Учимся мыслить шире: как развивается когнитивная или умственная гибкость

Содержание

Откуда взялось понятие когнитивной гибкости

Что такое когнитивная гибкость

От человека часто требуется быстро проанализировать ситуацию

Американские ученые выяснили, что человеческий центр адаптации находится в поясной коре головного мозга.

Спустя много лет долгих исследований нейробиологи смогли доказать, что всю переднюю кору мозга контролирует именно поясная кора.

Ее функции можно назвать одним интересным термином – когнитивная гибкость.

Когнитивная гибкость позволяет человеку легко адаптироваться к разным ситуациям, принимать быстрые решения.

В жизни человека часто происходят различные ситуации, требующие быстрого анализа. Рассмотрим самый банальный пример. Допустим, каждое утро вы привыкли есть на завтрак овсяную кашу. И уже в течение многих лет вы так живете.

Но вдруг однажды утром вы с удивлением обнаруживаете, что у вас закончилась овсяная каша, а завтракать все-таки нужно. Здесь вступает в силу когнитивная гибкость. Вы не уходите голодным на работу из-за отсутствия любимого продукта, а ищете альтернативу.

Быстро сориентировавшись в холодильнике, вы находите что-нибудь другое и сытым уходите на работу. Таких примеров можно привести огромное множество, так как когнитивная гибкость сопровождает человека везде.

Поясная кора головного мозга влияет на мышление человека, способствует предугадыванию различных событий и реакций других людей. Если поясная система в порядке, человек с легкостью может планировать, ставить перед собой задачи и своевременно их решать.

Но, если у человека есть какие-то сбои в работе поясной коры, он становится неуверенным в себе и своих действиях, что ведет за собой пессимистичность и дурное настроение.

Люди не наделяются способностью к адаптации с рождения. Этот процесс, так же как и речевые навыки или моторика, развивается с возрастом и проходит этапы созревания. Примерно к двадцати годам у человека уже в полной мере развита когнитивная гибкость.

  Личностный подход в педагогике – это трещина в стене между учителем и учеником

Наблюдали ли вы когда-нибудь реакцию маленького ребенка на изменение привычной для него ситуации? Он начинает сильно капризничать и плакать. Так происходит, потому что у него еще не развиты передние доли мозга, отвечающие за когнитивную гибкость.

Поэтому ребенку крайне трудно увидеть в изменчивой ситуации какую-либо альтернативу.

Развитие гибкости мышления

Гибкость ума тесно связана с объемом наших способностей, умений, знаний и навыков, но полностью этим разнообразием и богатством опыта не определяется. Эксперименты, проводимые различными учеными, исследовавшими гибкость мышление и его развитие, свидетельствуют о том, что его связь с прошлым опытом имеет очень непростой характер. Так, например, в определенных жизненных ситуациях накопленные человеком знания не только не содействуют формированию свежих идей и стратегий, но и, наоборот, тормозят эти процессы.


Фундаментальным советом, который поможет вам в развитии гибкости ума и станет основой на которую лягут остальные, будет цитата из книги Роберта Грина, «33 стратегии войны» — «Важно уяснить, что великие полководцы, талантливые тактики и стратеги смогли проявить себя не потому, что больше всех знали, а потому, что в случае надобности умели отбросив предвзятость сконцентрироваться исключительно на том, что происходило вокруг них здесь и сейчас. Ведь только тогда вспыхивают творческие искорки и возникают креативные и оригинальные решения. Жизненный опыт и теоретические знания хороши до поры до времени: сколько бы вы заранее не думали пытаясь предугадать ситуацию, это не подготовит вас к череде бесконечных возможностей, к хаосу реальностей жизни, и не научит искусству импровизации».

Чтобы развить гибкость мышления важно уметь в определенных ситуациях выкинуть из головы все умные советы вычитанные в книжках (на подобии как заработать миллион и стать миллионером), формулы и методы, содержащиеся в советах успешных людей, и пробовать разрабатывать собственные стратегии. Конечно, анализировать победы и неудачи (как свои так и чужие), а также извлекать из них определенные уроки дело важное, но не менее важно развивать способность размышлять над событиями, происходящими в настоящем.

Если представить человеческие ум в виде реки, а гибкость мышления в виде быстрого течения и свежей воды, то воспоминания об удачном или неудачном опыте прошлых лет, предвзятость и навязчивые мысли, будут теми валунами, которые тормозят течение воды, превращая реку в затхлое болото. И если вы чувствуете, что в вашей «реке» скапливается большое количество тины и другого мусора перегораживающего ее русло пришло время начать внутреннюю борьбу с этими вредными тенденциями. Чтобы восстановить быстрое и естественное течение ваших мыслей и развить гибкость ума используйте несколько тактических приемов:

Во-первых, следует внимательно следить за появлением ограничивающих стереотипов. Во-вторых, стоит серьезно отнестись к пересмотру некоторых своих принципов и убеждений.

Наполеон Бонапарт, отвечая на вопрос, каким при ведении войны он следует принципам, сказал — никаким. Так же и для любого другого человека стремящегося развить гибкость собственных мыслительных процессов, единственным принципом должно стать отсутствие любых принципов. Гениальность и талант Наполеона заключались в способности тонко чувствовать ситуацию и извлекать из любых обстоятельств как можно больше пользы. Уверовав в то, что существуют неопровержимые законы, вечные и незыблемые истины, вы занимаете статичную позицию и заранее обрекаете себя на поражение.

Еще раз повторюсь, изучение истории, и знакомство с различными теориями может расширить кругозор, сделать вас умнее, только боритесь с окаменевшими догмами внутри себя и с внутренним голосом, то и дело требующим приклониться перед авторитетами. Расчистите в своем сознании для нового опыта необходимое пространство.

Один из основателей гештальтпсихологии, немецко-американский психолог Макс Вертгаймер, а также его последователи Курт Коффка и Карл Дункер, выявили, что одним из свойств продуктивного мышления, является умение, отказавшись от стереотипных действий, выделить необычные и новые свойства (отношения, взаимодействия) между объектами. Процесс решения стоящей перед человеком задачи при этом являет переосмысливанием и преобразованием чего-то исходного, связанного с перестройкой ситуационного образа, выявлением в объекте новых свойств, невидных с первого взгляда.

Если гибкость ума помогает людям посмотреть на проблему с разных точек зрения, значит, попытка глубоко изучить ту или иную проблему и найти наибольшее количество ее решений является хорошим упражнением на развитие гибкости мышления.

В-третьих, забудьте о прошлых победах и поражения. Успех окрыляет и в то же время делает нас ленивыми, ведь нет ничего сложного, раз за разом выполнять те действия, которые привели к успеху. А воспоминания о неудачах неизбежно ведут к потере самооценки, самоуверенности и сужают горизонты. Тем боле, что каждое новое действие обусловлено своими нюансами и хитросплетениями. Так, что на каждую ситуацию, проблему или задачу надо научиться смотреть свежим взглядом — это одно из основных правил развития гибкости мышления. А поможет вам вытеснить из сознания последние события и избавиться от воспоминаний прошлого (неважно хорошего или плохого) — внимание к деталям и мелочам  настоящего момента.

Чтобы сбросить груз обыденности и встряхнуться попытайтесь резко поменять курс: в привычной ситуации можно поменять схему поведения и сделать что-то до боли знакомое не так, как вы делаете это прежде, а наоборот, начните что-то сначала, поменяйте имидж или ввяжитесь в какое-нибудь  необычное для вас дело. В подобных ситуациях сталкиваясь с новой реальностью, мозг воспрянет ото сна. И не стоит обращать внимание на тревожность и страхи, которые обычно возникают при подобного рода изменениях, они обладают живительным эффектом.

Решая конкретные задачи, всегда пытайтесь задаваться вопросами типа: «Можно ли посмотреть на проблему в другой плоскости?», «Есть ли у задачи иные пути реализации?», «Что надо сделать, дабы добиться лучшего результата?», «Какие изменения надо внести, чтобы ввиду сложившихся обстоятельств, они не навредили процессу?», ну и т.д.


Интересный взгляд на гибкость ума у буддийских монахов. Говоря о важности гибкости мышления и умении приспосабливаться к любым обстоятельствам, буддийские монахи советуют не стремиться становиться похожими на хамелеонов и пассивно принимать всякую мысль и идею. «Не стоит впитывать в себя как в губку чуждые нашему духовному развитию убеждения и системы» — говорит Далай-лама. Вы спросите, как такая система ценностей может сочетаться с гибкостью мышления? По мнению Далай-ламы в этом нет ничего сложного – «Духовное развитие, немыслимо без системы основных ценностей, выступающих в качестве ориентира. Эта система придает нашей жизни осмысленность и последовательность. Я ограничил систему своих главных убеждений тремя фундаментальными фактами:

  • Я — человек.
  • Я хочу быть счастливым и не хочу страдать.
  • Другие люди, как и я сам, также хотят быть счастливыми и не хотят страдать.

Не поиск отличий, а поиск чего-то объединяющего порождает ощущение связи с другими людьми. Настроившись таким образом, проанализируйте свою систему ценностей и убеждений и сведите ее к небольшому количеству фундаментальных принципов. Именно это даст вам свободу, позволит гибко мыслить и противостоять великому множеству ежедневных проблем».

Что бы ваш ум стал более гибким, воспользуйтесь специальными методиками по активизации мыслительных возможностей. К таким методикам, можно например отнести «Метод контрольных вопросов» или «Метод фокальных объектов».

Развитие гибкости мышления немыслимо без различных развивающих упражнений, не дайте своему уму застояться. На нашем сайте в рубрике «Саморазвитие» вы можете найти немало полезных советов, правил, тренингов и упражнений, вот некоторые из них: «Нейробика — зарядка для ума», «Видеокурс: упражнения на развитие памяти», «Как повысить работоспособность мозга», «12 упражнений для развития креативности».

Также для гибкости ума будет полезна открытость всему новому, новым переживаниям, впечатлениям, опыту и т.д. Древнегреческий философ Аристотель говорил, что жизнь можно определить как движение. То, что не движется, то мертво. Тот, кто подвижен, в том больше жизни и у того всегда острый ум и гибкое мышление. Так что господа больше жизни, интересов и свежих эмоций.

Эмоциональная гибкость и социальное сравнение

Многие люди, особенно молодые женщины, чувствуют неуверенность, когда сравнивают себя со своими ровесницами в социальных сетях. «Ее жизнь выглядит на фото лучше, чем моя, поэтому она лучше, чем я» – примерно так они размышляют, просматривая фото знакомых в ленте.

Социальное сравнение – один из самых токсичных психологических процессов, в которых мы участвуем, предупреждает Сьюзен Дэвид. Отчасти из-за этого в обществе растет уровень тревожности, депрессий и самоубийств.

К социальному сравнению близок такой психологический феномен, как социальная инфекция. Каждый из нас постоянно испытывает ее действие на себе. Типичный пример: если вы заходите в лифт, в котором один человек говорит по телефону, то постепенно все находящиеся в лифте достают свои телефоны. Или, например, вы приходите на встречу, на которой один из присутствующих ведет себя цинично – через некоторое время его примеру последуют остальные. Допустим, вы стараетесь вести здоровый образ жизни, и вдруг вы летите на самолете, а сосед по креслу при вас покупает шоколад и начинает его есть – с высокой долей вероятности вы поступите так же. Мы часто подхватываем поведение других людей, даже не осознавая этого.

Социальное сравнение и социальная инфекция произошли задолго до социальных сетей, однако именно социальные сети заставляют нас сравнивать себя с остальными постоянно. Десять лет назад вы покупали глянцевый журнал, чтобы увидеть на его страницах фото знаменитостей. Благодаря социальным сетям сегодня знаменитостями могут почувствовать себя тысячи людей.

Как уберечься от этого? Помогает самосострадание – признание того, что, несмотря на существование всех этих людей с фотографиями в социальных сетях, вы идете своей дорогой по жизни. Еще один способ избавиться от постоянных сравнений себя с другими – перестать проверять соцсети 50 раз на день.

Развиваем индивидуальность

Далеко не многие люди руководствуются только собственными желаниями и мнениями. Для того чтобы развить индивидуальность, человеку потребуется начать жить в согласии со своим предназначением и совестью. Это приводит к необходимости поиска любимого дела. Выбранное занятие позволит стать хозяином своего существования. Достижению подобной цели способствуют творческие занятия, которые должны непременно нравиться и приносить ощутимую пользу.

Помимо изменения внутреннего видения жизни рекомендуется гимнастика для ума. Она способна развить его гибкость подобно тому, как физические упражнения укрепляют наше тело. Для проведения упражнений на гибкость ума понадобится всего несколько минут в день. Они представляют собой практику совсем несложных стратегий, способствующих взаимодействию левого и правого полушария нашего мозга. Это приводит к созданию новых связей между нейронами и постепенно повышает гибкость ума в целом. Нужны человеку подобные упражнения или нет? Для того чтобы определиться с ответом, достаточно пройти любой тест на гибкость мышления. Ответы на предложенные вопросы позволят проверить неординарность мышления. Но не стоит при решении теста на гибкость ума тут же сдаваться и открывать верный ответ. Стоит подумать, но делать это нужно без особенно долгих размышлений.

Как же проводить гимнастику для ума?

Методическое обеспечение экспериментального исследования

Тестовый комплекс разработан группой психологов И.М.Дашковым, Н.А.Курганским, Л.К.Федоровой – СпбГУ (1995). УИТ СПЧ – батарея тестов для определения уровня интеллектуального развития (общих умственных способностей), а так же структурных особенностей интеллекта. Данный тест был выбран нами для диагностики интеллектуального уровня развития студентов, так как на наш взгляд обладает следующими достоинствами:

возможность рассмотрения интеллекта в его развитии (диагностику можно проводить используя четыре равнозначных варианта: формы А, В, С, Д);

возможность исследования широкого диапазона структур интеллекта (1 1 структур);

возрастное наличие стандартов для взрослого человека с высшим образованием.

Краткое описание субтестов.

І.Субтест «осведомленность».

Содержит задания, касающиеся знаний общего характера в области языка, точных, естественных и гуманитарных наук, литературы и искусства, политики и обыденной жизни. Предполагается, что помимо собственно информированности, эрудиции, субтест определяет степень приобщения к культуре, познавательные интересы, объем долговременной памяти.

2.Субтест «скрытые фигуры».

Разработан на основе широко известных фигур Готтшальда. В заданиях предлагается определить, какая из нескольких достаточно простых геометрических фигур замаскирована в более сложной фигуре. В процессе выполнения субтеста простые фигуры (один набор для всех заданий) находится перед глазами субъекта.

Предполагается, что субтест измеряет такие важные интеллектуальные качества, как гибкость восприятия, независимость зрения. 3.Субтест «пропущенные слова».

Каждое задание субтеста представляет собой предложение (или отрывок текста из нескольких предложений) в котором пропущено одно, два или три слова (вразбивку) или же словосочетание. Они заменены прочерками в соответствующих местах предложения или отрывка текста. В задаваемом стимульном материале эти слова, как правило, являются ключевыми по содержанию или структуре. Среди предлагаемых вариантов нужно выбрать именно эти слова, как наиболее подходящие грамматически по смыслу.

Альтернатива

Данное понятие означает способность индивида делать выбор между несколькими вариантами. Альтернатива, как правило, имеет место у людей с высоким уровнем развития мышления. Ведь человеку необходимо не просто принять то или иное решение, а обосновать перед собственной совестью его правильность, увидев при этом дополнительные возможности.

При любых обстоятельствах человек должен помнить о том, что альтернатива существует всегда. Именно поэтому при первой неудаче нельзя опускать руки и отчаиваться. При подобном подходе ничего существенного в жизни не добьешься.

мужчина рисует лампочку

Справиться со сложной ситуацией часто возможно при поиске ответа внутри себя. Это позволит определиться с самыми значимыми возможностями и перспективами. Гибкость ума в данном случае понадобится для определения самого подходящего варианта решения проблемы. Как правило, люди обучаются этому на основе полученного ими жизненного опыта.

Как вы попадаете на крючок

Большинство психологических проблем, включая депрессию и тревожность, возникает в результате эмоциональной негибкости – «заклиненности» на мыслях, ощущениях, определенных моделях поведения, которые не приносят пользы.

По мнению Сьюзен Дэвид, человек попадает на крючок тогда, когда ощущает «состояние, в котором нет пространства между побуждением и ответной реакцией». Например, покидает комнату, когда деловой партнер говорит не то, что ему нравится. Это реакция, а не ответ. И она возникает, когда мысли и эмоции заставляют нас совершать действия, не приносящие пользу.

В детстве мы получаем много информации о себе: кто мы, на что способны, в чем хороши, чего заслуживаем. Источниками этой информации выступают не только родители и учителя, но и культурные установки. Например, культурные установки влияют на наше представление о способностях и недостатках женщин. Они же диктуют нам, какими людьми мы должны быть. Социальные сети сигнализируют о праздниках, которые мы должны отмечать. Еще один крючок, на который мы часто попадаем, – телевизор. Он заставляет нас сердиться, расстраиваться, испытывать чувство несправедливости – что угодно, но только не вызывает у нас желания принять любые меры в соответствии со своими ценностями.

Понять, что вы попали на крючок, очень просто: это ситуация, когда все заканчивается тем, что вы просто испытываете гнев или другое неприятное чувство – оно не помогает, а мешает воплотить в жизнь ваши ценности. Типичные ситуации с «крючком»: вы молчите, понимая, что дело требует вашего вмешательства; вы отказываетесь брать на себя ответственность за свой карьерный рост; вы не желаете поступиться собственным мнением, даже если понимаете, что существует более приемлемый вариант решения проблемы.

Творческий метод

Проявление креативности у человека должно присутствовать во всем. А это невозможно без использования внутренних творческих ресурсов. Если этого не будет, то энергия личности начнет постепенно угасать, и в конце концов применить ее станет просто невозможно.

заточенный карандаш среди незаточенных

Наша жизнь такова, что будни время от времени подбрасывают человеку различные сюрпризы. Если эти случайности застают врасплох, то они могут поставить нас в тупик. Не допустить этого позволит гибкость ума. В этом случае она будет выражаться в творческом подходе к проблеме, что позволит решить возникающие вопросы в кратчайшие сроки.

Определение точных и приблизительных значений

Существуют также полезные для ума игры. Но стоит иметь в виду, что улучшение мышления потребует определенных волевых усилий. И даже если использование тренажера для ума покажется не более чем интересным времяпровождением, то и в этом случае польза от этих занятий будет получена непременно.

Для развития мозга потребуется нарушить его привычный ритм и предоставить ему новые стимулы. Сделать это поможет игра по определению точных и приблизительных значений. Она должна стать ежедневной задачей, для выполнения которой потребуется внимание, расчет и подсчет. Например, сколько лестниц в вашем офисе? А сколько было сегодня в автобусе людей в черной одежде? Какую сумму дают две последних цифры номера проезжающего мимо автомобиля?

Избавляемся от страхов

Двигаться вперед человеку всегда мешают самые различные фобии. Страхи настолько ограничивают нас, что способствуют созданию неких внутренних рамок, вырваться из которых очень сложно. Также стоит помнить о том, что тревоги и сомнения всегда играют негативную роль и способны любое начинание погубить уже на корню. Если человек испытывает сильный страх, то он непременно откажется от любой перспективы. Именно поэтому для достижения желаемой цели необходимо перестать бояться. Только в таком случае появится гибкость мышления, которая позволит добиться значительных результатов в жизни. Личность начнет думать конструктивно и направит свой ум к созиданию.

Использование ментальных карт

Британский ученый Тони Бьюзен разработал довольно простой, но в то же время действенный инструмент, способствующий высвобождению творческого потенциала человека. Вдохновленный тетрадями Леонардо да Винчи, он создал ментальные карты. На сегодняшний день их нередко включают в учебную программу многих курсов, а также используют для решения своих проблем различные компании и институты.

Ментальные карты могут быть применены для планирования карьеры или отдыха, во время подготовки к собраниям, презентациям и т. д. Но самое ценное качество данного инструмента заключено в том, что при регулярном его использовании мозг учится использовать сразу два полушария, что и развивает его гибкость.

Как же это работает? Предположим, что получено задание, которое заключается в написании обзора последнего из просмотренных фильмов. Как над этим заданием начнет работать наш мозг? Мы станем писать, последовательно перечисляя самые важные моменты? Скорее всего, нет. Как правило, образы, ключевые слова и впечатления от фильма будут свободно парить в голове зрителя, соединяясь в итоге между собой. Ментальная карта является методом, который отображает этот процесс на бумаге. Она представляет собой графическое выражение тех моделей мышления, которые естественны для человека.

Как известно, творческий процесс требует соблюдения баланса между производством идей и их организацией. Это позволит своевременно отбирать самые реализуемые и креативные мысли. Однако большинство людей страдает от того, что старается сразу же организовать появившиеся у них идеи, что идет в ущерб появлению других. Использование ментальных карт и призвано освободить человека от подобного диктата. Они позволяют организовать все ключевые понятия, связанные с определенной темой, таким образом, чтобы дать возможность поиска ассоциаций. Именно это и позволяет личности стать творческой, а мышлению – более гибким.

Принятие ответственности

На это, к сожалению, способна далеко не каждая личность. Причины кроются в тех факторах, которые способствуют формированию у человека безответственности и душевной расслабленности. Индивид привыкает к тому, что старается не обращать внимания на происходящее с ним. Конечно, жить так намного легче. Ведь не нужно предпринимать никаких усилий при необходимости выполнения важных действий. Однако стоит иметь в виду, что человек, убегающий от своей сущности, никогда не станет счастливым. Это похоже на отстранение от собственных чувств, когда их даже не успеваешь определить и осознать.

При принятии полной ответственности человек должен обладать умением признавать свои ошибки. Это и есть демонстрация гибкости ума. Стоит отметить, что люди, научившиеся преодолевать встречающиеся у них на пути трудности, отмечают, что сделать это им позволило именно принятие ответственности.

Переключение внимания

Человек, который долго концентрируется на той или иной мысли, становится сосредоточенным. Это состояние, когда в голове постоянно прокручивается определенная ситуация, позволяющая быстрее придти к оптимальному решению и найти нужный ответ. Порой собственное видение стоящей перед индивидом проблемы переворачивает его сознание, и он начинает стремиться к получению конкретного результата. Каков при этом будет окончательный выбор варианта решения, зависит от мировоззрения личности и от имеющейся у нее системы внутренних убеждений. Однако если очень долго сосредотачиваться на одной проблеме, то это может привести к апатии. Гибкость мышления в таком случае проявляется в способности человека переключаться, переводя внимание с одной мысли на другую. Навык этот весьма полезен. Пригодиться он может всегда. Ведь любое новое начинание обязательно потребует терпения, настойчивости и душевных сил. Гибкость ума при этом позволит защититься от дополнительных переживаний и не чувствовать себя обычным неудачником.

Одеваться и раздеваться, закрыв глаза

Подобное упражнение выполняется один раз в течение дня. На первый взгляд такое задание может показаться довольно глупым.

девушка возле одежды, висящей на плечиках

Однако его выполнение способствует:

  • улучшению координации движения;
  • усилению взаимосвязи между левым и правым полушариями мозга;
  • развитию мелкой моторики.

Пересматриваем убеждения

Каждый человек придерживается своих жизненных принципов. Они способствуют принятию ответственных решений, указывая на направление движения. Для того чтобы развить гибкость мышления, понадобится к тем или иным вещам начать проявлять большую лояльность. А сделать это позволит альтернативное видение мира. Быстрое достижение этой цели невозможно. Порой человеку требуется много терпения и времени, чтобы при любой ситуации начать сразу думать, а только потом делать.

Для воспитания в себе гибкости мышления необходимо много тренироваться, пересматривая при этом самые значимые для себя убеждения. Все это позволит немного отвлечься от проблемы, чтобы приступить к поиску оптимальных путей ее решения. Прохождение трудностей невероятно закаляет человека, особенно если он сам смог найти выход из затруднительного положения. Большая роль здесь отведена изменению привычек. Подобный ход способен творить настоящие чудеса.

Изучение иностранного языка

Что еще можно предпринять для развития гибкости ума? Поможет этому процессу изучение 3-5 новых иностранных слов в день. При этом абсолютно неважно, какой язык будет вами выбран. Подобные занятия способствуют увеличению лингвистического потенциала и расширению кругозора. Одновременно с этим происходит формирование новых нейронных тканей – прекрасного когнитивного резерва, который в будущем поможет человеку с достоинством перенести возрастные изменения организма.

Начинаем экспериментировать

Жизнь подавляющего большинства людей весьма ограничена рамками придуманных стереотипов, выйти за которые они просто не решаются. Это в значительной мере обедняет их существование. Любое действие, направленное на развитие, в таком случае будет для человека весьма сложным. Ему просто необходимо экспериментировать, что позволит не останавливаться на достигнутом результате.

Порой очень грустно наблюдать за теми людьми, которые сдаются на полпути, не успев еще как следует начать свое дело. Тому, кто сделал первый, пусть еще и робкий шаг, не стоит останавливаться. Следует продолжать неуклонное движение вперед, что и позволит придти к намеченной цели.

стрелка на асфальте

Разумеется, возможность в проведении собственных экспериментов предоставляется человеку не всегда и не везде. Но это вовсе не означает того, что он не может присмотреться к возникшей ситуации и сделать из этого соответствующие выводы. Развитие гибкости мышления – задача не из простых. Решать ее нужно постепенно.

Принятие точки зрения другого человека

Для нас это, пожалуй, самое сложное. Ведь люди устроены так, что в любых ситуациях правыми считают только себя. Подобное мировоззрение связано с внутренней природой человека, которая включает в действие естественные защитные механизмы. Все это позволяет индивиду избежать любых неприятностей, которые возникают на его пути. Гибкость мышления – это то, что позволяет увидеть ситуацию как бы изнутри. При этом человек начинает обращаться к истокам существующей проблемы.

Мыслительные операции

От чего зависит гибкость ума? От производимых им мыслительных операций. Они включают в себя сравнение, противопоставление, а также синтез и анализ, конкретизацию и абстракцию, систематизацию и обобщение. Данные элементы считаются едиными, парными и обратимыми.

мужчины думают

Рассмотрим особенности мыслительных операций:

  1. Сравнение. Подобная операция заключается в установлении различия или сходства объектов мышления. При сравнении человек обнаруживает определенные существенные свойства явлений и предметов. По мнению некоторых исследователей, в этом заключается самая существенная сторона мышления. Рассматривая предметы с разных точек зрения, человек получает возможность сравнивать и сопоставлять их качества в необычных, новых для себя обстоятельствах.
  2. Анализ. Под этим процессом понимается мысленное разделение явления или предмета на составляющие его части. Анализ помогает нам в стремлении глубже познать предмет. Для этого и требуется изучение каждой из его частей в отдельности. Анализ объекта может быть и отвлеченным. Его проводят для выявления сущности явления или предмета.
  3. Синтез. В противопоставление анализу, данный процесс позволяет составить единое целое из отдельных частей. Что конкретно подлежит объединению, можно сказать далеко не всегда. И здесь можно обнаружить тесную взаимосвязь между синтезом и анализом. Ведь для того чтобы объединить что-либо, порой необходимо понять, что же может составить единое целое.
  4. Обобщение. Данный процесс означает сведение чего-либо частного к общему. Обобщение следует за анализом материала и выделением свойств отдельных деталей путем их сравнения. После этого и становится возможным определить то главное и общее, что характерно для объектов, являющихся материалом мышления.
  5. Абстракция. Подобный процесс означает отвлечение мышления от конкретных чувственно-образных свойств выбранного им предмета или явления. Она возможна лишь после того как человек исключит все несущественное, частное и случайное.

Выходим за рамки

Подобный процесс представляет собой отказ от стереотипов. Сделать это в большинстве случаев не так уж и просто. Ведь когда от людей требуется принятие какого-либо нестандартного решения, они начинают чувствовать себя ограниченно и скованно. Выход за существующие рамки и означает проявление гибкости мышления. В этом случае придется учиться чему-то неизвестному, приступить к освоению нового поведения, а также вступать в борьбу с собственным страхом. При правильной постановке задач личность способна одержать победу в этом внутреннем поединке, который, прежде всего, подразумевает искоренение лени. Избавившись от нее, человек будет проще принимать решения. Именно поэтому развитию гибкости ума непременно поможет отказ от стереотипов.

Как проявлять гибкость

1. Учитесь справляться с первичной реакцией

Что обычно происходит, когда срываются планы?

Первая реакция — поднимается волна эмоций: агрессия, раздражение, возмущение. Эта реакция непроизвольная, инстинктивная.

Осознайте, что это просто реакция, пропустите через себя эмоции, сбалансируйтесь и сделаете осознанный выбор, как поступить в этой ситуации.

С опытом, когда вы научитесь проявлять гибкость, вы не будете реагировать. У вас не будет эмоционального всплеска  или острой реакции на меняющиеся обстоятельства.

Пример. Поломался компьютер, а вам нужно работать. Если решить этот вопрос в ближайшее время не получается, подумайте, для чего вам эта ситуация.

С одной стороны вы остались без возможности работать, а вам нужно многое успеть.

С другой стороны, может, это как раз удобный случай сделать то, что давно хотели, или  просто подумать о своих целях и, возможно, пересмотреть их в спокойной обстановке.

Главный смысл здесь такой — вы НЕ впадаете в состояние жертвы: «Как же так? Что же теперь делать?»

Вы принимаете необходимые меры в сложившейся ситуации, делаете все, что от вас зависит и переключаетесь на другую задачу, пока ждете разрешения вопроса.

См. также Как управлять своими эмоциями, и почему это так важно для вас

В статье вы узнаете чем отличаются чувства от эмоций и получите способы для достижения эмоциональной гармонии.

2. Научитесь встраиваться в поток

Быть гибким — значит уметь лавировать в меняющихся обстоятельствах, видеть новые возможности в новых условиях.

Не продавливайте ситуацию, если у вас не получается с нескольких попыток. Остановитесь, переключитесь на что-то другое.

Вполне возможно, что ответ придёт как раз в этот момент, когда вы будете заняты совершенно другим делом.

Когда вы позволяете себе быть в потоке, вы принимаете, что не все зависит от вас. При этом у вас есть возможность выбрать наилучший способ проживания текущей ситуации.

Хотите достичь мастерства в этом вопросе? Приглашаем вас на бесплатный вводный курс Флэшмоб «7 духовных законов».

Каждый день вы будете выполнять несложные задания, которые помогут вам освоить на практике законы вселенной.

3. Снизьте уровень ожиданий

Старайтесь не зависеть ни от кого и не ожидать, что ваши планы реализуются именно так, как вы задумали.

Даже самые надежные договоренности могут не сработать. Никогда не знаешь, что ждет завтра. Ситуация может измениться в любой момент.

Всегда допускайте некоторый процент, что ваши планы могут не осуществиться. Если так произойдет, вы не будете винить обстоятельства или человека в нарушении обязательств.

Если у вас нет ожиданий, то нет и страданий: «Не получилось, значит не мое, или не мой способ, или меня ждет что-то лучше этого».

Когда мужчина говорит, что будет любить всегда, а через месяц у него появляется другая, поздно рассчитывать, что он на вас женится.

Все, ситуация изменилась. Закрываем эту страничку и идём дальше.

4. Продумывайте запасные варианты

Если вы планируете сделать что-то важное, заранее позаботьтесь о плане Б, а то и В. Просчитайте свои действия на несколько шагов вперёд.

Если ваш план рухнет, вы переключитесь на альтернативные варианты.

При таком отношении вас не застать врасплох, вам всегда будет чем заняться.

Пример. Вы хотели поехать на природу на выходные. Все для этого подготовили, но погода испортились, поездка стала невозможной.

Перейдите к плану Б — сходите, например, в спа-салон, в кино, организуйте встречу с друзьями.

Главное не зависать на том, что НЕ получилось, а извлечь пользу из ситуации. Вы же не знаете, что вас могло ожидать в той поездке. Вдруг высшие силы уберегли вас от чего-то неприятного.

5. Будьте гибкими по отношению к вашим целям

Будьте готовы, что ваши заветные желания могут измениться. Пересматривайте на истинность их при любой возможности.

Если вы взялись за реализацию какого-то намерения, учитывайте все возможности и обстоятельства. Все может измениться, и ваше желание тоже.

Будьте готовы его трансформировать, а при необходимости даже отказаться от него.

Не путайте это с неспособностью доводить дело до конца. Вы меняетесь каждый день, растете, ваши желания тоже становятся другими.

То, что манило и привлекало вас вчера, сегодня может оставить равнодушным.

Пример. Девочка в детстве мечтала о кукле Барби. Родители ей не покупали, потому что не было денег. Она дала себе клятву, что купит ее обязательно на первые заработанные деньги.

Но когда время первого заработка пришло, она и не вспомнила о кукле, потому что выросла, и у нее появились совсем другие интересы.

Перед тем, как ставить цели рекомендую проверить их на истинность. Как это сделать, читайте в статье 3 признака, которые помогут определить истинное желание.

Практикуйтесь в проявлении гибкости.

Ищите поводы, чтобы отточить это умение. И постепенно вам даже самые сложные задачи будут казаться простыми. А жизнь станет гораздо разнообразнее и интереснее.

Упражнения для развития гибкости мышления


Существует множество различных методик, позволяющих развить гибкость мышления (все в одной статье разместить не получится). Одной из них, которая однозначно достойна внимания, является система, которую предложил В.Н. Келасьев. Давайте рассмотрим данный подход н включает в себя следующие этапы:

  1. Смена привычных временных связей
    • Метод разделения двух взаимосвязанных последовательный процессов, которые стоят в привычном для людей временном ряду. Примером может служить попытка представить гром без молнии, который, по сути, является выстрелом.
    • Метод замены временного порядка некоторого процесса на абсолютно противоположный. К примеру, представьте, что вначале гремит гром, а после сверкает молния.
    • Метод сокращения временного интервала между некоторыми событиями. Можно попробовать сократить промежуток между рождением и смертью человека до одного дня и попытаться описать такой отрезок времени. Еще один способ – представить диалог людей из разных эпох или двух личностей из прошлого и будущего.
    • Мысленное перемещение некоторого привычного предмета по временной оси. Примером может служить рассуждение о том, что представляет собой телевизор сейчас, чем он станет в будущем и каковы его прототипы существовали в прошлом. Также можно представить что угодно, например библиотеку будущего.
  2. Смена привычных пространственных связей
    • Метод замены традиционных пространственных связей на необычные. Например, можно представить, что автомобиль стоит не на дороге, а под дорогой.
    • Метод объединения различных объектов, которые в обычной жизни существуют отдельно. Можно представить себе травинку-авторучку или картину-фрукт.
    • Метод разъединения традиционно связанных объектов. В качестве примера можно привести рыбу без воды или же магазин без денег.
  3. Смена привычных для человека связей общности
    • Метод логического вычитания общностного признака из предметов. Планета и мяч обладают одним и тем же свойством – шарообразная форма. Нужно представить себе Землю, при условии, что она не круглая.
    • Метод усиления общностного признака. Для данной практики следует в двух абсолютно разных объектах найти что-то схожее. К примеру, дождь и ракета падают на землю. А если разложить воду на кислород и водород, то получится топливо для ракеты.
    • Метод замены традиционных отношений на абсолютно противоположные. Можно представить себе, что дым полезнее чистого воздуха.
  4. Смена привычных связей преобразования действий
    • Метод отчленения действий подразумевает лишение некоторого объекта возможности произведения традиционных действий. К примеру, достаточно представить себе груз, который не имеет веса, автомобиль, который не перевозит ничего, или пищу без калорий.
    • Метод получения определенного результата при отсутствии привычного источника действий (здание, построенное без строителей, или фестиваль без участников).
    • Метод блокирования стандартного ожидаемого результата в процессе некоторой последовательности действий. Например, автомобиль везет пассажира, но тот остается на месте.
    • Метод изменения стандартного направления действия (не сигареты вредны для человека, а человек опасен для сигарет).
    • Увеличение некоторого свойства объекта до невероятных масштабов (автомобиль перевозит сто тысяч пассажиров).
    • Метод усиления или ослабления основного свойства объекта (автомобиль-мотоцикл-велосипед).
    • Метод создания сюжетов посредством заранее выбранных объектов. Используется группа взаимосвязанных предметов, после чего роли раздаются участникам, которые должны максимально ярко описать свои возможности (поезд, пассажир, перрон).
    • Метод формирования новых объектов из тех, что уже существуют. Этот способ представляет собой своеобразный синтез нового объекта.

Данный подход обеспечивает развитие гибкости мышления, что очень важно для поддержания своего творческого потенциала в тонусе. Нужно понимать, что развить гибкость ума за несколько дней сложно. Именно поэтому нужно применять данные упражнения регулярно.

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что развить гибкость мышления можно только осознанно и в основном в ситуациях поиска решений и выбора действий, которые, кстати, могут касаться совершенно обычных вещей. Суть заключается в выборе непривычных действий и исключении автоматизма при принятии решения.

Источники

  • https://vyuchit.work/samorazvitie/kognitivnaya-gibkost.html
  • https://constructorus.ru/samorazvitie/gibkost-myshleniya.html
  • https://bbi.report/1318-kak-jemocionalnaja-gibkost-pomogaet-razobratsja-s-soboj/
  • http://fb.ru/article/395343/gibkost-uma-ponyatie-razvitie-vajnost
  • http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/psihologicheskie-osobennosti-intellektualnoj-gibkosti-uchitelja.html
  • https://KluchiMasterstva.ru/proyavlyat-gibkost-kak-nauchitsya

[свернуть]
Ссылка на основную публикацию