Рефлексия: что это такое, происхождение и современное определение

Содержание

Что такое рефлексия

Рефлексия — это мыслительный процесс, направленный вглубь своего сознания с целью разобраться в поступках, мыслях, чувствах, путем критических размышлений и наблюдения за своим психическим пространством. В переводе с латыни слово означает буквально «обращение назад», то есть – переживание прошлого опыта. Умение анализировать и делать выводы из предыдущих поступков считается одной из важнейших способностей человека, которая отличает его от остальных живых существ на земле.

Рефлексия изучается разными науками и в каждой существует определение этого понятия с небольшими дополнениями:

  • Элементарная – простейший анализ своих ошибок. Позволяет человеку самому делать выводы, чтобы не наступать на одни грабли дважды.
  • Научная – это способность критиковать научные выводы, методики, приемы, чтобы докопаться до истины в исследованиях.
  • Философская – способ обращение сознания вглубь себя для бесконечного самопознания. Считается важной и главной чертой характера всех известных философов.
  • Теологическая – размышления о бессмертии души вне тела путем самопознания и богопознания.
  • Психологическая – способность анализировать не только свои поступки, но и чувства, эмоции, состояния, переживания.

Просихождение рефлексии

Как многие научные понятия, рефлексия получила первое определение в античной философии. Пифагор и Гераклит трактовали это понятие как проявление высшего разума, способность человека вознестись над материальным миром, чтобы свободно размышлять о возвышенном. То есть – философствовать. Далее понятие дополняли Сократ, Платон, Аристотель. Именно на размышлениях о непрерывном самопознании построены знаменитые бесконечные диалоги древних философов.

С повышенным влиянием религии на жизнь людей сформировалось понятие рефлексии теологической. В ней больше внимания уделялось вере как единственному способу познать себя в неразрывной связи с высшими силами. Самые известные труды на это тему – Фомы Аквинского и Святейшего Августина.

С постепенным дифференцированием науки от церкви рефлексия становится признаком живого разума, который способен критически осмыслить ранние представления о природе и раскритиковать самые ненаучные. Первое научное понятие рефлексии ввел Декарт, далее его развивали Дж. Локк, Лейбниц, Кант, Гегель, Шопенгауэр и другие. Из такого обилия знаменитых фамилий становится понятно, что понятие рефлексии очень сложное и многогранное.

Как психологическое определение рефлексия формулируется в начале ХХ столетия. Концентрируется именно на процессе самопознания и самокритики. Психологи выделили отдельные понятия личностной рефлексии, которое помогает не растеряться в непростом мире. Личностная рефлексия в психологии делится на 3 вида:

  • Ситуативная – это анализ ситуации в настоящем.
  • Ретроспективная – оценка событий, которые проходили в далеком или недалеком прошлом.
  • Проспективная – предсказание будущего на основе анализа предыдущих действий.

Тему рефлексии активно исследовали не только философы и ученые. Глубокомысленное исследование своей индивидуальности изображали на полотнах художники, описывали писатели и поэты. Произведения Шекспира, Пушкина, Пруста, Бунина, Бердяева, Фрейда, Достоевского посвящены теме познания своей индивидуальности.

Современное определение рефлексии

В современном обиходе понятие рефлексии используется в другой трактовке. Благодаря современной пропаганде бесконечных достижений и активных действий самопознание уже не вызывает трепетного уважения. Наоборот, оно считается признаком бездействия и лени. Если кого-то называют «рефлексирующим», значит, о нем говорят как о депрессивном человеке, занимающимся унылым самокопанием. А уж если добавляют слово «интроверт», то с таким ни пообщаться, ни дел сделать невозможно. Иными словами – рефлексирующий человек в современном понятии бесконечно топчется на месте, тогда как другие дружными рядами достигают недостижимого.

Экстраверты и интроверты рефлексируют иначе?

Наше время – это время массового поклонения перед публичными людьми, экстремальными видами спорта и доступной информацией в социальных сетях. Наше время любит и ценит открытых людей, поэтому кажется, что оно принадлежит экстравертам. Интроверту – человеку с внутренним взглядом, обращенным внутрь себя, сегодня существовать непросто. Но это не значит, что общительные экстраверты не склонны к самокопанию, а интроверты занимаются исключительно исследованием внутреннего мира. Да, экстраверты и интроверты разные. По-разному они познают себя.

Экстравертная рефлексия более основана на знании внешнего мира. В процессе самопознания экстраверты рассматривают себя внутри понятия «мир-другие-Я» и постоянно удерживают связи со своим окружением. Но непрерывное активное общение иногда не дает возможности разобраться в себе, поэтому экстраверты чаще подвержены слиянию личности, подражанию, имитации.

Интровертная рефлексия больше направлена на самоисследование суверенного «Я». Интроверты чаще дистанцируются от окружения, больше концентрируются на собственных переживаниях, чувствах. Иногда даже слишком концентрируются, погружаются в себя настолько что создают впечатление необщительных или даже асоциальных личностей.

Человек – часть мира со своей вселенной внутри. Поэтому крайне редко можно встретить абсолютно открытых или закрытых для общения людей. Так что экстравертная и интровертная рефлексия – это не противопоставление понятий, а две части единого целого «человека вообще», наделенного лучшими душевными качествами.

2 стороны рефлексии в нашей жизни

Маленькие детки самокопанием не занимаются. Они уверены в себе и неотразимы. Именно поэтому психологи часто советуют вспомнить себя в детском возрасте и перестать критиковать свои поступки, поведение, мысли, чувства. В подростковом возрасте жизнь резко меняется. На фоне взбесившихся гормонов вместе с прыщами и недостатками фигуры приходит неуверенность в себе.

Кто-то получает отказ от первой любви, кто-то слышит критику родителей, кого-то дружно записывают в «клуб неудачников». Вот тут-то и начинаются проблемы. Если подросток не получает помощи от родителей или педагогов, он может зациклиться на собственных недостатках и стать одним из тех рефлексирующих нытиков, о которых с таким осуждениям пишут в сети.

Но, как говорится: «только мера определяет, быть веществу ядом или лекарством». Без здоровой самокритики, способности адекватно оценить свои поступки и поведение также далеко не уедешь. Так что же нам может дать правильно подобранная доза рефлексии?

Понять «кто я?» в любом возрасте

Сегодня можно прочитать или увидеть истории из жизни, которые описываются примерно одинаково: «взрослый человек имеет хорошую семью, детей, работу, машину, отпуск на море и при этом чувствует себя несчастным». Почему так случается? Потому что человек, который в детстве не сумел выстроить свое «Я» рано или поздно начинает страдать. Простой вопрос к себе: «кто я?» в любом возрасте вызывает замешательство.

Самопознание – это само+знание. То есть свое знание о самом себе. Не придуманное или навешанное, а свое внутреннее. Чтобы вытащить его изнутри психологи рекомендуют провести полную ревизию жизни:

  • Вспомнить детство, поблагодарить родителей за то, что они сделали. Если вы дожили до зрелого возраста, значит, родители отлично справились со своей ролью защитников и воспитателей.
  • Отделить себя от социальной роли и задуматься о внутренних потребностях. Самопознание – это постоянное развитие, поэтому развиваться стоит не только в социальном плане, но и в личном.
  • Набраться смелости, чтобы стать честным перед самим собой. Иногда страшно до дрожи признаться себе в том, что все, что имеешь или не имеешь з результат твоего действия или бездействия.

Дозированное, но упорное самокопание поможет взрослому человеку добиться от себя внятного ответа на вопрос «кто я?». Процесс этот длинный и творческий. Если отнестись к самопознанию ответственно, постепенно уходят роли, маски, видимость, надуманные недостатки и выплывает наружу Я-реальное, с которым жить намного проще. Человек постепенно перестает искать подтверждение извне, начинает доверять своим ощущениям, становится спокойнее и счастливее.

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории “понравилось / не понравилось”, “интересно / скучно”, “было весело / грустно”.

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных “тучек” будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: “Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Интересный тест

Рефлексия деятельности
В подтверждение наличия у человека возможности обратить мысли на чужое сознание приведем один из известных тестов.

Трем тестируемым демонстрируют реквизиты: 3 черных и 2 белых колпака. После чего одевают им повязки на глаза и черные колпаки. При этом сообщают, что у любого из них на голове может быть одет либо черный, либо белый колпак.

Затем повязки снимаются, а тестируемым дают задание:

  1. Поднять руку, если видишь хотя бы один черный колпак;
  2. Выйти из комнаты, если догадаешься, какой колпак на тебе.

В результате все сразу поднимают руку, но потом наступает заминка. В конце концов, кто-то выходит из комнаты.

Здесь и проявляется рефлексия относительно чужого мышления: «Я в белом колпаке?», «Нет, будь он белым, то один из двух других участников увидел бы, что третий тянет руку, так как видит черный колпак лишь на нем самом. Но тогда он бы вышел, но он сидит. Значит, я в черном колпаке!»

Догадаться о цвете колпака помогла уникальная способность рассуждать за двух других участников сразу. У того, кто первым вышел более развита рефлексивность, нежели у других.

Роль рефлексии в психологии и повседневной жизни

Рефлексия — это в психологии отдельный термин, впервые выделить который предложил Адольф Буземан. По словам знаменитого американского ученого, данное понятие означает перенос акцента внимания с восприятия на уровне эмоций на внутренний мир человека. В 1920 году он приступил к серии экспериментов с целью провести масштабное эмпирическое исследование самосознания подростков. Лев Рубенштейн, известный общественный деятель и публицист, утверждал, что рефлексия представляет собой способность индивида здраво оценивать свой потенциал и выходить за рамки собственного «Я».

Акт рефлексии является умением человека останавливать внутренний диалог, переключая вектор внимания с автоматизированного мыслительного процесса в сторону осознания степени духовного развития и внутреннего психического настроя. Овладев таким инструментом, как рефлексия, субъект получает ряд возможностей, позволяющих ему не только адекватно мыслить и анализировать события собственной жизни, но и значительно повысить ее качество. Благодаря рефлексированной деятельности человек обретает следующие способности:

  1. Избавиться от комплекса неполноценности, нерешительности и действовать четко в затруднительных ситуациях.
  2. Объективно оценивать сформировавшиеся шаблоны поведения и вносить в них коррективы по собственному усмотрению.
  3. Преобразовать скрытые способности в явные и заниматься плодотворным и продуктивным самопознанием.
  4. Очистить сознание от негативных шаблонов мышления, а также избавиться от установок, мешающих получать удовольствие от жизни.

На формирование самосознания оказывают влияние социальный статус, оценочные суждения окружающих, а также самооценка и соотношение идеализированного «Я» с реальным. Самосознание выступает одним из главных определяющих характер и поведение факторов, позволяет корректно интерпретировать приобретенный опыт, достигать временной тождественности и внутренней согласованности. Когда человек становится старше, уровень его рефлексии обыкновенно ниже, чем у подростка или юноши. Объясняется данный феномен ослабленной реакцией на внутренние и внешние раздражители и закостеневшим сознанием.

Что такое рефлексия в психологии, и в чем ее отличие от самосознания? Под термином рефлексия принято понимать трезвое и осознанное восприятие содержимого собственного жизненного опыта и сознания. Рефлексирующего человека можно считать своеобразным психоаналитиком, необязательно имеющим профильное образование и подготовку. Есть гендерная теория, согласно которой рефлексия более присуща женщинам, поскольку они обладают высокой чуткостью и тонким душевным складом.

Однако на текущий момент данное предположение остается недоказанным. Известно, что представительницы «прекрасного пола» с недостаточно развитой рефлексией обладают склонностью отстаивать собственные интересы с агрессией и в ущерб интересам окружающих. Рефлексирующие женщины, напротив, способны избегать скандалов и решать сложившиеся трудности путем нахождения компромисса, устраивающего все стороны конфликта.

Рефлексирующим мужчинам присуща целеустремленность и умение отстаивать собственные интересы. Субъекты, не обладающие подобным навыком, предпочитают «глотать» обиды и проявлять адаптивность, в большинстве случаев идущую вразрез со здравым смыслом. Благодаря рефлексии человек может реагировать на происходящие с ним события не в аффективном ключе, а отслеживать и наблюдать свои чувства и эмоции, что позволяет ему в будущем избежать повторения нежелательных событий.

Формы философской рефлексии

Выделяют всего две формы философской рефлексии:

  1. Экстравертная. Рефлексивная деятельность здесь возможна при непосредственном участии внешних факторов. При этом критическое отношение к себе самому исключается. Такую форму можно отнести к общему способу познания;
  2. Интровертная философская рефлексия. Здесь к экстровертному мышлению присоединяется самокритичность. Субъект рассматривает себя как единицу, наделённую знаниями, мыслями и оценивает значимость и смысл своего существования.

Философия рассматривается как элемент культуры, а с другой стороны – как результат процесса рефлексии всего содержания жизни людей. Философская рефлексия – это обращение назад с целью тщательного просмотра результатов работы человека в любой из его деятельностей.

Раньше, без применения философской рефлексии, мудрецы пользовались элементарными отражениями эмоций, которые являлись естественными для всех людей. Это удивление, ирония, сомнение и т. п. В последующем развитии философии мыслители совершенствовали мыслительный процесс.

Но сама преобразованность философской рефлексии ещё не является непосредственно философией. В конечном итоге, важно то, на что направлен и с какой целью взгляд мыслителя. Философская рефлексия резко отличается от повседневной рефлексии. Во-первых, она направлена на совершенно другие объекты рассмотрения: культура, мировоззрение и т. д. Во-вторых, имеется иная технология мышления. Например, если взять такое чувство, как сомнение. В повседневной жизни человек подвергает сомнению что-то конкретное; то, в чём он неуверен. В философии же сомнению подвергается всё. Это необходимо для избавления от иллюзий.

Парадоксальная рефлексия

Философическая рефлексия
Здесь рассматривается мышление скачками, из одной крайности в другую, что делает философскую рефлексию более пластичной и подвижной. Здесь представляется более широкий горизонт для мышления. В этом случае человек сам задаёт границы и условия для предмета, исходя из побуждающих соображений. В итоге, мыслитель выходит за пределы формальности. Он освобождается от какого-либо внешнего влияния. Парадоксальная рефлексивность мысли требуется в случае, когда недостаточно действительных рациональных оснований утверждать то или иное заключение.

Трансдоксальная рефлексия

Трансдоксальность ориентирована на критику, борьбу с заблуждениями, предрассудками. Дж. Локк заметил, что общественность имеет твёрдое убеждение наличия таковых свойств у предмета, как воспринимает его. В результате он попытался отделить предмет восприятия от чувственного образа и показать несомненное различие между ними. Таким образом, он выявил первичные и вторичные качества.

Фундаментальная рефлексия

В отличие от повседневного мышления, наука и философия погружаются в подробный анализ и занимаются наиболее подробным прояснением принципов и понятий. С этой точки зрения наука и философия обладают наибольшей динамичностью по сравнению с обыденным течением. Но для движения науки подобная рефлексивность необходима только на определённых этапах формирования теорий. По мере приближения к истинным началам потребность в рефлексии уменьшается. Но в самом начале движения активность рефлексии предельно высока.

Конститутивность, напротив, не углубляется, а движется вширь. То есть она распределяет свою систему координат по уже известным точкам. Рассмотрение вопроса происходит в пределах этой системы. То есть задача субъекта состоит в том, чтобы систематизировать имеющиеся данные, привести объекты системы к общему «знаменателю».

Рефлексивность как свойство личности

Посиделки под деревом

Действие в рефлексии заключается в возможности силой воли прекратить обилие мыслей, воспринимая себя в существующей реальности.

Рефлексировать – уметь размышлять, анализировать, самопознавать себя. Можно научиться избегать ошибок, ответить на многие важные для себя вопросы (житейского или психологического толка), если правильно анализировать.

В результате человек учится рационально мыслить (рефлексировать), не считаясь с домыслами и фантазиями, и еще:

  • подвергать анализу и самоконтролю свое мышление;
  • давать оценку своему отношению к ситуации;
  • избегать негативных мыслей;
  • вырабатывает способность осознанного выбора;
  • открыв новые возможности.

Слаборазвитая рефлексия подталкивает индивида ежедневно допускать однотипные ошибки, каждый раз огорчаясь.

Так же «рефлексировать» применительно к субъекту, склонному сильно воспринимать все на свой счет, копаться в себе, чрезмерному волнению.

Услышав фразу о дураках вокруг, такой человек принимает это на себя, ища в себе отрицательные черты. Такого нужно избегать, нельзя все воспринимать буквально, всегда нужна мера. Невозможно иметь сильное желание что-то поменять в лучшую сторону, и ничего не делая продолжать жить в том же режиме – получите только неудовлетворенность.

Особенно считается важной конструктивная рефлексия, благодаря которой делаются верные выводы, используя их в дальнейшем позволит избежать шаблонных неудач.

Крайний вред приносит деструктивная рефлексия, при зацикливании на проблеме, на своем «не верном» поведении склонно изматывать человека. Иногда избавиться от преследующего чувства вины практически невозможно, за исключением гештальт-терапии.

Данное новшество пришло к нам из капиталистических стран. Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории. И не стоит на этом зацикливаться.

Рефлексия как метод исследования психики

Рефлексивные процессы успешно используются в психологии при проведении интроспекции. Интроспекция (в переводе с латыни «смотрю внутрь») – способ исследования психологических качеств субъекта. Он базируется на наблюдении личностных психологических процессов без использования каких-либо эталонов.

пример рефлексии в психологии
Виды рефлексии в психологии

Родоначальник интроспекции британский психолог и философ Джон Локк объяснял, что у личности существует два постоянных источника познаний, необходимых для становления психики человека:

  1. Объекты окружающего мира. По мере взросления человек контактирует с окружающим миром с помощью внешних чувств (зрение, осязание, слух). В ответ он получает некие впечатления, которые и складывают в сознании восприятие действительности.
  2. Деятельность человеческого ума. Сюда относятся воспитание и становление личности с помощью всех проявлений чувств.

Эти два источник неразрывно связаны между собой, их совместную деятельность и организовывает рефлексивность. По мнению Локка: «Рефлексия – наблюдение, рождающееся из деятельности».

Чем помогает самоанализ

Когда психолог использует в своей работе методы рефлексии, он подталкивает пациента взглянуть на себя со стороны. В результате успешной работы человек учится глубоко и верно анализировать собственные поступки и лучше понимает свой внутренний мир.

Используя рефлексивные методы в работе, психолог обучает личность самостоятельно выбирать единственно правильное решение какой-либо проблемы.

При рефлексивной работе психолог, разбирая определенную ситуацию, помогает пациенту осознавать следующие моменты:

  • что именно ощущает личность в данное время;
  • какое уязвимое место в собственном сознании пострадало в ситуации;
  • как использовать возникшие трудности с выгодой для себя.

Самостоятельный поиск ответов и определяет суть работы психолога, который использует рефлексивные методы. Рефлексия помогает не только взглянуть на себя внутреннего, но и познать себя общественного (то есть ту личность, которую воспринимают окружающие люди). А также узнать себя улучшенного (такого, которого человек видит в идеале).

рефлексия это способность
Функции рефлексии

Рефлексивные способы психологической работы помогают осознать пациенту шесть частей собственной личности. Перечислим их:

  1. Я, как сам субъект.
  2. Я, как человек на людях.
  3. Я, как идеальное создание.
  4. Я в восприятии постороннего.
  5. Я, как человек на людях в восприятии окружающих.
  6. Я, как идеальное создание в восприятии посторонних.

Понять, что такое рефлексивные проявления, помогает пример рефлексии в психологии:

«Человек смотрит интересное кино и вдруг понимает, что главный герой напоминает его. Он похож внешне, эмоциональными проявлениями, поступками, действиями. Или же мама, с любовью глядя на своего ребенка, пытается определить знакомые черты в характере, ищет схожие черты. Все это – неосознанные рефлексивные проявления».

Рефлексия в психологии — это основа самоанализа

В психологии – это одно из базовых понятий, на котором строится самоанализ, ведущий к расширению осознавания. Простой пример: если я не способна понять, что мое настроение всегда плохое по той причине, что я всегда думаю о плохом, то вряд ли кто-то или что-то поможет мне выбраться из собственных страданий.

Рефлексивное действие состоит в волевом решении остановить бесконечный поток автоматических мыслей и начать осознавать себя в моменте здесь и сейчас.

Рефлексировать — это значит размышлять, анализировать, заниматься самопознанием. Правильный самоанализ поможет не допускать в дальнейшем ошибок и дает ответы на многие важные вопросы, как психологического так и житейского толка.

В результате индивид (кто это?) обучается мыслить рационально (правильно рефлексировать), не руководствуясь фантазиями и догадками, а также:

  1. контролировать и анализировать мысленный поток;
  2. оценивать собственное мышление;
  3. освобождает себя от ненужных, разрушающих мыслеформ;
  4. приобретает возможность делать осознанный выбор;
  5. открывает свои скрытые способности и ресурсы.

Человек с низким уровнем рефлексии каждый день совершает одни и те же ошибочные действия и сам же страдает от этого.

С другой стороны, термин «рефлексировать» часто применяют к людям, которые остро что-то переживают, начинают заниматься самокопанием, волноваться, нервничать (ломая пальцы).

Допустим, ему сказали, что все кругом идиоты и он начинает это примерять не себя, обижается, зажимается, рефлексирует, т.е. ищет в себе это плохое. Это крайность, которой нужно сторониться. Во всем (и в самокопании особенно) нужна мера.

Если вы хотите изменить себя и свою жизнь, но при этом живете «на автомате» – то это путь к разочарованию и страданию. Нужно учиться правильно рефлексировать (без фанатизма и уничижения, трезво, объективно).

Конструктивная рефлексия полезна. Это когда вы делаете правильные выводы из проведенного самоанализа и используете эти знания в дальнейшем, чтобы не наступать на одни и те же грабли.

Деструктивная рефлексия крайне вредна. Зацикливание на проблеме, на своем неправильном (с вашей точки зрения) поведении вам не помогает, а наоборот изматывает. Вы начинаете чувствовать вину и не можете от этого чувства избавиться. Иногда выйти из этого состояния помогает только гештальт-терапия.

Кстати, именно рефлексировать нас хотят заставить буржуины, окуная лицом в темные пятна нашей истории (сталинизм, репрессии). Именно формирования чувства вины хотят добиться. Темные пятна есть у всех, но выгодно чтобы зацикливались на этом только мы, а не жители их стран.

Проявление в детстве

На самом деле, у детей отсутствует рефлексия. Детство отличается тем, что является этапом аффективным, это промежуток жизни где человеку (ребенку) свойственна быстрая и непосредственная реакция на все. А в тех случаях, когда по каким-то причинам это недоступно для детей, то включается бессознательное приспособление, в которых имеют свое особое значение психические защитные механизмы.

Ребенок и рефлексия
Ребенок и рефлексия

О самонаблюдении в детском возрасте не может быть и речи. Рефлексия »созревает» у человека благодаря контакту с другими, а потом развитие рефлексии продолжается у человека всю сознательную жизнь.

Как развить такие способности

Чтобы стать успешной, гармоничной личностью, важно овладеть рефлексивными задатками и выгодно их использовать. Психологами разработано несколько упражнений, которые следует выполнять регулярно:

Анализируем поступки. После принятия какого-либо решения, следует посмотреть на себя взглядом постороннего. Обдумайте поступок, был ли другой выход из ситуации. Может он мог бы стать более выгодным и удачным? Какие выводы можно сделать из принятого решения, куда оно ведет, есть ли ошибки в нем, какие.

Цель данного упражнения – понять факт личной уникальности и обучиться самоконтролю.

Оцениваем прошедшее. Каждый день, вечером, в спокойной обстановке «просматривайте» свой день заново. Но более детально и медленно, анализируйте даже мельчайшие эпизоды прошедших суток. Если вы почувствуете, что некое событие вызвало неудовлетворение, акцентируйтесь на нем.

Попробуйте оценить прошедший день с точки зрения незаинтересованного лица. Это позволит выявить собственные неудачи и не допустить их повторения в будущем.

Учимся общению. Такое умение важно для улучшения и повышения коммуникативных навыков. Что делать? Расширять круг знакомств, стараясь общаться с людьми различных взглядом и точек зрения. Для человека общительного это несложно, а вот замкнутому интроверту придется поработать.

Запомните впечатление, произведенное на вас новыми людьми, и периодически сверяйте мнение, которое складывается о них в будущем. Такое упражнение помогает активизировать врожденную рефлексивность и улучшить ее.

В результате личность учится принимать взвешенные, грамотные решения и определять наиболее выгодный путь выхода из ситуации.

Рефлексия – мощное психологическое оружие, помогающее лучше понимать себя и окружающих. Со временем у человека развивается способность предугадывать события, ощущать мысли окружающих и прогнозировать исход событий.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Мыслю не мыслю

Французский католический философ и теолог Пьер де Шарден к рефлексии относился более широко чем просто знания, а и возможность их осознать. И подчеркивал, что доступно это лишь человеку, считающемуся высшим созданием на планете. В целом философские взгляды мыслителей схожи между собой.

В психологии рефлексию рассматривают как центральную ось самоанализа.

В психологии является базовым понятием, составляющим основу самоанализа, позволяющее расширить сознание. Рассмотрим такой вариант, если человеку самому сложно разобраться в следующей проблеме, что причинной негативного настроения есть постоянные мысли о негативе, другие люди навряд ли смогут помочь в этом.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако “тегов”, которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Анкета
  • “Три М”

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”:

         В — всесильный

         О — олицетворяет справедливость

         Л — луна, черный пудель и “чертовщина”

         А — антипод Иешуа

         Н — не абсолютное зло

         Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Понятие в философии

Рефлексия в философии – это высший вид феномена, который включает в себя размышления об основаниях культуры человека и о первоначальном замысле человеческого бытия.

Сократ утверждал, что рефлексия – основное из возможных средств самопознания и самосовершенствования человека, именно способность оценивать свои мысли и поступки критически и отличают человека, как высшее существо, от всех остальных существ, населяющих планету. Именно благодаря способности к рефлексии человек имеет возможность прогрессировать, освобождаться от предрассудков, навязчивых мыслей, ошибок и заблуждений.

Пьер Тейяр де Шарден писал в своих трудах, что рефлексия – качество, присущее разумному человеку, отличающее его от животного и дающее ему возможность не только знать, но и осознавать это знание.

Эрнст Кассирер утверждал, что рефлексия дана человеку для вычленения наиболее важных моментов среди прочего «мусора» в глубинах подсознания и чувственных феноменах, и сосредоточения на основных моментах.

Рефлексия: что это такое, значение для человеческой личности и способы развития этого качества

Рефлексия – это качество, присущее только человеку, как высшему существу, делающее его отличным от прочих живых организмов. Данным понятием интересуются философы, психологи, педагоги, они активно изучают этот феномен, его значение для человеческой личности, а также ищут пути к развитию этого качества у личности самостоятельно.

Можно ли развивать свою рефлексию?

Как стало уже понятно, рефлексировать для любого человека – это значит расти над собой в духовном плане. Можно ли работать над этим процессом, стимулировать свое духовное и нравственное развитие?

Что значит рефлексировать? Если говорить просто, рефлексировать – это значит реагировать на внешние раздражители. Конфликт, проблемы, конфронтация, диалоги, выбор, сомнения – это все происходит с человеком изо дня в день. Чем больше у человека таких переживаний, тем богаче его рефлексирующая амплитуда.

Рефлексирующий человек – это своего рода собственный психоаналитик, умеющий поставить проблему и найти решение в своем собственном опыте, в своих переживаниях.

Особенностью живого ума является то, что ему необходимо лишь немногое увидеть и услышать, чтобы он потом мог долго размышлять. Можно испробовать метод вдумчивого переосмысления художественного произведения применительно к любому человеку. Сколько часов вы думаете о только что прочитанной книге, просмотренном фильме, увиденной картине? Час, день, неделю? Проецируете ли вы события из книги на себя, пытаетесь ли проанализировать свои поступки в контексте художественного сюжета?

Это и является вашим рефлексивным тренингом. Своеобразной тренировкой рефлексии можно порекомендовать выписывание на листок наиболее значимых и важных вопросов, которые волнуют вас на протяжении всей жизни. Собрав их в одном месте, постарайтесь отметить вопросы маркерами разного цвета и выяснить, о чем большинство ваших вопросов. О смысле жизни? О вашей деятельности? О взаимоотношениях с окружающими? О материальной составляющей? О будущем?

Проанализировав таким образом ваши чаяния, вы можете продолжить рефлексию в наиболее проблемном направлении, становясь совершеннее и продолжая собственное духовное развитие.

рефлексирующая личность

Самосознание или рефлексия?

Самосознание представляет собой чувства, поступки и мысли, которые находятся под непосредственным контролем человека. На самосознание оказывают влияние:

  • культура (как материальная, так и духовная);
  • нормы этики, свод правил и норм, принятых в обществе;
  • уровень взаимоотношений и взаимодействия с окружающими;
  • контроль за собственными действиями и поступками.

Совершенствование самосознания позволяет улучшить ряд как врожденных, так и приобретенных качеств, и взять бразды управления инстинктами и подсознательными процессами в свои руки. Самосознание обладает тесной связью с рефлексией и оказывает воздействие на данный феномен, для полного понимания которого необходимо располагать информацией о самонаблюдении, самокопании, самоанализе и механизмах обдумывания происходящих в жизни событий.

Наука психология трактует термин «самосознание» как способность человека отделять себя от других субъектов, взаимодействовать с окружающей реальностью, а также выявлять свои истинные потребности, желания, переживания, чувства, инстинкты и мотивы. Самосознание считается не изначальной данностью, а продуктом развития. Однако зачатки сознания наблюдаются даже у младенцев, когда они обретают способность отличать спектр ощущений, вызванный внешними явлениями, от ощущений, спровоцированных происходящими внутри тела процессами. Развитие самосознания проходит в несколько этапов:

  1. К одному году происходит открытие собственного «Я».
  2. В двух-трехлетнем возрасте у ребенка формируется возможность отделять результаты собственных действий от деяний окружающих, и четко осознавать себя в качестве деятеля.
  3. Способности к самооценке развиваются в период от семи до восьми лет.

Формирование нравственных ценностей и социальных норм завершается к юношескому возрасту, когда подросток определяется в поисках собственного призвания, стиля, и осознает себя отдельной и неповторимой личностью. Рефлексировать — это в психологии феномен, обозначающий возможность индивида сочетать итоги размышлений, касающихся самого себя, с оценкой со стороны других членов социума. Таким образом, рефлексия тесно связана не только с самосознанием, но и с обществом, без которого она утрачивает всякий смысл.

Человек и рефлексия

Со временем у психически здорового и зрелого человека развивается рефлексия до такой стадии, что он уже может сам организовать самопознание исходя из контактирования с окружающими.

Именно развитая рефлексия дает возможность человеку не отреагировать на внешние факторы аффективно, а наблюдать и отследить проявления тех или иных чувств, состояния и разобраться с ними, задавая себе вопрос и о том, как появились те или иные чувства, почему появилась такая ситуация и т.п.

То есть развитая рефлексия дает индивиду возможность обнаружить причинно-следственные, временные и другие связи и разобраться в самом себе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для человека, который имеет развитую рефлексию, все в жизни может стать способствующим источником для более глубокого познания самого себя.

Рефлексия дает человеку возможность более четко понять себя, делает картину о себе более глубокой. Помимо того, познавая себя все лучше и лучше, у него появляются новые шансы и грани, о которых он раньше и не догадывался.

Но на самом деле это не так уж и легко дается человеку, особенно если у него есть переживания, которые связаны с болью и с негативными эмоциями. В этом случае для человека бывает очень болезненно и тревожно, а в некоторых случаях и стыдно, раскрывать самого себя при помощи рефлексии бывает просто невыносимо. Поэтому часто бывает так, что люди предпочитают избегать этого.

Функции рефлексии

Рефлексия – это эффективный способ понять самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны и использовать в деятельности свои способности с максимальной пользой. Например, если я знаю, что у меня более развита зрительная память, то, запоминая информацию, я не буду полагаться на слух, а запишу данные, чтобы подключить зрительное восприятие. Знающий о своей вспыльчивости и повышенной конфликтности человек постарается найти способ снизить их уровень, например, с помощью тренингов или обратившись к психотерапевту.

Однако рефлексия не только дает нам необходимые в жизни знания о себе, но и выполняет еще ряд важных функций:

  • Познавательная функция состоит в самопознании и самоанализе, без нее человек не может создать в своем сознании образ «Я» или «Я-концепцию». Эта система представлений о себе самом – важная часть нашей личности.
  • Функция развития проявляется в создании целей и установок, направленных на преобразование личности, накопление знаний, развитие умений и способностей. Эта функция рефлексии обеспечивает личностный рост человека в любом возрасте.
  • Регулятивная функция. Оценка своих потребностей, мотивов и последствий поступков создает условия для регулирования поведения. Негативные эмоции, которые человек испытывает, понимая, что он поступил неправильно, заставляют его избегать в будущем таких поступков. И в то же время удовлетворение от своей деятельности и успехов создает очень позитивную эмоциональную обстановку.
  • Смыслотворческая функция. Человеческое поведение, в отличие от импульсивного поведения животных, осмыслено. То есть совершая поступок, человек может ответить на вопрос: почему он так поступил, хотя, бывает, понять свои истинные мотивы удается не сразу. Эта осмысленность невозможна без рефлексивной деятельности.
  • Функция проектирования и моделирования. Анализ прошлого опыта и своих способностей позволяет проектировать деятельность. Создание модели успешного будущего, как необходимое условие для саморазвития, предполагает активное использование рефлексии.

Следует отметить также, что рефлексия играет очень важную роль в обучении, поэтому она значима в учебном процессе. Основная функция, которую она выполняет в образовании – контроль содержания собственных знаний и регулирование процесса их усвоения.

Рефлексировать можно по-разному

На сегодняшний момент было выявлено 7 видов рефлексии:

  1. Коммуникативная – позволяет решать проблемы, возникающие при взаимодействии с социумом.
  2. Личностная – используется при необходимости собственного познания, коррекции сознания.
  3. Интеллектуальная – необходима для поиска различных решений одной и той же задачи. Это способность вариативно мыслить.
  4. Философская рефлексия – инструмент для размышлений о смысле жизни.
  5. Социальная – размышления на тему «что думают обо мне другие люди». Способность увидеть себя чужими глазами.
  6. Научная – направлена на исследование научных методов, способов, теоретических обоснований.
  7. В психологии общения рефлексия – это познание и анализ взаимодействия индивидов в социуме.

Рефлексивность как психологическая часть личности

Рефлексивность в психологии – это умение человека размышлять и анализировать собственную личность с включением:

  • уже произошедших событий;
  • проделанных действий (поступков);
  • осуществимых успехов либо неудач;
  • текущего эмоционального состояния;
  • характеристики присущих качеств характера.

Глубина рефлексивного самоанализа индивидуальна. Зависит она от степени духовного развития субъекта, уровня его самоконтроля, моральных качеств, степени образованности. Также рефлексия уточняет (поддерживает либо купирует) происходящее действие.

рефлексия что это такое
Рефлексия играет огромную роль в становлении личности

Для внутренней гармонии важно, чтобы эти понятия были связаны между собой. Это подтверждается следующими фактами:

  1. Рефлексия без действования ведет к зацикливанию личности на собственном «Я».
  2. Действие без рефлексии приводит к бестолковым, легкомысленным и необдуманным поступкам.

В области психологии рефлексия является важным ключевым моментом. На рефлексологии выстроено большинство психологических исследований. Изучение этого феномена (ее структуры, динамики развития) помогает понять глубокие механизмы формирования человеческой личности.

Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей, философов и психологов. Еще Аристотель говорил об этой части человеческого сознания, как о «мышлении, действующей на мышление».

Для полного раскрытия рефлексивных процессов в психологии, этот феномен рассматривается с уровня различных подходов в исследовании:

  • личности;
  • сознания;
  • мышления;
  • творчества.
Источники

  • https://WikiGrowth.ru/chto-takoe/refleksiya/
  • http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
  • https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/chto-takoe-refleksiya-i-refleksivnost-opredelenie-vidy-i-trenirovka.html
  • https://ProPanika.ru/psihologiya/refleksiya-chto-eto-takoe-v-psihologii-znachenie-i-primery/
  • https://psiho.guru/filosofiya/suschnost-refleksii-v-filosofii.html
  • https://bigjournal.ru/refleksiya-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/
  • http://ktovdepressii.ru/terminologiya/opredelenie-refleksii-v-psihologii-chto-eto-takoe.html
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/refleksiya-chto-ehto-takoe-i-kak-nauchitsya-pravilno-refleksirovat.html
  • https://psihter.ru/psihologiya-lichnosti/refleksiya/
  • http://atlasplay.ru/refleksivnost-v-psihologii-jeto/
  • http://fb.ru/article/163642/refleksirovat-eto-refleksiruyuschiy-chelovek—eto-kakoy
  • https://psychologist.tips/2386-refleksiya-chto-eto-v-psihologii-opredelenie-i-formy.html

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию