Тест Векслера (взрослый, детский варианты)

Содержание

Интересные факты о возникновении оценочной системы

Как указывалось выше, Векслер изобрел свой тест, руководствуясь желанием разработать более совершенную и структурированную систему для оценки интеллекта. И потому первоначальной его целью было создание не шкалы умственного возраста, а именно балльной шкалы. В своей работе он учел критику и замечания, которые были направлены в адрес системы Стэнфорд-Бине.

Многие ученые на тот момент были недовольны тем, что эта шкала была ориентирована исключительно на вербальность. Поэтому методика Векслера уже включала и шкалу невербальных тестов, количество которых соответствовало вербальным заданиям.

книги
В ходе ее совершенствования Векслер попытался осуществить контроль за статусами тестируемых в образовательной и профессиональной сфере. Помимо этого в своей методике он использовал весьма масштабные выборки среди людей средних лет. В связи с этим первый тест Векслера (а именно его окончательная версия) был направлен на применение среди населения, возраст которого был в пределах 10-60 лет.

Можно говорить о нескольких основных факторах, оказавших решающее влияние на выборку субтестов, которые впоследствии содержала готовая шкала Векслера. Среди них:

  • Субтесты, окончательно отобранные для шкалы, обладали высокой степенью сходства с основами иных тестов, предназначенных для определения интеллекта.
  • Субтесты существенно отличались по своему функционалу, что исключало возможность постороннего влияния в отношении испытуемых со стороны их специфических особенностей либо отдельных способностей.
  • Результаты тестирования помогали создать полноценную информационную базу, чтобы поставить диагноз и сделать заключение.

Новая же форма теста Векслера возникла после того, как окончательная его версия была дважды отредактирована. Так, в 1954 году психолог предложил усовершенствованную форму тестирования. Это была пересмотренная Шкала интеллекта взрослых Векслера (в английском варианте — Wechsler Adult Intelligence Scale).

Методы психодиагностики

Векслер стандартизировал свою шкалу WAIS под конкретную возрастную категорию. Ее составляли люди, которым было в пределах 16-64 лет, тщательно распределенные по двум критериям:

  • Возраст.
  • Половая принадлежность.

Но и это еще не все. Спустя несколько лет эта форма вновь была подвергнута переработке. Так в 1981 году возникла новая вариация шкалы Векслера, которая была названа WAIS-R.

Существующие вариации тестов

В настоящее время стандартизированы и применяются на практике только три варианта тестирования, разработанные американским специалистом в области психологии и психодиагностики Дэвидом Векслером.

Каждая из форм теста рассчитана на определенную возрастную группу:

  • Обычный, классический тест (WAIS) для взрослых, которые достигли 16 лет, но не превысили 64.
  • Опросник для детей, который также применяется для оценивания IQ подростков. Рассчитан на возрастной интервал 6,5-16,5 лет (WISС).
  • Для младшей детской группы 4-6,5 лет (WРРSI).

Стоит заметить, что адаптированными для использования в России являются лишь две первые версии тестов. Тест Векслера для дошкольников применяется крайне редко. И потому именно о тестах для взрослых (WAIS) и тестах для детей (WISС) мы будем говорить дальше более подробно.

Стандартная модификация для взрослого населения

Классический тест Векслера для взрослой возрастной категории представляет собой две шкалы:

  • Шкала вербальная, состоящая из 6 заданий.
  • Шкала с невербальным уклоном, включающая 5 заданий.

девушка
В первую шкалу (для определения вербального интеллекта) вошли следующие тестовые задачи:

1. «Общая осведомленность» (простые вопросы для установления уровня базовых знаний). Выявляется наличие элементарных знаний, не требующих специфической подготовки испытуемого. 2 балла дается за правильный ответ, всего будет задано 29 вопросов.

2. «Понимание». Это 14 вопросов, которые показывают понимание испытуемым смысла высказываний. Возможные баллы за ответ – 0-2.

3. «Арифметика». Состоит из 14 заданий, взятых из программы начальной школы, которые могут решаться устно. Баллы ставятся с учетом затраченного времени и правильности решения задачи.

4. «Нахождение сходства». Всего 13 вопросов, суть которых состоит в выявлении схожих свойств предметов. Возможные баллы – 0, 1 или 2.

5. «Запоминание цифр». Состоит из двух частей, в каждой из которых тестируемому нужно будет прослушать и повторить цифры.

6. «Словарный запас». Эти 42 задания направлены на то, чтобы оценить умение субъекта определять понятия и изучить его вербальный опыт. Результаты оцениваются в 0, 1 или 2 балла.

Невербальная шкала, которую также называют шкалой действий, в отличие от предыдущей, включает только 5 субтестов и выглядит следующим образом:

девушка
1. Задание «Шифровка» — тест на время и определение моторной скорости. Задание представляет собой вариацию задачи на кодовую замену цифр. Оценивается результат пройденного теста с учетом количества правильно указанных символов.

2. Задание «Найти недостающие детали». Оно заключается в том, что испытуемому предлагают пройти тест на определение недостающего элемента для конкретной карточки (всего их 21). Задача на время. Оценки выставляются из расчета 1 балл за каждое задание, если оно пройдено в установленный срок (20 секунд) и решено верно.

3. «Кубики Косса» (задания на 40 карточках, суть субтеста — конструирование по шаблону). Испытуемому предстоит собирать кубики по чертежам для определения способности визуально воспринимать окружающее и для оценки координации движений. Также оценивается по времени с учетом качества окончательного варианта решения.

Как развить интеллект?

4. Задание «Последовательность картинок». Всего предлагается 8 серий, в каждой из которых есть сюжет. Карточки расположены заведомо неправильно, и субъект должен из них собрать все 8 картинок. Баллы выставляются, как и в предыдущих заданиях.

девушка пишет
5. «Сборка целого объекта» из отдельных элементов. Испытуемому предлагаются различные детальки, из которых ему нужно сложить банальные предметы. Правильно ли и долго ли он будет выполнять задание – от этого будет зависеть оценка.

Тест Векслера включает адаптивный алгоритм. Он состоит из базовой серии заданий и задач начального уровня, которые используются, когда есть подозрения на наличие у испытуемого отклонений в умственном развитии. Сначала ему предлагают выполнить основные задания из базовой серии. Если субъект, уровень интеллекта которого заведомо неизвестен, не справляется с задачами этой серии, ему предлагают решить задания попроще.

Оценивание полученных результатов исследования проводится в 3 этапа. Вначале обрабатываются первичные баллы по каждому из субтестов. Впоследствии первичные оценки заносятся в профиль и суммируются отдельно по каждой шкале. Таким образом получают оценку вербального и невербального, а также общего интеллекта, где очень высокий IQ – это 130 и больше баллов, 69 и меньше — показатель наличия умственного дефекта.

Версия, модифицированная под младшую возрастную группу

Тест Векслера (детский вариант) широко практиковался и практикуется в нашей стране. Он представляет собой сборник из 12 субтестов, каждый из которых позволяет произвести оценку различных сторон интеллекта субъекта.

кубик
1. Субтест «Осведомленность». Может применяться для оценивания интеллекта нормального, здорового ребенка 8 лет и старше, а также для детей младше 8 лет, если у них заподозрена умственная отсталость. В первом случае начинают опрос с 4-го задания, а во втором – с первого. Верный ответ = 1 балл, неверный – 0.

2. «Понятливость» — на определение способности ребенка моделировать поведение в зависимости от сложившейся социальной ситуации. Оценивается не только правильность ответа, но и инициативность субъекта, его мышление и суждение. Баллы для оценки – 1, 2 или 0.

3. «Арифметический» субтест – как и тест на осведомленность, проводится для детей 8 лет и старше при отсутствии подозрений на умственный дефект и для детей младше 8 лет в обратном случае. Могут использоваться оценки 1 балл или 0 баллов в зависимости от того, насколько быстро и правильно решена задача.

4. Субтест «Сходство». 16 заданий, в которых ребенку предлагается назвать выявленные сходства предметов (что их объединяет). Первые 4 задачи оцениваются в 1 балл или 0 баллов, а задания с 5-го до последнего – 0, 1 или 2 балла.

5. «Словарный» субтест, который проводится в 2 этапа, чтобы определить степень мышления, культуру речи и запас слов ребенка. Всего задается 40 вопросов, на которые испытуемый должен дать максимально полные и аргументированные ответы, ведь от этого зависит количество присуждаемых баллов.

мальчик
6. Субтест «Повторение цифр». Тестирование проводится также в 2 этапа, на каждом из которых предлагается 2 серии цифр, которые нужно повторить сначала в прямом, а затем в обратном порядке.

7. Субтест «Недостающие детали». Задание на время: 20 задач в виде карточек, на каждой из которых изображен рисунок с недостающим элементом. На решение 1 задачи дается 15 секунд и присуждается 1 балл, если ребенок дал правильный ответ.

8. «Последовательность». Разложить правильно картинки. 2 блока – 4 и 7 сюжетов. Из картинок, разложенных неправильно, ребенок должен сложить правильный сюжет на время. Если он сделает это с первой попытки, оценка – 2 балла, если со второй – 1, а если совсем не выполнит – 0.

Что такое умственная отсталость?

9. Субтест «Кубики Косса». Для первых 4 задач берется лишь 4 кубика, для выполнения остальных – все 9 штук. Этот субтест Векслера предназначен для оценки конструктивного мышления ребенка, а также для выявления патологий головного мозга (применяется в клиниках).

10. Задание «Складывание фигур». Ребенку предлагается собрать разные элементы картинки в единое целое. Всего есть 4 фигуры различного уровня сложности. Оценивается скорость и правильность выполнения задания.

счеты
11. Субтест «Шифровка» — 2 варианта. Суть задания: проставить в фигурах символы (1-я версия, для детей младше 8 лет) или проставить символы под рядом цифр (2-я версия, для детей от 8 лет) в соответствии с ключом. Задание рекомендуется выполнить за 120 сек. В случае, если испытуемый справится с тестом раньше установленного времени, ему полагаются дополнительные баллы.

12. Последний субтест – «Лабиринт». Есть несколько карточек с изображенными на них лабиринтами разной сложности, которые пройти нужно на время. Оценивается скорость и правильность выполнения задания.

История создания

Несмотря на то, что движение тестирования интеллекта активно развивалось на протяжении десятилетий, до конца 1930-х гг. не существовало хорошо стандартизированного индивидуального теста интеллекта для взрослых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и структуры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине дало Векслеру олчок толчком к созданию в 1939 г. Шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью – Wechsler-Bellevue Adult Intelligence Scales (W-B).

Изначально Векслер разрабатывал свой тест как «балльную шкалу», а не как шкалу умственного возраста. Он учитывал при создании шкалы интеллекта критику в адрес теста Стенфорд-Бине за её исключительно вербальную направленность и включил в свою методику пропорциональное вербальной шкале количество невербальных заданий. Также при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого населения. В ходе стандартизации была предпринята попытка контролировать образовательный и профессиональный статус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.

Одними из главных причин, которые повлияли на окончательный отбор субтестов, вошедших в шкалу Векслера, можно выделить следующие:

  • выбранные субтесты имели высокие корреляции с другими батареями интеллектуальных тестов;
  • они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей;
  • результатыты выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.

После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную его форму — Шкалу интеллекта взрослых Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополнена выборкой 475 лиц пожилого возраста (от 60 до 75 лет и старше). В этой новой стандартизации были представлены все регионы США, городское и сельское население по каждому возрастному уровню, а также 10% «не6елых» граждан. WAIS была пересмотрена в 1981 г. и получила название WAIS-R.

Разъяснение результатов

Самым интересным моментом в любом тесте является время расшифровки результатов. Это относится ко всем методикам, ведь человеку интересно знать, зачем он потратил столько времени и что он из себя представляет в рамках выбранной тематики.

Тест Векслера на интеллект также предполагает определенную градацию результатов. Эта характеристика умственного развития здесь рассматривается в следующих диапазонах:

  • Более чем высокий интеллект – оценка 130.
  • Высокий – 120-129.
  • Хороший – 110-119.
  • Средний – 90-109.
  • Плохой – 80-89.
  • Граничная зона – 70-79.
  • Низкий (умственный дефект) – до 69.

Обработка и интерпретация данных

Правила численной обработки данных тестирования.

  1. Определение исходных оценок по субтестам. По окончании тестирования следует по правилам, изложенным выше, численно оценить ответы испытуемого. Исходной оценкой субтеста является сумма оценок, полученных испытуемым за ответы данного субтеста. Исходные оценки вписываются в графу «Исходная оценка» таблицы, расположенной на лицевой стороне регистрационного листа.
  2. Отнесение испытуемого к возрастной группе. Для использования таблиц перевода исходных оценок в шкальные, необходимо отнести испытуемого к какой-либо из возрастных групп, условно выделенных Д. Векслером. Для этого, исходя из даты рождения испытуемого и даты проведения тестирования, вычисляется возраст испытуемого в виде количества полных лет и полных месяцев на момент исследования. Так, если возраст испытуемого равен 9 годам 11 месяцам и 25 дням на момент обследования, то его возраст принимается условно равным 9 годам и 11 месяцам (см. приложение 4). Соответственно преобразование исходных оценок в шкальные должно проводиться по таблицам возрастной группы «9 лет 8 месяцев – 9 лет 11 месяцев».
  3. Определение шкальных оценок по субтестам. В таблицах перевода исходных оценок в шкальные оценки  для краткости изложения вербальные и невербальные субтесты обозначены своими порядковыми номерами. Эти номера вместе с названиями субтестов указаны в регистрационном листе к методике диагностики интеллекта. Шкальные оценки (от 0 до 20 баллов) на вертикальных сторонах таблиц. Исходные оценки по субтестам расположены столбиком непосредственно под номером субтеста. Обратимся к примеру из приложения 4. Открыв таблицы перевода оценок возрастной группы «9 лет 8 месяцев – 9 лет 11 месяцев», увидим, что исходная оценка в 13 баллов по субтесту № 1 (Осведомленность) соответствует шкальной оценке в 11 баллов. Исходная оценка по субтесту № 2 (Понятливость), равная 11 баллам, соответствует шкальной оценке в 10 баллов. Аналогичным образом определяются шкальные оценки по всем субтестам, предъявлявшимся испытуемому. Эти оценки заносятся в графу «Шкальная оценка» таблицы, расположенной на лицевой стороне регистрационного листа.
  4. Построение профиля шкальных оценок. Шкальные оценки испытуемого наносятся кружками в левую таблицу на лицевой стороне регистрационного листа. После соединения кружков соединительными линиями образуется условная ломаная линия, называемая профилем шкальных оценок или профилем интеллектуального развития. Общий уровень (высота расположения) интеллекта, ведущие и «западающие» у испытуемого интеллектуальные функции профиль выражает в наглядной форме, удобной для интерпретации.
  5. Определение сумм вербальных и невербальных оценок. С целью установления итоговых показателей методики предварительно вычисляются суммы шкальных оценок по вербальным субтестам. При вычислении этих сумм следует иметь в виду, что, как указывалось выше, таблицы определения итоговых показателей составлены для случая, когда при тестировании использовались основные субтесты (№№ 1-5 в вербальном наборе и 7-11 в невербальном). Т.е. результаты тестирования испытуемого следует в случае необходимости сначала свести к форме тестирования основными субтестами. В таблице перевода суммарных оценок в стандартную (из пяти субтестов) форму приняты следующие обозначения:

«Сумма шкальных оценок» – сумма оценок, набранная испытуемым за вербальные и невербальные субтесты.

«Шесть субтестов» – «истинная» сумма шкальных оценок, начисляемая испытуемому, который тестировался по всем шести вербальным или невербальным субтестам.

«Четыре субтеста» – «истинная» сумма шкальных оценок, начисляемая испытуемому, которому в связи с какими-то исключительными обстоятельствами предъявлялись только четыре из шести вербальных или невербальных субтестов.

  1. Определение итоговых показателей методики. Для определения итоговых показателей используются только стандартизованные («истинные») суммы шкальных оценок. Таблица вычисления итоговых показателей (см. Таблица вычисления итоговых показателей) предполагает раздельное определение вербального, невербального и общего IQ. В графах «Сумма оценок» обозначены стандартизованные суммы шкальных оценок испытуемого. Для вычисления общего показателя IQ используется сумма вербальных и невербальных оценок. Для примера из приложения 7 сумма оценок для вербального показателя равна 53 баллам, для невербального – 51 баллу, для общего – 53+51 = 104 баллам. Этим суммам соответствуют итоговые показатели в 104, 101 и 103 балла, вписываемые в правую таблицу на лицевой стороне регистрационного листа.

Как указывает автор русскоязычной адаптации методики исследования интеллекта, при обследовании умственно отсталых испытуемых суммы вербальных и невербальных оценок оказываются настолько низкими, что уже не могут быть оценены таблицами итоговых показателей, предложенных Д. Векслером. Для устранения подобных ситуаций А.Ю. Панасюк разработал алгоритм перевода суммарных оценок в баллы итоговых показателей, в соответствии с которыми им предложено дополнение к таблицам Векслера:

Сумма оценок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вербальный IQ

Невербальный IQ

Общий IQ

38

32

27

40

33

28

41

34

29

42

36

30

43

37

30

39

31

40

32

41

32

43

33

34

35

35

36

Сумма оценок

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Общий IQ

37

38

38

39

40

40

41

42

43

43

44

45

WAIS

WAIS является классическим вариантом теста Векслера, который впервые был опубликован еще в середине 50-х годов прошлого века. Редакция WAIS-R была выпущена спустя 26 лет.

Вербальная шкала

Ниже перечисляются и более детально рассматриваются все субтесты, которые были включены в вербальную шкалу:

  1. «Общая осведомленность» состоит из 29 вопросов, которые необходимы для проверки наличия базовых знаний. Вопросы, связанные с теоретическими или какими-либо специальными знаниями исключены. За каждый правильный ответ испытуемому начисляется балл.
  2. «Понимание» включает в себе 14 заданий, направленных на проверку правильности понимания испытуемым различных выражений. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.
  3. «Арифметика» также включает в себя 14 задач, все они были заимствованы из курса начальной школы. Решать их необходимо исключительно устно, поскольку проверяются способности испытуемого по мысленному оперированию числами. При оценке ответа также учитывается и затраченное на него время.
  4. «Нахождение сходства» состоит из 13 заданий. Все она заключается в определении общей категории для нескольких объектов, путем выяснения их схожих черт. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.
  5. «Запоминание цифр» состоит из двух частей. Первая из них содержит несколько рядов, в которых может быть от 3 до 9 чисел, от испытуемого требуется их запоминание и воспроизведение после прослушивания. Во второй части ряды содержат от 2 до 8 чисел, их воспроизведение осуществляемся в обратном порядке.
  6. «Словарный запас» необходим для проверки накопленного вербального опыта, позволяющего правильно определять понятия. От испытуемого требуется дать определения 10 простейшим словам из обычной разговорной речи; 20 более сложным словам и 12 абстрактным понятиям. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.

Невербальная шкала

Как уже упоминалось, невербальная шкала включает в себя 5 субтестов, которые более подробно рассматриваются ниже:

  1. «Шифровка» еще иногда называется «Цифровыми символами», это один из вариантов тестирований, направленных на осуществление кодовых замен. Испытуемому дается ключ, который содержит кодовые символы под каждой цифрой, он должео проставить их на 100 чисел, тратя на каждый процесс не более полторы минуты. Проведение данного исследования дает возможность проверить зрительно-моторную скорость.
  2. «Недостающие детали» заключается в следующем: испытуемому демонстрируется 21 карточка, на каждой картинке имеются отсутствующие детали, которые он должен определить, тратя на этот процесс не более 20 секунд. За каждый правильный ответ полагается начисление балла.
  3. «Конструирование блоков» представляется собой субтест, состоящий из 40 заданий, направленные на проверку двигательной координации, а также визуального синтеза. Испытуемому выдаются карточки с чертежами, окрашенными в красно-белый цвет, а также набор кубиков соответствующей раскраски. Ориентируясь на образец, он должен собрать из кубиков конструкцию. Во время проведения теста оценивается не только правильность совершаемых действий, но и затраченное время.
  4. «Последовательные картинки» является заданием, в основе которого находится 8 серий картинок, каждая из которых наделена своим сюжетом. Карточки демонстрируется с нарушением порядка, а испытуемый должен попробовать разложить их в правильном порядке, что позволяет оценить его способности организации целого из раздельных частей, а также общего понимания ситуации.
  5. «Сборка объекта» состоит из 4 заданий, которые заключаются в собирании из различных частей деталей определенной фигуры, которая должна быть хорошо знакома испытуемому, например, это может быть слон, человек или рука. При вынесении оценки также учитывается и затраченное время.

Обработка и интерпретация результатов

Все полученные результаты обрабатываются и подвергаются тщательному анализу. Процесс обработки на первом этапе заключается в подсчете и интерпретации набранных баллов во всех субтестах, а на втором этапе уже осуществляется аналитическая деятельность, касающаяся высчитанных коэффициентов. Финальная стадия подразумевает качественную интерпретацию профиля, при этом учитываются также и особенности поведения испытуемого в ходе прохождения тестов и другие сведения, полученные в результате наблюдений и способные оказать влияние на диагностику интеллектуальных способностей.

Ниже приводится стандартная классификация IQ-показателей по Векслеру:

  • Количество баллов от 130 и выше является признаком очень высокого уровня IQ, такой показатель наблюдается лишь у 2,2% населения;
  • 120-229 набранных баллов – это признак высокого уровня IQ, которым наделены 6,7% всего населения;
  • 110-119 набранных баллов считается нормальным показателем, который наблюдается у 16,1% населения;
  • 90-109 набранных баллов является средним и самым распространенным показателем, который наблюдается у половины населения;
  • 80-89 набранных баллов – это уже плохая норма, которая присутствует у 16,1% населения;
  • 69 баллов, а также меньшее набранное количество, свидетельствует о наличии умственных дефектов, которые наблюдаются у 2,2% населения.

Тест Векслера/Детский вариант/

Особенности детского варианта теста

Шкала диагностики для детей школьного возраста (6,5-16,5 лет) включает в себя двенадцать подтестов, соответствующих WAIS, но с привнесенными более легкими и похожими по типу задачами и подтестом “лабиринт”.

детский тест векслера

Тесты Векслера для дошкольников отличаются тем, что “понимание” заменено на “запоминание цифр”, а “лабиринт” – на “кодирование”. Во время эксперимента вербальная и невербальная части чередуются для того, чтобы ребенок мог с легкостью усваивать задания и выполнять их. Для подсчета IQ дополнительные исследования не принимают во внимание.

Подтест “лабиринт” состоит из заданий, которые постепенно возрастают по трудности выполнения. Для этого предусматривается определенное время (найти выход), после чего подсчитываются ошибки.

В 1967 году увидела свет версия WPPSI, состоящая из 11 подтестов, из которых один – вспомогательный. Восемь из них облегченные и прошли адаптацию к WISC, а остальные три – абсолютно новые. Диагностирование по этой методике можно провести в два этапа.

Вербальный блок включает в себя: компетентность, запас слов, арифметические способности, подобие, осознание и предложения.

В шкалу действий этой модификации теста входят: дом для животного, довершение рисунков, лабиринты, геометрические схемы, конструирование блоков – гексаэдры Косса.

“Предложения” в этом блоке заменили на “запоминание символов”, которые взяты из WISC, им либо заменяют любой вербальный тест, либо применяют дополнительно.

Подтест “дом для животного” взят вместо “шифровки” из WISC и состоит он из карточек с изображениями собаки, цыпленка, рыбы и кошки. Ребенок расставляет домики в соответствии с ключом.

WISC

Тест, предназначенный для тестирования исключительно детей, впервые был выпущен в 1950 году, а редакция WISC-R вышла только спустя 24 года.

Субтесты, включенные в него, соответствуют аналогам из WAIS, но они дополнены более легкими вопросами, отличающимися своей однотипностью, поскольку исследование рассчитано на детский возраст.

С учетом этой особенности был добавлен дополнительный субтест, предназначенный для прохождения лабиринтов.

К тому же по желанию специалиста субтесты «Понимание» и «Лабиринт» могут заменяться «Кодированием» и «Запоминанием цифр», но их показатели не будут учитываться во время подсчитывания IQ.

Тест на изучение креативности (способности к творчеству). Тест Торренса.

Условия его проведения

При процедуре исследования интеллектуальной сферы детей тестирование начинают только после мотивации подопечного. Тогда лишь детский тест Векслера покажет реальные результаты. При этом необходимо постараться настроить положительно ребенка, используя улыбку и создав позитивный настрой.

Ребенок не должен чувствовать себя, как на экзамене. Вход в тестирование должен быть в игровой форме. Вопросы формулируются четким произношением и точно. Все ответы, за исключением явно отрицательных, необходимо поощрять. Неудачные ответы амортизируют, а при молчании ребенка специалист должен стимулировать его к ответу. К следующему заданию не переходят, пока не получат ответ на предыдущее. При противоречиях необходимо дать выбрать правильный вариант наводящим вопросом “как?”. Дополнительные вопросы в этом случае неуместны, так как они ставят детей в затруднительную ситуацию.

Возможен и такой вариант, когда ребенок выполнит поставленную задачу неправильно. Тогда тестирующий психолог должен сделать вид, как будто не заметил этого, и предложить ребенку заняться обдумыванием ответа на следующий вопрос. После удачи в следующем ответе испытуемому предлагается опять к предыдущему вопросу.

Подход к молодым людям в возрасте от 16 лет, когда они проходят тест Векслера взрослый, абсолютно идентичен детскому, с небольшими поправками на возраст.

Инструкция. Дорисуйте фигуры до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.

Фигура
1

Фигура 2

0 баллов Абстрактный
узор. Дерево и его детали. Рогатка.
Цветок. 1
балл
. Буква: Ж, У и др. Дом,
строение. Знак, символ, указатель.
Птица, следы, ноги. Цифра. Человек.

Фигура 3

0 баллов. Абстрактный
узор. Звуковые и радиоволны. Лицо
человека. Парусный корабль, лодка.
Фрукты, ягоды.
1 балл.
Ветер, облака, дождь. Воздушные шарики.
Дерево и его детали. Дорога, мост.
Животное или его морда. Карусели, качели.
Колеса. Лук и стрелы. Луна. Рыба, рыбы.
Санки. Цветы.

Фигура 4

0 баллов. Абстрактный
узор. Волна, море. Вопросительный знак.
Змея. Лицо человека. Хвост животного,
хобот слона.
1 балл.
Кот, кошка. Кресло, стул. Ложка, половник.
Мышь. Насекомое, гусеница, червь. Очки.
Птица: гусь, лебедь. Ракушка.
Сверхъественные существа. Трубка для
курения. Цветок.

Фигура 5

0 баллов Абстрактный
узор. Блюдо, ваза, чаша. Корабль, лодка.
Лицо человека. Зонт.

1 балл.
Водоем, озеро. Гриб. Губы, подбородок.
Корзина, таз. Лимон, яблоко. Лук (и
стрелы). Овраг, яма. Рыба. Яйцо.

Фигура 6

0 баллов. Абстрактный
узор. Лестница, ступени. Лицо человека.
1 балл.
Гора, скала. Ваза. Дерево, ель. Кофта,
пиджак, платье. Молния, гроза. Человек:
мужчина, женщина. Цветок.

Фигура 7

0 баллов. Абстрактный
узор. Автомашина. Ключ. Серп.
1 балл.
Гриб. Ковш, черпак. Линза, лупа. Лицо
человека. Ложка, половник. Молоток.
Очки. Самокат. Символ: серп и молот.
Теннисная ракетка.

Фигура 8

0 баллов. Абстрактный
узор. Девочка, женщина. Человек: голова
или тело.
1
балл
. Буква: У и др. Ваза.
Дерево. Книга. Майка, платье. Ракета.
Сверхъестественные существа. Цветок.
Щит.

Фигура 9

0 баллов. Абстрактный узор. Горы,
холмы. Животное, его уши. Буква М.
1 балл. Верблюд. Волк.
Кот, кошка. Лиса. Лицо человека. Собака.
Человек: фигура.

Общие правила тестирования

Перед использованием рассматриваемой медики необходимо изучить общие рекомендации правила по проведению тестирования.

  1. Приступать к тестированию допускается только при наличии уверенности, что испытуемый обладает подобным желанием на текущий момент. Возможно, потребуется искусственное повышение его настроения.
  2. Исследование должно быть начато незаметно для испытуемого и напоминать обычную беседу или игру, у него не должно выработаться впечатление присутствия на экзамене.
  3. Специалисту необходимо следить за четкостью собственной дикции и соблюдением точности формулировок фраз.
  4. Все положительные ответы испытуемого должны поощряться.
  5. Ситуации, во время которых наблюдается неспособность испытуемого дать ответ на поставленный вопрос, должны сглаживаться, чтобы не вызывать у него дискомфорт или чувство раздражения.
  6. При отсутствии со стороны испытуемого хоть каких-либо ответов должна происходить стимуляция общения, при этом не допускается подводить его к даче конкретного ответа путем подсказок. Без получения ответа также не допускается осуществление перехода к новому заданию.
  7. В случае получения нескольких ответов на один вопрос, если они не противоречат друг другу, специалист должен самостоятельно выбрать наиболее положительный из них. При возникновении противоречия требуется задать уточняющий вопрос.
  8. При отсутствии ответа на протяжении 10-15 секунд требуется повторение вопроса, формулировка должна быть прежней. Исключение допускается только для субтеста под названием «Повторение цифр». Частичное исключение делается для «Арифметического субтеста»: повторение осуществляется только при наличии просьбы со стороны испытуемого, но при этом отсчет времени не подлежит обнулению.
  9. Дополнительные вопросы допускается задавать в ситуациях, когда данный ответ нельзя оценить в 0 или 1 балл.
  10. При исследовании ребенка могут возникнуть ситуации, когда задание выполнено с ошибкой, но время еще не истекло. Специалисту в таком случае требуется имитировать занятость иными процессами и предложить испытуемому еще некоторое время позаниматься своими делами.

История возникновения критериев определения умственного развития в тесте

тесты Векслера
В 1939 году появилась первый вариант шкалы – Bellevue, где “Бельвью” – это название клиники. Предложенные тесты Векслера были предназначены для диагностирования интеллектуальных способностей людей от семилетнего до 69-летнего возраста. Д. Векслер подвергал критике применяемые на тот момент тесты, основным из которых был тест Стэнфорд-Бине. Он считал их непригодными для исследования взрослой категории людей, так как они имеют скоростную направленность, что является затруднительным для пожилого возраста. Также в существующих тестах присутствовали примитивные операции, направленные скорее на детский возраст.

Что учитывается в результатах теста?

тест векслера для детей
Для подведения итогов необходимо осуществить три уровня обработки и интерпретации результатов. Первый уровень – это анализ отметок общего, вербального и невербального интеллекта. Второй – исследование результатов с подсчетом соответствующего коэффициента, оценочного профиля выполненных задач. На третьем этапе происходит интерпретация индивидуального профиля с учетом поведения подопечного в ходе обследования и других диагностических данных. Аналогично взрослому обрабатывают тест Векслера для дошкольников, анализируя результаты поставленных задач.

Используя классический вариант для получения результата, специалист подсчитывает первые “мокрые” оценки каждого исследования. После этого он подводит итоги по оценкам из таблиц, которые соответствуют заданию, переводит в типовые и отображает в виде профиля. Вербальные оценки и невербальные необходимо сложить по отдельности, затем определить показатели, исходя из общих таблиц IQ.

Описание шкал методики Векслера

тест векслера на интеллект
В методику включены вербальная и невербальная шкалы. В первую входят такие показатели:

1. Шкала общей осведомленности состоит из 29 вопросительных заданий, на которые необходимо дать ответ. В этом заключается диагностика уровня простых знаний, без специальной теоретической подготовки. Правильно – один балл, неправильные ответы не учитываются.

2. Шкала понимания содержит в себе 14 задач исследования смысловой нагрузки выражений и способности к рассуждению. Оценки по уровню правильности – от нуля до двух баллов.

3. Арифметическая состоит из 14 заданий из курса арифметической науки начального образования. Тест устный, здесь важна внимательность специалиста, который проводит обследование. Он смотрит на легкость оперирования данными и временной интервал.

4. Найти схожесть объектов – 13 задач на выявление общей категории объектов. В этом блоке важна понятийность. Оценки от нуля до двух.

5. Запомнить цифры – ряды 3-9 цифр (прослушать и устно повторить) и 2-8 цифр, которые воспроизводят в обратном порядке.

6. Запас слов состоит из 42 понятий. При этом изучается вербальный опыт, понятийность, осмысленность. Десять слов в этом блоке взяты из повседневного языка общения, двадцать – имеют средний уровень сложности, 12 из них – абстрактные и теоретические понятия. Оценки здесь выставляются от нуля до двух за один вариант.

Тест Векслера взрослый – вариант невербальной оценки интеллекта. Он включает 5 действий:

  1. Символьные данные (шифровка) – 100 цифр по 1,5 минуты.
  2. Довершение рисунков – 21 штука (20 минут).
  3. Гексаэдры Косса (40 кубиков) – собрать из кубиков чертеж.
  4. Последовательность – 8 серий карточек.
  5. Сбор объектов из фигур – 4 задания.

Результат проверки интеллекта по такой методике, как тест Векслера для детей, зависит от общей сформированной культуры ребенка и его успеваемости в школе. Успешность выполнения заданий связана с уровнем общего IQ, но также определена генетикой. Из этого следует, что скорость обретения вербальных навыков и знаний определит его успешность и уровень образованности.

Интерпретация невербальных показателей детского варианта теста

IQ (тест Векслера) анализируется с помощью коэффициентов. Важно специально уделить внимание совершенствованию невербальных компонентов у ребенка. Многие ученые считают, что невербальная диагностика намного шире в возможностях.

Необходимо учитывать, что результат тестирования в детском возрасте может значительно поменяться, если меняются условия жизни, воспитания и обучения ребенка. Шаблонная методика не способна полностью показать интеллект индивидуума, поскольку не принимает во внимание динамические аспекты развития умственных способностей. Справедливо сказать, что высокий IQ – это еще не гениальность. Часто бывает, что люди высокого интеллекта незаметны для социума, со средним – добиваются больших профессиональных успехов. Дело в том, что успешность зависит от специфического интеллекта, оригинальности мышления, силы устремления к цели и прочего. Нельзя категорически говорить по итогам теста об интеллектуальном потенциале, пределе развития ребенка. Это недопустимо с точки зрения морали.

Блоки теста

тест векслера для дошкольников
В данную методику входит 2 блока:

  • вербальный, состоящий из 6 подтестов;
  • невербальный – 5 подтестов.

В первом блоке исследуют общую компетентность (осведомленность), сообразительность (понятливость), арифметику, подобие (сходство), повторение цифр, словарь. А к невербальной относят исследования в области недостающих деталей, последовательных картинок, используют кубики Коса, складывают фигуры, используют шифровку. Все задания даются в порядке повышения сложности от уровня к уровню. По времени тестирование занимает один час на подопечного и еще один – для обработки результатов. При проведении учитывают возрастную категорию, так как есть отдельный тест Векслера – детский вариант, и отдельный – для взрослых.

Субтест 1. Осведомлённость

Для
детей младше 8 лет и старше подозреваемых
в умственном снижении:

начинать с задания №1, прекратить при
5 отрицательных ответах подряд.

Для
детей 8 лет и старше, не подозреваемых
в умственном снижении:

начинать с задания №4. Если одно из
заданий №4, №5 или №6 не выполнено, то
прежде, чем переходить к следующему,
необходимо возвратиться к заданиям №№
1,2,3. Если все три задания – №№ 4,5,6
выполнены, то дать аванс за №№ 1,2,3 и
переходить к заданию №7. Прекратить при
5 неудачах подряд.

Оценки:
1-0.

Задания
и контрольные ответы

Оценка

1.

Сколько у
тебя ушей?

1: Два. Пара.

2.

Как называется
этот палец?

1: Указательный.

3.

Сколько ног
у собаки?

1: Четыре.

4.

От какого
животного мы получаем молоко?

1: От коровы
(или козы или верблюда).

5.

Что нужно
сделать, чтобы вода закипела?

1: Поставить
на огонь (или газ, или плиту). Нагреть.

6.

В каком
магазине продают сахар?

1: В
продовольственном (или другом где
могут продавать сахар).

7.

Сколько копеек
в пятаке?

1: Пять.

8.

Сколько дней
в неделе?

1: Семь.

9.

Кто основал
город, который называется Санкт-Петербург?

1: Петр Первый.

0: Строители.

 ?: Ленин.
(верно, город раньше назывался по имени
Ленина, а кто его основал?)

10.

Что такое
пара?

1: Два. Двое,
два человека (или предмета). Оценка в
школе.

0: Пара ног
(или предметов).

 ?: это
количество. Парочками ходят в детском
саду. (Верно. Так значит, что такое
пара?)

11.

Назови мне
четыре времени года?

1: Зима, лето,
осень, весна ( в любом порядке).

12.

Какого цвета
рубины?

1: Красного
(Любого от светло-розового до
темно-красного).

0: Рубинового.

13.

Где садится
солнце?

1: На западе.
(При указании рукой на запад или при
ответе «за горизонтом»: «Верно, но
какое это направление?).

0: За тучу (или
горы, или др.)

14.

Для чего нужен
желудок?

1: Он переваривает
пищу. Обрабатывает пищу своим соком.
Перерабатывает пищу.

15.

Почему нефть
или масло плавают на воде?

1: Потому что
плотность воды больше (или нефти
меньше). Легче.

 ?: Легкая.
(Да, но монета тоже легкая, а не плавает).

16.

Кто написал
«Евгений Онегин»?

1: Пушкин или
Чайковский.

17.

Что празднуют
9 мая?

1: Годовщина
победы в Великой Отечественной войне.
День Победы над фашистами.

18.

Что такое
SOS?

1: Сигнал
бедствия. Призыв (или сигнал) о бедствии.
Сигнал, когда корабль тонет. «Спасите
наши души».

19.

Каков примерно
рост среднего человека?

1: 150-180 см.

20.

Где расположена
Италия?

1: На юге
Европы. На Аппенинском полуострове.
В Средиземном море.

0: В Европе.
На юго-западе Европы. На Балканском
полуострове. Около Франции. На острове.

21.

Сколько
килограммов в центнере?

1: 100 кг.

22.

Как называется
столица Греции?

1: Афины.

23.

Из чего
получают скипидар?

1: Из хвойных
деревьев (или дерева, или сосны, или
ели, или смолы).

0: Из спирта,
бензина или нефти.

24.

Сколько
километров от Москвы до Владивостока?

1: 8-11 тыс. км.

25.

Когда бывает
29 февраля?

1: через каждые
4 года. В високосном году.

0: Зимой. В
феврале.

 ?: В этом
(или таком-то году). Если год високосный
спросить: «А когда еще будет?»

26.

Кто открыл
Южный полюс?

1: Амундсен.

27.

Что такое
барометр?

1: Прибор для
измерения атмосферного давления.
Прибор, предсказывающий погоду.

0: Измеряет
температуру.

 ?: Для
измерения погоды.

28.

Что такое
иероглиф?

1: Письменные
знаки некоторых странах (Египте, Китае,
Японии и др.) или у древних. Вид или
знак письменности. Буквы в Китае (или
др.).

0: Клинопись.
Что-то нарисовано. Знак. Буквы.

29.

Кто такой
Александр Македонский?

1: Великий
полководец древности. Древнегреческий
полководец. Завоеватель, жил до нашей
эры. Покоритель Персии (или Египта).
Глава греко-македоно-персидской
державы.

0: Великий
русский полководец.

 ?: Великий
полководец. Военачальник. Предводитель
македонцев. Полководец Македонии.

30.

Что такое
конфискация?

1: Принудительное
(или безвозмездное) изъятие имущества
в собственность государства по
приговору суда (или в административном
порядке, или по закону). Отбор имущества
по закону.

 ?: Отнятие
(или изъятие) имущества. Насильственное
(или принудительное) изъятие имущества.

Результаты
по этому субтесту дают представление
об объеме и уровне знаний и способности
сохранения их в долговременной памяти,
избирательной направленности интересов
и общей образованности испытуемого.
Субтест имеет высокие коэффициенты
корреляции с общими итоговыми оценками
интеллекта, и поэтому является большой
предсказательной силой в отношении
выполнения остальных субтестов. Случаи
значительного расхождения оценок по
“Осведомленности” с другими
субтестами представляют интерес для
характеристики личности в норме и
патологии, могут свидетельствовать об
одностороннем преимуществе вербального
развития интеллекта, оторванности от
реальности, книжном характере знаний.
Другой важной особенностью этого
субтеста является то, что результаты
по нему менее, чем по другим субтестам,
подвержены “ухудшению” в связи с
различными клиническими болезнями.

Обратить
внимание на следующие феномены:

  • временное
    “забывание” – когда испытуемый
    сразу не дает ответа, и после решения
    последующих нескольких заданий,
    неожиданно возвращается к нерешенному
    вопросу и дает на него ответ. Может
    встречаться при ригидности мышления;

  • точность
    воспроизведения – испытуемый дает или
    старается дать как можно более точную
    информацию на поставленный вопрос,
    порой (при демонстративности) без
    просьбы экспериментатора, показывая
    свои обширные знания;

  • цифры
    населения – встречается у лиц, следящих
    внимательно за состоянием внутри
    страны;

  • географические
    названия – по аналогии с феноменом у
    Роршаха – интерес к географии, который
    встречается у акцентуированных личностей
    (имеется в виду не специалисты-географы);

  • интерес
    к социологии и философии видно по
    ответам на последние два вопроса.

Субтест 2. Понятливость

Особенность
инструкции для 2 субтеста: перед заданием
№ 6 испытуемому необходимо сказать: «До
сих пор ты отвечал все правильно, очень
хорошо. Теперь я тебя попрошу, говори
мне как можно больше. Говори до тех пор,
пока сам все не скажешь, или я тебя не
остановлю».

Начинать
надо с задания № 1. Прекращать при трех
неудачах подряд. Оценки 2-1-0.

Общие
критерии оценок для заданий 1-5:

  • 2
    балла, если испытуемый проявляет
    собственную активность, т.е. сам принимает
    решение или пытается сам исправить
    предложенную ситуацию;

  • 1
    балл, если испытуемый предлагает
    исправить положение кому-нибудь другому
    или обращается за помощью к кому-либо.

На
задания 1-5 обязательно нужно добиться
позитивного ответа, ответа «не знаю»
не должно быть.

Общие
критерии для оценок для заданий 6-14:

  • 2
    балла – если указывается не меньше
    двух причин,

  • 1
    балл – если указывается 1 причина.

Задания
и контрольные ответы

Оценка

1

Что ты будешь
делать, если порежешь себе палец?

2: Помажу
йодом. Забинтую. Заклею пластырем.
Вымою водой с мылом.

1: Скажу маме.
Пойду к врачу.

0: Плакать.
Пойду домой. Ничего.

2

Что ты будешь
делать, если потеряешь мячик, который
тебе дали поиграть? (куклу, книгу – в
зависимости от возраста, пола).

2: Куплю новый.
Отдам свой (или такой же, или другой).
Заплачу.

1: Извинюсь.
Скажу маме.

0: Плакать.
Скажу ему, что потерял.

 ?: Искать
пока не найду. (?: А если не найдешь?»).

3

Что ты будешь
делать, если пришел в магазин за хлебом,
а хлеба в магазине не оказалось?

2: Пойду в
другой магазин. Куплю булку.

1: Спрошу у
мамы, что делать.

0: Пойду домой.
Отдам деньги.

4

Что ты будешь
делать, если маленький мальчишка,
меньше тебя ростом, стал бы с тобой
драться? (для девочек – «девчонка»).

2: Успокою
(или займу чем-нибудь, или остановлю,
или утихомирю) его. Объясню (или внушу)
ему, что так нельзя. Переведу на шутку.

1: Попрошу
кого-нибудь остановить его. Скажу
маме. Поставлю в угол.

0: Повалю и
буду держать. Оттолкну. Дам сдачи.

 ?: Ничего.
Отойду.

5

Что бы ты
сделал, если бы увидел поезд,
приближающийся к поврежденным рельсам?

2: Попытаюсь
остановить поезд. Встану на рельсы и
буду делать знаки. Буду махать чем-нибудь
(или красным платком).

1: Скажу
стрелочнику (или кому-нибудь).

0: Отойду.
Убегу. Посмотрю.

 ?: Закричу.

6

Почему лучше
строить дом из кирпича, чем из дерева?

Прочнее (или
крепче). Не гниет (или долговечнее, или
меньше подвержен коррозии). Кирпич не
горит. Из кирпичей можно строить
многоэтажные дома.

0: Удобнее
(или легче) строить. Лучше изоляция.
Красивее. Теплее. Дешевле. В дерево
молния ударит, а в камень нет.

 ?: Выгоднее.
Безопаснее. Практичнее.

7

Почему
преступников сажают в тюрьму?

Для изоляции
от общества (или могут совершить другое
преступление). Для исправления (или
перевоспитания). Для наказания.

0: чтобы не
сбежали. Для других урок. Чтобы отбыли
срок наказания. Законы нельзя нарушать.

 ?: Они
преступники (или совершили преступление).
(?: «Верно. Так почему их сажают в
тюрьму?»).

8

Почему при
кораблекрушении надо в первую очередь
спасать женщин и детей?

Женщины слабые
(или мужчины сильнее женщин). Женщины
более необходимы для ухода за детьми.
Дети дольше будут жить.

0: Они не умеют
плавать. Так принято. Чтобы не было
паники.

 ?: Женщины
– слабый пол.

9

Почему выгоднее
хранить деньги в сберкассе, а не дома?

Уберечься от
соблазна истратить. Безопаснее (или
дома могут украсть или сгореть при
пожаре). Идут проценты. Выгодно
государству, оно использует эти деньги.

0: Дома можно
потерять.

 ?: Выгодно.
Удобно. Надежно. Сохранение. Накопление.
Польза государству.

10

Чем выгодны
пункты проката?

Если вещь
нужна только на короткое время (или
на один раз, или на сезон). Не каждую
вещь человек в состоянии купить.

11

Почему для
поступления в институт необходимо
сдавать экзамены?

Отобрать (или
выявить) знающих (или подготовленных,
или сильнейших). Отсеять не знающих
(или не подготовленных). Отобрать (или
выявить) талантливых (или способных).
Проверить способность учиться в
институте (или отсеять «тупых»). Чтобы
для всех были равные условия (или чтобы
не поступали нечестным путем). Конкурс
(или желающих много, а мест мало).

0: Узнать,
хорошо ли все знают. Пополнить (или
вспомнить) свои знания.

 ?: Проверить
знания (или что ты знаешь, или на что
способен). Иметь представление о
поступающих (или знаниях, или
способностях). Нельзя принимать всех
подряд. («Верно. Так почему надо сдавать
экзамены, чтобы поступить?).

12

Почему для
производства детских игрушек чаще
используют пластмассу, чем дерево?

Она легче.
Легко делать (или обрабатывать).
Гигиеничнее. Занозы не будет. Дешевле.
Экономия древесины. Легко штамповать.

0: Прочнее.
Красиво (или эстетично).

 ?: Удобно.
Выгодно. Практично.

13

Почему мы
выбираем депутатов парламента?

Отбор достойных
(или лучших). Не все могут управлять.
Потому что каждый из нас имеет право
голоса (или выбора). В этом – проявление
демократии (или народной власти). У
нас власть осуществляется через
представителей народа (или депутаты
– представители народа). Власть
основана на выборности.

0:

 ?: У нас
демократия (или народная власть).
Депутаты отражают (отстаивают или
защищают) интересы народа.

14

Почему нужно
выполнять обещания?

Подведешь
другого. Тебе не будут верить (или
будут считать лгуном). Для пользы дела.

0: Так принято.
Это нехорошо. Это не честно.

 ?: Это дело
чести. Вопрос морали.

Исследуется
способность моделировать свое поведение
в социальных ситуациях. Отмечается
практичность мышления, суждения
испытуемого, касающиеся его житейского
и социального опыта. Результаты скорее
говорят о “фасаде” поведения.
Результаты обычно очень чутко реагируют
на социальную дезадаптацию испытуемого
(например, при неврозах или психопатиях).
Снижение результатов говорит об
игнорировании или пренебрежении
социальной конформности, либо ослаблению
интереса к социальному участию. Высокие
же оценки отражают чрезмерную конформность,
пассивность, либо демонстрирование
социально-приемлемых черт характера
(что встречается у демонстративных
личностей). Следует иметь в виду, что
некоторые социально активные психопаты
набирают высокие оценки по данному
субтесту.

Отдельные
феномены:

  • следует
    отмечать характер решительности или
    нерешительности при ответах испытуемого;

  • феномен
    “фасада” при акцентуации характера,
    когда испытуемый адекватно дает модель
    своего поведения в социальных условиях,
    но на самом деле в реальных ситуациях
    его поведение противоположно.

Всего 12 субтестов.

Источники

  • http://www.grc-eka.ru/testy/vekslera.html
  • http://psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%92%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0
  • http://fb.ru/article/211187/testyi-vekslera-detskiy-i-vzroslyiy-interpretatsiya-test-vekslera-detskiy-variant-dlya-doshkolnikov
  • http://psihologn.org/index.php/psihologamm/373
  • https://prodepressiju.ru/narusheniya-intellekta/test-vekslera.html
  • https://gigabaza.ru/doc/36091-p2.html

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию