниями и страхами, поэтому необходимо привить ему навыки управления собой:

  1. Вместе сочиняйте истории.
  2. Обсуждайте волнующие малыша ситуации.
  3. Не сравнивайте ребенка с посторонними детьми.
  4. Не заставляйте участвовать в любых соревнованиях.
  5. Интересуйтесь причинами беспокойного поведения ребенка.
  6. Установите доверительное общение.

Повышение самооценки

Работа психолога с тревожным ребенком включает три составляющих:

  1. Повышение самооценки чада.
  2. Развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием.
  3. Упражнения для снижения мышечного тонуса.

Вполне естественно, что быстро поднять самооценку ребенка невозможно. Важно ежедневно проводить соответствующие мероприятия. Обращаться к малышу по имени, хвалить за малейшие достижения наедине и в присутствии других детей. При этом одобрение должно быть искренним, поскольку каждый ребенок чувствует и болезненно реагирует на фальшь. Следует обязательно говорить, за что его поощряют.

Рассмотрим остальные элементы далее подробней.

3. Компенсация слабых сторон

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился, получал похвалу от учителей и вообще был всеобщим любимцем. Поэтому они сразу приходят на помощь, когда у чада что-то не получается. Если ребенок провалил контрольную по алгебре, ему нанимается репетитор, если произошла стычка со школьным хулиганом — его записывают на айкидо. Вполне понятно и логично желание родителей подтянуть слабые стороны детей, чтобы они выросли успешными людьми. Нужно осознать следующее: постоянно помогая ребенку справляться с тем, что у него не получается, вы концентрируете внимание на негативе.

Обрести уверенность в себе людям обычно помогает не компенсация слабых сторон личности, а фокусировка на сильных. Секрет счастья прост: нужно делать то, что у вас хорошо получается, и не принимать близко к сердцу неудачи. Вместо того, чтобы раздувать трагедию из-за одной плохой отметки и нанимать репетитора, лучше займитесь с ребенком тем, в чем он показывает успехи. Так он снова поверит в себя и в свои способности.

Фокусируясь на сильных сторонах ребенка, вы вырастите его уверенными в себе человеком.

Как определить, что ребенок тревожный?

В целом, такое состояние не является диагнозом. Специалист, вероятнее всего, не назначит лечение до тех пор, пока ситуация не обострится. Однако если не предпринимать никаких мер, последствия могут стать плачевными.

работа психолога с тревожным ребенком

Если родители заметили, что ребенок тревожный, не может сконцентрироваться, нуждается в защите родителей, желательно обратиться к врачу, за рекомендациями.

Как же определить, что речь идет не просто о ситуативной нервозности, боязни, а о серьезной проблеме, требующей вмешательства?

Существует несколько выраженных признаков тревожного ребенка:

  1. Истеричное поведение при расставании с близкими людьми. Сначала может казаться, что малыш болезненно реагирует исключительно на расставание с мамой, однако это не так. Тревожный ребенок тяжело переносит отрыв от любого знакомого ему человека. Ярко выраженный пример такого поведения – посещение детского сада на первом этапе.
  2. Ребенок постоянно держится за одного из родителей и резко реагирует на попытки разлучить его. На первый взгляд это нормально, поскольку так дети чувствуют себя защищенными. Но есть и обратная сторона. Без телесного контакта с близким человеком у малыша появляется чувство тревожности.
  3. Отказ идти в учебно-воспитательное заведение. Некоторые родители думают, что это связано с тем, что детям просто не нравится учиться, персонал или режим в школе или саду. Но причиной может быть тревожность, которая, к слову, сильно тормозит процесс обучаемости.
  4. Нарушения сна, которые выражаются разными симптомами. Ребенку снятся кошмары, он подолгу не может заснуть. В запущенных случаях у малыша наблюдается недержание мочи. Чаще всего причины кроются именно в психо-эмоциональном состоянии, которое требует незамедлительного вмешательства.
  5. Плач даже по мелочам. В таких случаях категорически запрещается называть ребенка плаксой или другими обидными словами. Дело здесь в повышенной тревожности, а угрозами и унижениями проблему не устранить.
  6. Психосоматические причины. В некоторых случаях такие симптомы являются признаком тревожности ребенка. Это могут быть боли в животе, нехватка воздуха, потеря сознания и другое. Наиболее выраженными они бывают при нахождении рядом с объектом тревоги.

Степень тяжести определяется по количеству и интенсивности проявлений. Если изредка появляется только один из перечисленных признаков, серьезных опасений нет, и при поддержке семьи ребенок самостоятельно справится с тревогой. Если же обеспокоенность проявляется несколькими симптомами, они интенсивны и продолжительны, необходимо вмешательство специалиста.

Характеристика тревожного ребенка младшего школьного возраста

Не окрепший и не настроившийся на интенсивное обучение детский организм зачастую не выдерживает нагрузки, малыш заболевает. А желание учиться и вовсе пропадает, в то время как беспокойство от мыслей о предстоящей учебе стремительно растет.

Тревожность у детей младшего дошкольного возраста наблюдается на втором месяце после начала обучения. Именно поэтому им необходим небольшой недельный отдых. Развитие чувства тревоги младших школьников нередко возникает из-за родителей или педагога. В семьях с доброжелательной и спокойной атмосферой дети менее беспокойны, в отличие от тех, где постоянно возникают конфликтные ситуации.

По мнению психологов, в дошкольном и младшем школьном возрасте тревожностью больше страдают мальчики, девочкам это свойственно после 12 лет. При этом первых больше беспокоит наказание и насилие, в то время как вторые переживают по поводу взаимоотношений с окружающими.

Снижение мышечного тонуса

Для беспокойных ребят чрезвычайно полезны релаксирующие упражнения. В перечень рекомендаций родителям тревожных детей входит проведение сеансов массажа, йоги, дыхательной гимнастики.

Отличный способ снять повышенное беспокойство у ребенка – раскрасить лицо ненужными помадами или специальными красками. Можно устроить своего рода маскарад или шоу с переодеваниями. Для этого совместно с детьми делают маски, костюмы и прочие аксессуары. Такое импровизированное представление расслабит малыша и доставит массу удовольствия.

Виды и типы беспокойного состояния

Если замечены изменения в поведении, в особенности то, что ребенок тревожный, рекомендации специалистов предписывают обратиться за советом к врачу. Лечение будет зависеть от нескольких факторов.

занятия с тревожным ребенком

Различают два вида беспокойства:

  1. Тревожность как сложившийся характер. В этом случае играют роль особенности личного темперамента, копирование модели поведения неуравновешенных взрослых.
  2. Тревожность ситуативная. Она, как правило, вызвана отдельными событиями.

Детей, страдающих тревожностью, подразделяют на несколько типов:

  1. Невротики. Повышенная степень тревожности у таких детей приводит к соматическим нарушениям, а именно к тику, заиканию, неконтролируемому мочеиспусканию.
  2. Расторможенные дети. Данный тип детской тревожности выражается в виде повышенной активности и чрезмерной эмоциональности.
  3. Застенчивый ребенок, который боится практически всего.
  4. Замкнутые дети. Этот тип характеризуется неприветливостью, отсутствием отзывчивости, повышенной настороженностью малыша.
Источники

  • https://odoshkolnike.ru/osobennosti-doshkolnogo-vozrasta/trevozhnost-osobennosti-proyavleniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
  • https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/increased-anxiety
  • http://zdravotvet.ru/trevozhnost-u-detej-chto-eto-test-fillipsa-korrekciya/
  • https://www.vitajournal.ru/psychology/developmental/povy-shennaya-trevozhnost-rebyonka/
  • http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/6-prichin-pochemu-roditeli-vinovatyi-v-trevozhnosti-rebenka.html
  • http://fb.ru/article/471680/trevojnyiy-rebenok-priznaki-harakteristika-korrektsionnaya-rabota
  • https://o-krohe.ru/psihologiya/trevozhnost/

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию